Бани старинные


Баня на Руси: самые шокирующие факты

Казалось бы, баня — что может быть обыденнее? Испокон веков жители нашей страны регулярно посещают это место: парятся, моются, общаются с друзьями. Но далеко не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь баня — это не только отдельное строение для водных процедур, здесь в старину проводили магические ритуалы, совершали жертвоприношения духам, даже казнили людей. Рождение человека, вступление в брак и похоронные ритуалы — все это напрямую связано с баней.

Языческое святилище

Для язычников любое место, в котором сходятся все четыре природные стихии — огонь, вода, земля и воздух — является особенным. Издревле на Руси бани исполняли роль семейных святилищ, их почитали как место, где мир живых (явь) встречается с миром мертвых (навь). Считалось, что здесь обитают духи покойных предков.

Далеко не случайно сказочная Баба Яга должна добра молодца сначала выпарить в бане, а уж потом расспрашивать. Ведь именно через ритуальное омовение совершается переход человека из яви в навь.

Исследователь старинных традиций Андрей Дачник в своей книге «Баня. Очерки этнографии и медицины», которая была издана в 2015 году в Санкт-Петербурге, написал о том, что после принятия христианства на Руси в домах людей прочно обосновались иконы, а роль средоточия языческих сил стала играть именно баня. Постепенно люди начали воспринимать это отдельно стоящее здание, как место обитания чертей и совершения колдовских ритуалов. [С-BLOCK]

Поэтому с баней связано много обрядовых запретов, среди них:

Нельзя мыться одному, кто так делает — тот колдун или ведьма. Перед входом в баню нужно перекреститься, в самой бане креститься нельзя. В баню иконы не вносят. Нельзя мыться в бане во время православных праздников, это лучше сделать накануне. Банную утварь (тазики, ковши, кочерги и т.п.) никогда не приносят в избу. Запрещено строить дом на месте бани. Нельзя мыться в банях по ночам.

Даже выражение «Пошел в баню!» означает предложение человеку очистить свои помыслы от всякой скверны, что и делается в языческом святилище. Согласно поверьям древних славян, в бане можно было обрести магические способности, если пойти туда в полночь и громко отречься от Бога, сняв с себя православный крест.

Кто такой банник?

Язычники всегда одухотворяли не только свои дома, но и другие строения. Если в доме жил домовой, в овине — овинник, то в бане — банник. Иногда его еще называли «дедушка», что связано с почитанием культа предков. Так что банник мог быть и духом места, и кем-то из уважаемых пращуров конкретной семьи.

Поскольку физическое и духовное очищение в народном сознании неразрывны, в банях проводились ритуалы, направленные на освобождение людей от различного негатива, проблем, долгов, порчи и сглаза. Перед началом колдовства знахарь или ведьма обязательно просили помочь духа этого места.

Иногда баню топили, но никто в ней не мылся. Так делали во время языческих праздников, чтобы угодить баннику. Для него специально оставляли воду в шайке и веник.

Как правило, русские крестьяне побаивались духов, обитающих в бане. Ведь обиженный неуважением банник мог и убить человека, согласно поверьям. А некая баба-обдериха, вообще, была способна ободрать с живого человека всю кожу, если тот оставался в бане один и засыпал. Так люди объясняли многочисленные несчастные случаи, происходившие в этом месте.

Отравления угарным газом

Сейчас в России бани топят по-белому. В XVII — XVIII веках эти помещения в массовом порядке стали оборудовать специальными трубами, через которые выходит дым. А более тысячи лет до этого бани топили по-черному. Дым просто валил из всех щелей этих бревенчатых строений с каменными очагами, а стены и потолок были сильно закопчены.

Согласно нормам безопасности, такую баню необходимо часто проветривать, открывая дверь. Но многие люди слишком дорожили теплом, пренебрегали правилами. В результате, в банях образовывалась атмосфера с низким содержанием кислорода, а угарный газ в сочетании с высокой температурой и влажностью мог запросто привести к летальному исходу. В группе риска находились люди с заболеваниями легких и сердечнососудистой системы. [С-BLOCK]

Характерный признак отравления угарным газом — румяная, порозовевшая кожа. Крестьяне считали, что это сердитый банник запарил несчастных до смерти. Если учесть, что в современных финских саунах ежегодно умирают около 50-60 человек, то можно предположить, как много несчастных случаев происходило на Руси.

Иногда сочетание угарного газа и теплового шока не приводило к летальному исходу, а вызывало у людей галлюцинации. Тогда они и видели в банях чертей, волосатых баб-обдерих, всякую другую нечисть. Порой в печах-каменках намеренно сжигали галлюциногенные травы (например, белену), чтобы войти в измененное состояние сознания. Этим приемом пользовались знахари.

