Ализариновые чернила из какого дерева


Ализариновые чернила « Попаданцев.нет

Чернила — изобретение древнее, их было множество редких и хитрого приготовления.
Но активно человечество начало их использовать где-то с 12 века. Это были железо-галловые чернила. Но в 1855 году в истории чернил произошел очередной перелом — саксонский учитель Христиан Август Леонгарди изобрел ализариновые чернила…

Железо-галловые чернила имели один недостаток — то, что линия была заметна слабо, она проявлялась не сразу, а через 10-12 часов. И если для Пушкина это, по-видимому, проблемой не было (он даже рисовал портретики на полях), то для средневековых переписчиков — это было проблема вычитки ошибок.

Чем же отличаются ализариновые чернила? Это те же железо-галловые, в которые добавлен ализарин, который содержится в корнях марены красильной («краповые корни»).

Как результат — ализариновые чернила при написании имеют сине-зеленый цвет, а через 10 часов становятся бархатно-черными (ситуация как с железо-галловыми чернилами).

Использование марены красильной — не новомодное изобретение, красно-коричневый краситель из ее корней активно использовали еще в Мохенджо-Даро, когда еще никаких пирамид в Египте не наблюдалось. И Плиний-старший упоминал марену как Rubia passiva. Марена растение теплолюбивое и водолюбивое и отлично растет как в Греции так и в Италии. И ализариновые чернила можно было бы получить еще в древности… но не срослось. Трудно сейчас представить, почему. Возможно, против марены было какое-то предубеждение (суеверия — они такие). Но марену использовали все средневековье. Начиная с открашенных тканей в могиле Морровингов.

Однако, саксонец Леонгарди изобретал чернила не на пустом месте.
Начиная с 1747 года из Турции начали ввозить хлопок, покрашенный в красное с помощью специальной краски, секрет которой пришел из Индии. Рецепт был сложный, в нем были использованы кровь теленка, овечий помет, масло, сода, соли олова и…. марена красильная плюс дубовые галлы. Рецепт ничего не напоминает?
В общем, секрет быстро был украден у турков, как турки его украли у индийцев и, начиная с 1784 года в Манчестере начали производить окрашенные в красное ткани.

Попаданец имеет шанс опередить Христиана Августа Леонарди на 80 лет — все ингредиенты для ализариновых чернил были в наличии, просто надо было отбить технологию и запатентовать.
В то время такие чернила оказались очень популярными, даже популярнее красных тканей, особомодных начиная с 1820 года. Марену возделывали гектарами и ее корни (как готовый ализарин) производился массово — вплоть до изобретения анилиновых красителей.

Тот рецепт, что запатентовал Леонарди, таков:

3.5 грамма истолченных в крупные зерна чернильных орешков и 250 грамм крапового корня оставляют стоять в течение нескольких дней с 10 л теплой воды; фильтруют, пополняют испарившуюся воду новой и прибавляют при взбалтывании 100 грамм раствора индиго, 433 грамм железного купороса и 166 грамм раствора уксусно-железной соли.
Жидкость оставляют в течение 8-10 дней спокойно стоять и затем сливают до осадка.
Раствор уксусно-железной соли приготовляют посредством обработки 2 весовых части железной проволоки, токарных или других стружек или опилок, 20 весовых частей древесного уксуса.

Как видно, рецепт вполне посильный для древних времен, пусть даже с вариациями.
Плохо из этого только одно — эти вариации придется подбирать на месте. Но это типичная ситуация вообще со всеми рецептами для попаданца.

P.S. Сейчас можно купить ализариновые чернила, однако никакого отношения к марене красильной они уже не имеют. В их составе кроме галлов и купороса — уксусная кислота и индиго-кармин, типичный рецепт выглядит так:
— 10 частей чернильного орешка, 6 частей железного купороса,
— 1 часть гуммиарабика,
— 100 частей уксуса,
— 20 частей раствора индиго-кармина.

Помните строки из басни И. А. Крылова? Свинья под дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала. ..

Помните строки из басни И. А. Крылова?

Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала...

А знаете ли вы, что дает дуб кроме желудей? Конечно, ценную древесину, которая плохо поддается гниению и очень красива после обработки. Кору, с помощью которой дубят кожи и которую используют в медицине как вяжущее средство. А раньше применяли еще и дубильные орешки-галлы — наросты на листьях и ветвях, в которых живет личинка насекомого орехотворки. Эти орешки больше известны под названием чернильных.

Из них выжимали сок, смешивали с железным купоросом, добавляли немного клея — получались чернила, которые хорошо держались на пере, а написанное ими приобретало красивый блеск. Сохранившиеся рукописи, написанные этими чернилами, выглядят так, будто они только что вышли из-под пера. Правда, эти чернила имели один, но довольно существенный недостаток: написанное можно было прочесть только спустя 10—12 часов, а до этого текст был почти бесцветен. Это, естественно, затрудняло процесс письма.

В другом, более древнем рецепте чернил опять не обошлось без дуба: «Взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде... а потом кинуть кусок железа, подлить поварешку щей покислей да кружку кваса медового». Именно такими чернилами писали на Руси с XV века. «Преданья старины глубокой» — о правлении Ивана III, об окончательном избавлении от татарского ига — все эти сведения дошли до нас именно благодаря стойкости этих чернил из «щей покислей».

Силуэтный рисунок конца XVIII в.

Автопортрет в кабинете. Гравюра А. Т. Болотова, 1789 г.

Но появились составы для письма, конечно, значительно раньше — как только у человечества возникла необходимость что-то записать, сохранить для потомков. Первые чернила делали довольно просто: сажу смешивали с чем-нибудь клейким. В Египте для этих целей использовали золу от сжигания корней папируса, которую соединяли с раствором камеди — клейкого густого сока акации, вишни. Очень давно применялись чернила и в Китае. Так же как и египетские, они проявляли хорошую устойчивость к действию света. Точнее, это была тушь, имевшая весьма существенный недостаток: со временем она становилась ломкой и отскакивала от бумаги на сгибах. Кроме того, тушь была довольно густой и плохо стекала с пера, возможно, поэтому на Востоке предпочитали писать (точнее, рисовать) иероглифы кисточкой.

В Европе чернила появились значительно позже. Археологи в засыпанном пеплом древнеримском городе Геркулануме нашли глиняную чашечку, на дне которой виднелся какой-то темный осадок. Оказалось, что это самая старая из всех известных на земле чернильниц! Более тысячи лет в ней сохли «чернила» — обыкновенная сажа, разведенная в масле. А красные чернила считали в те времена священными: писать ими мог только император. Вряд ли «божественный» Август думал, что через 2000 лет красными чернилами будут пользоваться учителя всего мира, исправляя ошибки и выставляя школьникам оценки. Правда, римские чернила для этого вряд ли подошли бы — их можно было очень легко смыть губкой или просто слизнуть языком.

Существовало множество рецептов чернил. «Положите меду-патоки с грецкую горошину, а золота листов с пять или шесть». Всё это тщательно растиралось, и получалась жидкость, которой писали. Затем мед осторожно вымывался, а золотые буквы оставались. Так работали переписчики на Руси. Профессиональные византийские переписчики иногда тоже использовали для чернил золото и серебро. Пергамент при этом окрашивали в пурпурный цвет. Широко применялись чернила каштановые (из отвара кожуры зеленых каштанов), из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов, даже из черники — «Указ о черниле черничном» сохранился в рукописи XVI века.

Но такие чернила давно уже стали историей. На смену им пришли уже упоминавшиеся чернила из орешков-галлов, покрывающих листья дуба. В 1855 году саксонский учитель Леонгарди совершил настоящий переворот в «чернильном деле». Он изобрел ализариновые чернила. Они также были галловые, но не бесцветно-мутные, а интенсивно сине-зеленые, на бумаге переходящие в глубокий черный цвет. Изобретатель добился этого с помощью краппа — продукта особой обработки корней восточного растения марены.

Позднее дорогостоящий крапп заменили синтетическими красителями, а чернильные шарики — танином или галловой кислотой. Однако вскоре и у этого изобретения появился конкурент — анилиновые чернила, например фиолетовые. Это разведенный в воде синтетический краситель. А с изобретением авторучки от чернил потребовались и другие свойства: они не должны разрушать пластмассовые или металлические детали, не должны содержать твердых частиц, которые могут забить капилляры механизма, должны легко стекать с пера, но в то же время не делать клякс.

Когда появилась шариковая ручка, для нее изобрели пасту, которая быстро застывает на воздухе. А сейчас уже шариковые ручки предлагают заполнять опять же чернилами — шарик легче вращается, значит, рука меньше устает при письме. Появился фломастер. Для него готовят водные цветные чернила со специальными добавками, которые обеспечивают все необходимые качества.

Есть пословица: «Что написано пером, не вырубишь топором». Вырубать написанное вряд ли кто пытался, но зато стирали, смывали, выводили весьма успешно. Один из немногих надежных рецептов чернил предложил в свое время известный шведский химик Й. Я. Берцелиус. Текст, написанный его чернилами, можно уничтожить только вместе с бумагой.

Зато рецептов невидимых (симпатических) чернил великое множество. Еще полвека назад ими обязательно пользовались настоящие и литературные шпионы. Симпатические чернила для разных целей создают и сейчас. Например, в Японии совсем недавно выпущены чернила, исчезающие с бумаги через два дня. Они нужны для того, чтобы делать временные пометки на полях книг.

История чернил хранит не только много рецептов, но и много загадок. Еще в прошлом веке великий изобретатель Эдисон придумал чернила для слепых. Стоило жидкостью бледно-серого цвета написать текст и подождать минуту, как бумага в тех местах, где начертаны буквы, твердела и поднималась, образуя рельеф. Изобретатель не был вполне удовлетворен своими опытами, ему хотелось сделать буквы еще более выпуклыми. Удалось ли ему создать такой состав, неизвестно.

Остался загадкой рецепт «чернил драгоценных камней» — рубиновых, сапфировых, перламутровых, тайной которого владели в древности монахи монгольского монастыря Эрдени-Цзу. Неизвестен непосвященным и состав чернил, которыми продолжают пользоваться монахи-переписчики в буддийских монастырях Бирмы, Таиланда, Шри-Ланки, копирующие священные книги.

Каждое время рождало свои чернила, но спрос на них никогда не проходил. И не случайно: по словам Байрона, одной капли чернил достаточно, чтобы возбудить мысль у миллионов людей.

Возьми на заметку

Чернильное пятно на ткани можно удалить ватным тампоном, смоченным в смеси равных количеств глицерина и этилового спирта. Тампон надо менять несколько раз. Ткань затем промывают водой.

Обновлено: 2019-07-09 23:53:28

Из чего делают чернила: состав. Как сделать настоящие чернила: пошаговая инструкция и рекомендации

Каждый день мы пользуемся шариковыми ручками, на рабочих столах есть принтеры, которые работают практически без перерыва. Мы уже настолько привыкли к этому, что не задумываемся, как это работает. А первым шагом к изобретению всех этих удобных приспособлений стал рецепт удивительного состава, который может оставлять стойкие следы на бумаге и ткани. Однако мы сегодня хотим поговорить о том, из чего делают чернила. Краткий экскурс в историю и современные технологии будут интересны для взрослых и детей.

Старинные фолианты

Тончайший пергамент, строчки, выведенные на выделанной коже, древние манускрипты всегда поражают тем, что до сих пор можно легко разобрать написанное. Первые чернила делали очень просто - смешивали сажу с чем-то клейким. Это, по сути, была тушь, которая высыхала и растрескивалась. Кроме того, она была достаточно вязкой, нужно было наловчиться, чтобы вывести красивую строчку. Тогда рецептура была строго засекречена. Из чего делают чернила, знали только священнослужители. Кстати, вариаций было много. Брали в качестве основы мед и добавляли в нее золотой порошок. Широко использовали состав из ягод бузины и грецкого ореха. Но все это уже кануло в Лету. Сегодня производство чернил стало простым и доступным. Давайте проследим цепочку дальше.

Чернила из орешков-галлов

Продолжая рассматривать, из чего делают чернила, нельзя забыть знаменитое открытие, а именно особые наросты на листах дуба. Называются они галлы, а живут в них личинки насекомого – орехотворки. Именно поэтому наросты называют чернильными орешками. Из них выжимали сок, затем смешивали его с железным купоросом и добавляли клей. Получался стойкий состав с красивым блеском. Даже сегодня сохранившиеся рукописи выглядят очень свежими. Однако был один важный нюанс. Эти чернила были бесцветными, прочесть написанное можно было только тогда, когда буквы высыхали.

Переворот в истории

В XIX веке люди стали более образованными, уже многие знали, из чего делают чернила. В 1885 году был произведен очередной переворот. Учитель изобрел ализариновые чернила. Они тоже были галловыми, однако обладали интенсивной окраской благодаря уникальной добавке. Сине-зеленые во флаконе, они становились черными при нанесении на бумагу. Достигалось это за счет добавления краппа, то есть вытяжки из корней марены.

Теперь техническая революция шла полным ходом, и уже крапп научились заменять искусственными красителями, а чернильные орешки – галловой кислотой. Но и на этом прогресс не остановился. Был найден самый простой способ производить анилиновые чернила, то есть получать разведенный в воде синтетический краситель. С помощью этой технологии стало возможным синтезировать составы самых различных оттенков. Однако остается загадкой, как выполняли надписи рубиновыми, перламутровыми и сапфировыми чернилами древние монахи. Эти составы до сих пор знают в некоторых монастырях, но никогда это искусство не покидало их стен.

От древности к современности

Так как делают чернила сегодня в огромных, промышленных масштабах, нетрудно догадаться, что больше человечество не обращается к природе. Теперь все производимые составы можно разбить на несколько видов. Первая группа остается самой популярной, дешевой и простой. Это, по сути, изготовление чернил из галловой кислоты.

Второй вариант – это получить состав, используя танин. Он встречается в продаже в виде желтоватого порошка. В качестве загустителей используют глицерин и желатин. Таким образом можно сделать небольшое количество чернил, которые будут сравнительно безопасными даже при случайном употреблении внутрь. Конечно, этого лучше избежать.

Как сделать их своими руками

Если очень хочется попробовать себя в роли средневекового монаха, то мы вам расскажем, как сделать чернила своими руками. Все компоненты достаточно простые. Вам нужно будет собрать три грамма чернильных орешков, два грамма железного купороса и такое же количество гуммиарабика. Чернильные галлы нужно истолочь в порошок и засыпать в сосуд. Залить в него 30 мл воды. В другой сосуд налейте аналогичное количество воды и добавьте все остальные компоненты. Через два дня можно смешать обе жидкости, перемешать и оставить еще на 48 часов, после чего процедить. Однако писать этим составом нужно будет еще научиться. Но так как сделать настоящие чернила своими руками достаточно сложно, то придется довольствоваться тем, что весьма их напоминает.

Чернила ализариновые

Готовятся они также из чернильных орешков, однако их отличает то, что в них входит уксус. Для приготовления необходимо взять 10 г чернильных орешков, 6 г медного купороса, 1 г гуммиарабика, 100 мл уксуса. Приготовление займет много времени, поэтому сразу настраивайтесь на длительный процесс. Толченые галлы настаивают в уксусе не менее 6 дней. Остальные компоненты отдельно растворяют в кислоте. На пятый день необходимо второй состав прокипятить.

После того как оба раствора будут готовы, необходимо слить их вместе. Теперь энергично взболтайте смесь. Процесс практически завершен. Лучше всего в качестве растворителя подойдет древесно-уксусная кислота. Ализариновые чернила имеют большой недостаток - они не обтекают перо равномерно, а остаются на нем густой массой.

Множество вариантов

Сегодня изготовление чернил – это важное производство, которое только наращивает темпы. На Руси их готовили из железного купороса, который добавляли в отвар дубовых орешков. Сегодня обычные чернила для шариковой руки – это смесь из 50 и более компонентов. Черный цвет достигается благодаря красителям, однако наиболее популярными являются трифенилметан, фталоцианин меди, они придают синий оттенок, такой популярный в современной письменности.

Производство чернил не обходится без сульфата железа и дубильных кислот. Красители и добавки обязательно смешивают с растворителем, они необходимы, чтобы сделать формулу более стабильной. Синтетические полимеры необходимы, чтобы помочь отрегулировать поверхностное натяжение.

Раскрашиваем стекла

Чернила для гладкой поверхности готовят из двух рабочих растворов. Первый – это 100 мл воды и растворенные в ней 1 г сульфида калия и 7 г сульфида натрия. Готовится простым смешиванием. Второй содержит аналогично 100 г воды, 3 г хлорида цинка и 13 мл соляной кислоты. Смесь можно сразу использовать в качестве чернил. Можно смело наносить на стекло и получать после высыхания матовые надписи.

Составы для металла

Назвать чернилами их можно лишь условно. Писать на металле следует смесью из азотной и соляной кислоты. Для этого поверхность покрывают воском, затем делают надпись острым предметом, а затем сверху наносится состав. Через пять минут можно опустить сосуд в теплую воду. Чтобы получить аналог чернильной надписи синего цвета, требуется приготовить другой состав.

Его готовят, смешивая 3.5 г буры с 15 мл этилового спирта, 2 г порошка канифоли и 25 мл раствора метиленового синего. В результате остается надпись синего цвета.

Чернила для ткани

Мы уже рассмотрели составы и ориентируемся, из чего сделаны чернила. Однако все эти составы не обладают большой устойчивостью к стирке и многократному кипячению. Для этого следует немного изменить рецептуру. Для этого в колбе нагревают 42 г анилина и 2.5 г бертолетовой соли и 13 мл воды. Затем добавляют 15 мл соляной кислоты (25%-й) и продолжают нагревать смесь, пока она не потемнеет. Остается дело за малым. В колбу вливают хлорид меди, на этом процесс можно считать практически завершенным.

Полученный раствор нагревают до красно-фиолетового цвета. После этого под воздействием красителя, окислителя и катализатора реакции мы можем получить конечный результат. Чернила, выполненные по этому рецепту, являются очень стойкими. Они не выцветают в процессе стирки и могут использоваться в легкой промышленности.

Вместо заключения

Как видите, есть достаточно много способов, чтобы приготовить чернила. Современная промышленность позволяет выпускать начиная от черных и заканчивая разноцветными чернилами. В последнее время отработана технология предотвращения появления плесени. Есть специальные составы, которые при добавлении в чернила полностью нейтрализуют роль грибка. Это креозот и формалин, салициловая кислота.

Как видите, состав чернил совсем не сложный. Если вы увлекаетесь химией, то вполне сможете повторить это и в домашних условиях. Однако большой вопрос, стоит ли это временных затрат, особенно учитывая стоимость продукта в магазине канцелярских товаров и его расход.

Чернила ализариновые

Совершенно неправильно называются чернила этим именем, так как ализарин вовсе не входит в их состав. Ализариновые чернила приготовляются также из вытяжки чернильных орешков, причем в состав их входит уксусная кислота. В обыкновенных чернилах красильное вещество находится в мельчайших частицах, плавающих в жидкости. В ализариновых же чернилах, от присутствия в них значительной дозы кислоты и клея, образования осадка не происходит. Уксусная кислота, входящая в состав чернил, имеет назначение растворять и поддерживать в растворенном виде красильное вещество. Впрочем, ализариновые чернила имеют тот недостаток, что быстро высыхают, вследствие чего образуют на пере густую массу и перо приходится часто обтирать тряпочкой.

2.1. Для приготовления "ализариновых" чернил берут: 10 чернильного орешка, 6 железного купороса, 1 гуммиарабика, 100 уксуса, 20 раствора индигокармина. Толченый орешек настаивают в уксусе в продолжение 4 - 6 дней, что же касается купороса и гуммиарабика, то их растворяют отдельно в уксусе, причем необходимо их один раз прокипятить. Когда жидкости после этого будут слиты вместе и процежены, тогда прибавляют раствор индигокармина. Последнего не следует прибавлять сразу большое количество, а понемногу и при каждом добавлении взбалтывать раствор. Уксус можно брать обыкновенный, но лучше древесно-уксусную кислоту, как содержащую незначительное количество карболовой кислоты, препятствующей образованию плесени.

2.2. Другой рецепт приготовления "ализариновых" чернил следующий: 20 чернильного орешка, 5 гуммиарабика, 5 древесного уксуса, 2 ½ индигокармина, 50 воды. Чернильный орешек настаивают в продолжение недели в половинной части уксуса и воды. В то же время приготовляют раствор железа в уксусе; для этого надо взять какую-либо деревянную посуду, влить туда остальную часть уксуса и положить в нее разное старое железо, например, гвозди, подковы, обручи и т. п. Дня через три слить жидкость и процедить, гуммиарабик растворить в настое чернильного орешка и соединить все процеженное вместе. К готовым орешкам прибавить индигокармина столько, сколько окажется нужным для придания чернилам желаемой силы сине-зеленого цвета. От присутствия в этих чернилах уксусно-железной соли стальные перья менее портятся.

Чернила анилиновые

Анилиновые краски, получившие такое широкое распространение в современной технике красильного искусства, послужили также материалом для приготовления чернил. Чернильные орешки, кампешевое дерево, железный купорос и т. п., исключительно употреблявшиеся раньше для приготовления чернил, отступили теперь на задний план. Для получения анилиновых чернил берется известный анилиновый пигмент и растворяется в воде. Раствор этот не должен быть концентрирован, ибо тогда чернила будут быстро высыхать и непрочно держаться на бумаге. При правильной концентрации анилиновые чернила отличаются постоянством, легко стекают с пера, не разъедают стальных перьев, не так быстро густеют и не покрываются плесенью.

3.1. Чернила черные

I. Берут 1 нигрозина (анилиновая краска, растворимая в воде) и растворят в 30 воды, затем прибавляют 1 сахарного песку и 2 древесного уксуса.

II. Берут 3 нигрозина (анилиновая краска, растворимая в спирту) и растворяют в 12 денатурированного спирта, прибавляют 2 соляной кислоты и приливают раствора 5 гуммиарабика и 78 воды.

III. 40 феноловой черной краски смешивают с 120 холодной воды, затем приливают 1800 горячей воды и прибавляют 40 сахарного песку, 2 карболовой кислоты и 1 серной кислоты.

IV. Растворяют 1 растворимого в воде нигрозина или черной краски "Реформ" в 10 горячей воды. В полученный раствор приливают раствор 2 гуммиарабика, разведенного в 10 холодной воды.

3.2. Чернила красные

I. Для приготовления их берут 2 эозина (анилин. краска, растворимая в воде) и растворяют в 90 горячей воды. По охлаждении, прибавляют 2 гуммиарабика, разведенного в 10 холодной воды.

II. Берут 1 фуксина (анилиновая краска, растворимая в воде) и растворяют в 95 воды, затем прибавляют 4 гуммиарабика, предварительно разбавленного холодной водой.

III. Берут 1 диамант - фуксина и растворяют в 150 воды, затем прибавляют 1,5 декстрина.

3.3. Чернила синие

I. Для приготовления их берут 5 резорцина (анилин. краска, растворимая в воде), обливают 30 холодной воды, а через 2 часа прибавляют 640 горячей воды, в которой растворено 20 сахарного песку и 1 щавелевой кислоты (в кристал.). Все хорошо взбалтывают, оставляют стоять несколько дней и процеживают.

II. 1,5 резорцина, 1,5 сахарного песку, 0,6 разведен, серной кислоты, 1 денатурированного спирта, 3 гуммиарабика, 100 воды.

III. 1 синей анилин, краски, 2 декстрина, 200 воды.

IV. 8 берлинской лазури, 1 щавелевой кислоты, 300 воды.

3.4. Чернила фиолетовые

I. Для приготовления их берут 10 метилфиолета (анилин, краска, растворимая в воде), обливают 30 холодной воды, оставляют 3 - 4 часа и прибавляют 950 горячей воды, 10 сахарного песку и 2 щавелевой кислоты (в кристал.). В течение 2 - 3 дней смесь взбалтывают и затем процеживают.

II. 120 метилфиолета растворяют в 2000 дистиллиров. воды, 100 уксусной кислоты (30%) и прибавляют 300 сахарного песку.

III. 1 метилфиолета, 8 гуммиарабика, 200 воды.

IV. 1 метилфиолета, 2 декстрина, 200 воды.

3.5. Чернила зеленые

I. Для получения их берут: 1 метилгрюна (анилин. краска, растворимая в воде) и растворяют ее в 100-200 кипящей воды. Для получения более яркого зеленого цвета можно прибавить немного пикриновой кислоты (желтая анилин, краска, растворимая в воде).

II. 200 метилгрюна, 100 дистиллиров. воды, 1 денатурированного спирта, 3 гуммиарабика.

III. 1 иодгрюна (анилин, краска, растворимая в воде), 1 декстрина, 100 воды.


Похожие статьи:

Химия и производство: Ализариновые чернила


Канцтовары
Ализариновые чернила

     Общие сведения
По названию эти чернила должны были бы содержать дорогостоящее красящее вещество - ализарин. В настоящее время (1927 г.) большинство этих чернил ализарина не содержит.

     Ализариновые чернила впервые были предложены Леонарди, и их преимущество заключается в том, что они не дают осадка. Чернила, приготовленные на дубильных веществах, с течением времени дают осадок. Чтобы избежать этого недостатка, в ализариновые чернила часто прибавляют соляную, серную или уксусную кислоту. Ализариновые чернила обычно имеют цветную окраску (синюю, зеленую), которая на бумаге с течением времени переходит в черную. Этот последний признак в настоящее время является самым характерным для ализариновых чернил.

Ализариновые чернила по Леонарди

     3.5 г истолченных в крупные зерна чернильных орешков и 250 г крапового корня оставляют стоять в течение нескольких дней с 10 л теплой воды; фильтруют, пополняют испарившуюся воду новой и прибавляют при взбалтывании 100 г раствора индиго, 433 г железного купороса и 166 г раствора уксусно-железной соли. Жидкость оставляют в течение 8-10 дней спокойно стоять и затем сливают о осадка.

     Раствор уксусно-железной соли приготовляют посредством обработки 2 вес. ч. железной проволоки, токарных или др. стружек или опилок, 20 вес. ч. древесного уксуса.

Канцелярские ализариновые чернила

1-й раствор
Чернильных орешков (истолченных) 600 г
Кипяченой воды 2 л
2-й раствор
Индиго в порошке 40 г
Серной кислоты 50-55° по Бомэ 200 г
     Индиго помещают в глиняный глазированный горшок и поливают серной кислотой, затем дают отстояться в течение суток и осторожно прибавляют понемногу 2 л кипяченой воды, 90 г чистых, мелко истертых в фарфоровой ступке железных опилок и 60 г мелу. Полученную жидкость фильтруют и вливают в нее профильтрованный первый раствор. Эти чернила дают на бумаге зеленое окрашивание, по высыхании переходящее в интенсивный сине-черный цвет.

Прочные ализариновые чернила, не влияющие на стальные перья

Толченых чернильных орешков 600 г
Гумми-арабика 75 г
Крепкого раствора железного купороса 250 г
Крепкой щавелевой кислоты 10 г
Индиго-кармина 15 г
     Настаивают чернильные орешки в 2.5 л воды без подогревания в течение 2 дней, затем процеживают. Остаток обрабатывают таким же образом в течение 2 дней в 2.5 л воды и опять процеживают. Смешивают обе полученные жидкости вместе, фильтруют, растворяют в отфильтрованной жидкости гумми-арабик, прибавляют сначала раствор железного купороса, а затем раствор щавелевой кислоты. Полученную смесь окрашивают индиго-кармином, предварительно растворенным в воде, и затем добавляют воды до получения 5 л чернил.

Таннино-ализариновые чернила

Таннина 25 г
Железного купороса 20 г
Сахара 38 г
Синей анилиновой краски 1.5 г
Соляной кислоты 1.5 г
Воды 1 л

Чернила для самопишущих ручек
Таннина 180 г
Галловой кислоты 60 г
Железного купороса 120 г
Раствора хлорного железа 60 см3
Индиго-кармина 90 г
Гумми-арабика 7.2 г
Карболовой кислоты 7.2 г
     Таннин и галловую кислоту растворяют в 7 л тепло воды. Отдельно растворяют в 2 л воды железный купорос, раствор хлористого железа, индиго-кармин, гумми-арабик и карболовую кислоту и затем сливают оба раствора. Дают отстояться 2 недели и затем фильтруют.

Ализариновые чернила Леонарди высшего сорта по рецепту 1905 г.

1-й раствор
Таннина 80 г
Железного купороса 20 г
Гумми-арабика 5 г
Глицерина 1 г
Воды 200 см3
2-й раствор
Краски анилиновой 25 г
Воды 1 л
     Второй раствор вливают в первый, дают отстояться, сливают с осадка и разливают в бутылки.

Универсальные ализариновые копировальные чернила Леонарди по рецепту 1910 г.

1-й раствор
Таннина 25 г
Железного купороса 20 г
Воды 200 см3
2-й раствор
Кислотной синей краски 15 г
Картофельной патоки 40 г
Воды 300 см3
3-й раствор
Тирозина, растворимого в воде 2 г
Древесного уксуса 40 г
Воды 50 г
     3-й и 2-й растворы смешивают и прибавляют к первому.

Ализариновые чернила Леонарди по рецепту 1913 г.

Таннина 100 г
Галловой кислоты 30 г
Железного купороса 7 г
Раствора хлорного железа (50%) 30 см3
Индиготина 40 г
Камеди 1 г
Карболовой кислоты 10% 4 см3
Воды дистиллированной 5 л
     Сначала растворяют таннин и галловую кислоту в 4 л воды; в оставшемся литре воды растворяют остальные вещества. Сливают оба раствора и дают отстояться в течение двух недель, после чего профильтровывают и разливают во флаконы.

Ализариновый цвет: история и современность

С древнейших времен люди искали полезные растения, обладающие красящими свойствами. Для росписи, окрашивания тканей и различных изделий применялись разнообразные натуральные красители, которые содержатся в коре, листьях, цветах растений. Современная цветовая палитра насчитывает несколько миллионов оттенков, тонов и полутонов, среди них один из самых популярных – ализариновый цвет.

Описание

Ализариновый относится к прозрачному оттенку красного, тяготеет к фиолетовой тональности, наиболее близок к малиновому цвету. Международный индекс – PR83 в категории красных пигментов. Ализариновый красный цвет получил свое название благодаря натуральному органическому красителю – ализарину.

История

Растение Rubia Tinctorum, или марена красильная, известно как источник красителей с давних пор. В древние времена жители Египта, Персии, Индии, Смирны применяли высушенный и измельченный корень марены для получения красно-розовых красителей, в том числе дорогого и редкого пурпура. Торговцы, которые везли мареновый корень из Леванта и Кипра, называли его так же, как местные жители, – лизари, ализари. С этим названием краситель и вошел в историю, которую запечатлел на страницах своих книг Плиний-старший.

Желто-красный сухой порошок разводили глинистым мелом и получали великолепные яркие краски красного тона, которыми окрашивали хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани.

Ализарин в Европе

Марену выращивали по всей Европе – ведь растение давало чистую прибыль. Особо ценились красители из марены, растущей в Авиньоне (Франция), Баварии, Бельгии, Эльзасе, Голландии. В XIX ст. Вольное экономическое общество Российской империи награждало ученых за выведение новых сортов марены, которую культивировали на Кавказе, в Крыму, в окрестностях Самарканда.

Под марену отводили огромные площади, выращивая выгодную культуру на тысячах квадратных километров. Стоимость 1 кг ализарина составляла 100 франков. Мировая добыча маренового корня в год в середине XIX ст. превышала 70 млн франков. Но вскоре на смену органическому красителю пришло химическое соединение.

Немного химии

Натуральный ализарин получали из высушенного корня марены, в основе красящего эффекта – распад руберитриновой кислоты на сахаристое вещество и ализарин. В 1826 французские химики Робик и Колэн синтезировали в чистом виде ализариновый цвет, название сохранили прежнее.

Сначала вещество считают производным нафталина, только в 1868 Либерман и Грэбе сообщают об удачном опыте синтеза ализарина из каменноугольного антрацена при помощи щелочно-окислительной реакции. Патент был признан во всех странах мира, в том числе в Америке и России.

Впервые в истории растительный краситель был получен искусственным путем. Это открытие было названо одним из самых масштабных по экономическому значению. Ведь синтетический краситель был дешевле, доступнее, чем натуральный, к тому же обладал повышенной прочностью: искусственный ализариновый цвет не выгорал за 9-12 месяцев нахождения на прямом солнце.

Промышленное производство было налажено гораздо позже, в 70-е годы XIX ст., когда синтетические методы получения красителя были усовершенствованы. Благодаря этому огромные плодородные территории, засаженные мареной, были освобождены под другие культуры.

Производство красителя

Ализариновый цвет впервые в промышленном объеме стала выпускать фабрика в Бадене, но уже год спустя 6 немецких фабрик выпускают синтетический краситель. Вскоре к ним присоединились заводы в Швейцарии, Англии и Австрии. В дореволюционной России этим занимался только завод Л. Рабенека, расположенный в Москве. Он выпускал около 100 тонн, тогда как потребности российской промышленности составляли более 400 тонн.

Современность

Палитра ализарина изменяется от фиолетового (ph22) до желтого (pH5,9). В сочетании с ионами металлов ализарин дает нерастворимые ализариновые лаки, или хелатные комплексы, незаменимые в полиграфии. Ализариновый цвет на фото выглядит ярко и нарядно.

Сейчас краситель производят из 99 % антрахинона, который подвергается процессу сульфирования в автоклаве при давлении 12 атмосфер. Полученный в результате взаимодействия с серной кислотой осадок пропускают через деревянный фильтр. Ализарин был незаменим при окрашивании натуральных тканей (растительных и животных волокон). Вещество дает не только сочный ализариновый цвет, но в зависимости от органических соединений (протравы) можно получить разные цвета:

Оттенки ализарина всегда отличаются прочностью, не выгорают на солнце, не выцветают, не выстирываются. В 80-е годы XX ст. ализарин сменяют химические красители, например пара-красный, нафтол АС. Однако только ализарин отличается дешевизной и прочностью.

Ализариновый цвет в искусстве

Чтобы получить краски, измельченный и высушенный корень марены смешивали с маслами или органическими соединениями, получая устойчивый краситель. Красные тона получали, смешивая ализарин с оловянными окисями и глиноземом, темно-синие и фиолетовые – с окисями железа, коричневую гамму – с солями хрома.

Многие художники эпохи Возрождения смешивали подобным образом краску, писали не только живописные полотна, но и фрески. Натуральные красители преимущественно использовали до середины XX ст. Специалисты считают авиньонские краски самыми качественными.

В США популяризовал профессиональное название красного оттенка телеведущий и художник Боб Росс. Во время своих телешоу он рассказывал о возможности за полчаса-час нарисовать картину, используя готовые базовые элементы. Он часто показывал ализариновый цвет. Это какой оттенок, знали не многие.

Ализариновые чернила – что это на самом деле?

Краситель из корня марены не входит в состав этого вида чернил, их готовят из чернильных орешков, уксусной кислоты, железного купороса, гуммиарабика. Яркий ализариновый цвет появляется у чернил благодаря раствору индигокармина. Отличие ализариновых чернил от других в том, что благодаря клею и кислоте красящее вещество не выпадает в осадок.

Ализарин | пигмент | Britannica

Ализарин , также пишется Ализарин , красный краситель, первоначально полученный из корня марены обыкновенной, Rubia tinctorum, , в котором он встречается в сочетании с сахарами ксилозой и глюкозой. Выращивание марены и использование ее измельченного корня для окрашивания с помощью сложной турецкой красной технологии были известны в древней Индии, Персии и Египте; использование распространилось в Малую Азию примерно в 10 веке и было введено в Европу в 13 веке.

ализарин

Ализарин.

Ben Mills

Лабораторные методы получения ализарина из антрахинона были открыты в 1868 году, и после коммерческого внедрения синтетического красителя в 1871 году натуральный продукт исчез с рынка текстильных красителей, хотя натуральная розовая марена все еще иногда используется. как озеро, для красок художников. Нанесение ализарина на хлопок, шерсть или шелк требует предварительной пропитки волокна оксидом металла или протравой.Полученный оттенок зависит от присутствующего металла: алюминий дает красный цвет; железо, фиолетовый; и хром - коричневато-красный.

.

Ализарин - wikiwand

Для более быстрой навигации этот Iframe предварительно загружает страницу Wikiwand для Alizarin .

Подключено к:
{{:: readMoreArticle.title}}

Из Википедии, свободной энциклопедии

{{bottomLinkPreText}} {{bottomLinkText}} Эта страница основана на статье в Википедии, написанной участники (читать / редактировать).
Текст доступен под CC BY-SA 4.0 лицензия; могут применяться дополнительные условия.
Изображения, видео и аудио доступны по соответствующим лицензиям.
{{current.index + 1}} из {{items.length}}

Спасибо за жалобу на это видео!

Пожалуйста, помогите нам решить эту ошибку, написав нам по адресу support @ wikiwand.com
Сообщите нам, что вы сделали, что вызвало эту ошибку, какой браузер вы используете и установлены ли у вас какие-либо специальные расширения / надстройки.
Спасибо! .

ализарин Википедия

Химическое соединение и гистологическое окрашивание

Ализарин
Имена
Предпочтительное название IUPAC

1,2-дигидроксиантрацен-9,10-дион

Другие наименования

1,2-Дигидрокси-9,10-антрацендион
1,2-Дигидроксиантрахинон
Красный индейка
Морилка красный 11
Ализарин B
Ализарин красный

Идентификаторы
3DMet
1914037
ЧЭБИ
ЧЭМБЛ
ChemSpider
ECHA InfoCard 100.000,711
34541
КЕГГ
UNII
  • InChI = 1S / C14H8O4 / c15-10-6-5-9-11 (14 (10) 18) 13 (17) 8-4-2-1-3-7 (8) 12 (9) 16 / h2-6,15,18H Y Ключ: RGCKGOZRHPZPFP-UHFFFAOYSA-N Y
  • InChI = 1 / C14H8O4 / c15-10-6-5-9-11 (14 (10) 18) 13 (17 ) 8-4-2-1-3-7 (8) 12 (9) 16 / h2-6,15,18H

    Ключ: RGCKGOZRHPZPFP-UHFFFAOYAG

  • O = C2c1ccccc1C (= O) c3c2ccc (O) c3O

Недвижимость
C 14 H 8 O 4
Молярная масса 240.214 г · моль -1
Внешний вид оранжево-красных кристаллов или порошка
Плотность 1,540 г / см 3
Точка плавления от 279 до 283 ° C (от 534 до 541 ° F; от 552 до 556 K)
Температура кипения 430 ° С (806 ° F, 703 К)
от слаборастворимого до умеренно растворимого
Кислотность (p K a ) 6.94
Опасности
Паспорт безопасности Внешний паспорт безопасности материала
Пиктограммы GHS
GHS Сигнальное слово Предупреждение
h402 , h415 , h419
P264 , P270 , P280 , P301 + 312 , P302 + 352 , P305 + 351 + 338 , P321 , P330 , + P330 , P3 313 , P362 , P501
Родственные соединения

Родственные соединения

антрахинон, антрацен
Если не указано иное, данные приведены для материалов в их стандартном состоянии (при 25 ° C [77 ° F], 100 кПа).
Y проверить (что такое YN ?)
Ссылки на инфобокс

Ализарин (также известный как 1,2-дигидроксиантрахинон , Mordant Red 11 , CI 58000 и Turkey Red [1] ) представляет собой органическое соединение с формулой C
14 H
8 O
4 , который на протяжении всей истории использовался в качестве известного красного красителя, в основном для окрашивания текстильных тканей.Исторически он был получен из корней растений рода марены. [2] В 1869 году он стал первым натуральным красителем, произведенным синтетическим путем. [3]

Ализарин является основным ингредиентом для производства пигментов марены, известных художникам как розовая марена и ализарин малиновый. Ализарин в наиболее распространенном использовании этого термина имеет темно-красный цвет, но этот термин также является частью названия нескольких родственных не красных красителей, таких как ализарин цианиновый зеленый и ализарин бриллиантовый синий.В наше время ализарин широко используется в качестве окрашивающего агента в биологических исследованиях, поскольку он окрашивает свободный кальций и некоторые соединения кальция в красный или светло-фиолетовый цвет. Ализарин по-прежнему используется в коммерческих целях как красный текстильный краситель, но в меньшей степени, чем в прошлом.

История []

Марена выращивалась в качестве красителя с древних времен в Средней Азии и Египте, где ее выращивали еще в 1500 году до нашей эры. Ткань, окрашенная пигментом корня марены, была найдена в гробнице фараона Тутанхамона, а также в руинах Помпеи и древнего Коринфа. [ необходима цитата ] В средние века Карл Великий поощрял выращивание марены. Марена широко использовалась в качестве красителя в Западной Европе в позднем средневековье. [4] В Англии 17 века ализарин использовался как красный краситель для одежды парламентской армии Новой модели. Характерный красный цвет продолжали носить на протяжении веков (хотя также производился другими красителями, такими как кошениль), давая английским, а позже и британским солдатам прозвище «красные мундиры».

Краситель марены сочетается с красителем протравой. В зависимости от используемой протравы цвет может быть от розового до пурпурного до темно-коричневого. В 18 веке самым ценным цветом был ярко-красный, известный как «красный индейка». Комбинация протравы и общая техника, используемая для получения красного индейки, возникла на Ближнем Востоке или в Турции (отсюда и название). В ближневосточной формулировке это была сложная и многоэтапная техника, некоторые части которой были ненужными. [5] Этот процесс был упрощен в Европе конца 18 века. К 1804 году краситель Джордж Филд в Великобритании усовершенствовал технику изготовления марены lake путем обработки ее квасцами и щелочью [6] , которая превращает водорастворимый экстракт марены в твердый нерастворимый пигмент. Получаемый в результате марена озера имеет более стойкий цвет и может использоваться более эффективно, например, путем смешивания ее с краской. В последующие годы было обнаружено, что соли других металлов, в том числе содержащие железо, олово и хром, могут использоваться вместо квасцов для получения пигментов на основе марены различных других цветов.Этот общий метод подготовки озер был известен на протяжении столетий [7] , но был упрощен в конце 18 и начале 19 веков.

В 1826 году французский химик Пьер-Жан Робике обнаружил, что корень марены содержит два красителя: красный ализарин и более быстро увядающий пурпурин. [8] Компонент ализарин стал первым натуральным красителем, который был синтетически продублирован в 1868 году, когда немецкие химики Карл Гребе и Карл Либерманн, работающие на BASF, нашли способ производить его из антрацена. [9] Примерно в то же время английский химик красителей Уильям Генри Перкин независимо обнаружил тот же синтез, хотя группа BASF подала свой патент Perkin на один день. Последующее открытие (сделанное Броеннером и Гуцхоу в 1871 году) того, что антрацен может выделяться из каменноугольной смолы, еще больше повысило важность и доступность искусственного синтеза ализарина. [10]

Синтетический ализарин можно было производить за небольшую часть стоимости натурального продукта, и рынок марены рухнул практически в мгновение ока.Основной синтез включал окисление антрахинон-2-сульфоновой кислоты нитратом натрия в концентрированном гидроксиде натрия. Сам ализарин, в свою очередь, сегодня в значительной степени заменен более светостойкими хинакридоновыми пигментами, разработанными DuPont в 1958 году.

Структура и свойства []

Ализарин - один из десяти изомеров дигидроксиантрахинона. Он растворим в гексане и хлороформе и может быть получен из последнего в виде красно-пурпурных кристаллов с температурой плавления 277–278 ° C. [2]

Ализарин меняет цвет в зависимости от pH раствора, в котором он находится, что делает его индикатором pH. [12]

Приложения []

Ализарин красный используется в биохимическом анализе для количественного колориметрического определения наличия кальцифицирующих отложений клетками остеогенного происхождения. Как таковой, он является маркером ранней стадии (10-16 дни культивирования in vitro) минерализации матрикса, решающим шагом на пути к образованию кальцифицированного внеклеточного матрикса, связанного с истинной костью. [ необходима ссылка ]

Способность ализарина как биологического красителя была впервые замечена в 1567 году, когда было обнаружено, что при кормлении животных он окрашивал их зубы и кости в красный цвет. В настоящее время это химическое вещество широко используется в медицинских исследованиях с участием кальция. Свободный (ионный) кальций образует осадки с ализарином, и тканевый блок, содержащий кальций, окрашивается в красный цвет сразу после погружения в ализарин. Таким образом, могут быть окрашены как чистый кальций, так и кальций в костях и других тканях.Эти элементы, окрашенные ализарином, лучше видны при флуоресцентном освещении с длиной волны 440–460 нм. [13] Процесс окрашивания кальция ализарином лучше всего работает в кислом растворе (во многих лабораториях он лучше работает при pH от 4,1 до 4,3). [14]

В клинической практике он используется для окрашивания синовиальной жидкости с целью выявления основных кристаллов фосфата кальция. [15] Ализарин также использовался в исследованиях, касающихся роста костей, остеопороза, костного мозга, отложения кальция в сосудистой системе, клеточной передачи сигналов, экспрессии генов, тканевой инженерии и мезенхимальных стволовых клеток. [14]

В геологии он используется в качестве красителя для различения минералов карбоната кальция, особенно кальцита и арагонита, в шлифах или полированных поверхностях. [16] [17]

Озеро марены использовалось в качестве красного пигмента в картинах с древних времен. [18]

Сайт о Бане - проект, посвященный строительству, эксплуатации и уходу за русской баней. Большой сборник статей, который может быть полезен любому любителю бани

Содержание, карта сайта.