Рождение ребенка

Русские крестьянки традиционно рожали в бане, ведь именно это место было вратами из нави в явь. Новорожденного и его мать необходимо было очистить от влияния потусторонних сил, и занималась этим бабка-повитуха, заговаривавшая воду.

После рождения ребенка и чтения над ним особых молитв, малыша относили в дом, а его мать должна была пожить в бане еще какое-то время: от трех дней до недели. Этим она отдавала должное духам предков. Люди верили, что они хорошо относятся к процессу родов, радуются этому событию.

Целью обрядов, проводившихся над женщиной в бане, было появление на свет здорового малыша, который бы рос крепким и спокойным. А если новорожденный умирал, что случалось довольно часто, или у него обнаруживались увечья, дефекты в развитии, то все эти несчастья объяснялись действиями рассерженного банника. Люди говорили, что роженица или бабка-повитуха чем-то прогневили нечистую силу или не были внимательны к ребенку, вот банник их и наказал.

Иногда крестьянки сами могли задушить нежеланного ребенка, свалив все на чертей. В бане некоторые женщины избавлялись от беременности, искусственно вызывая преждевременные роды.

Казни и убийства

Как известно из «Повести временных лет», памятника древнерусской письменности начала XII века, легендарная княгиня Ольга (около 920-969 гг.) поочередно казнила две группы послов. Они были представителями племени древлян, прибывшими сватать ее за своего правителя, которого звали Мал. Было это уже после гибели ее супруга — князя Игоря Рюриковича.

Первое посольство древлян было похоронено заживо, а второе — сожжено в бане. Традиция использовать это строение для казни неугодных существовала на Руси издревле. Данное место было очень удобным для убийства: достаточно лишь натопить печь пожарче, а снаружи дверь припереть чем-нибудь тяжелым. Утром там будут трупы, которые даже не надо обмывать.

Даже в XVIII веке историки зафиксировали случаи казни людей в банях. Подобными действиями «прославился» первый иркутский губернатор Карл Львович фон Фрауендорф (около 1710-1767 гг.). Этот царский чиновник, как написал о нем военный инженер и этнограф Иван Григорьевич Андреев, в 1762 году «… многие жестокости причиня разным честным людям и запытав одного солдата в присутствии своем в жарко натопленной бане».

Поскольку люди не только появлялись на свет и готовились к свадьбе в банях, но и уходили в мир иной через это мистическое помещение, оно прочно ассоциировалось у русских со смертью. Иногда старого или больного человека парили в бане и оставляли там умирать, предварительно разобрав часть крыши, чтобы душе было легче отправиться на небеса. Случалось, что после убийства покойного хоронили тут же, ведь зимой другая земля была промерзлой, и выкопать в ней могилу очень трудно.

Жертвоприношения

Перед строительством новой бани нужно было принести ритуальную жертву духам. Как правило, с этой целью убивали черную курицу или петуха, которого зарывали в землю под порогом будущего помещения.

Иногда в качестве жертвы выступала другая живность: ворона, кошка, небольшая собака. Бывало, что их живьем закапывали, чтобы получить большую поддержку со стороны духов, которые должны помогать строителям и одобрить возведение бани в потустороннем мире.

Правда, некоторые язычники на этом не останавливались. Порой при раскопках на месте старых, развалившихся бань находятся человеческие кости. Это могли быть как похороненные здесь родственники, так и случайные гости, которых по обычаю полагалось напоить, накормить, в бане выпарить. Убийство таких посторонних людей в банях тоже исполняло роль жертвоприношения духам. В полицейских отчетах XIX века сохранились многочисленные жалобы людей, которым удалось спастись от таких язычников, пытавшихся уморить их в бане.

weekend.rambler.ru

Для кого топили баню в старину

Баня для русского человека не просто гигиенические процедуры. Это целый ритуал, праздник души и бренного тела. Баня неотъемлемая часть образа жизни и культуры, поэтому ее с уверенностью можно назвать национальным достоянием.

Первые упоминания о бане записаны в манускриптах Нестора Летописца в XII веке. В них монах рассказывал о любви русского человека к родной бане: «Разденутся люди, будут наги и обольются квасом кожевенным и поднимут на себя прутья младые, и бьют себя сами и до того, что вылезут чуть живы, и обольются водою студеною и только так оживут. И творят это никем не мучимые, а совершают омовение себе».

Некоторые историки указывают, что баня на Руси появилась еще до принятия христианства в V-VI веке. Одни исторические факты говорят, что баня была привезена спартанцами или арабами; вторые — что баня исконно русское творение. Но как бы там не было, баня всегда была для славянина особым местом и большой любовью.

Заморские путешественники и историки оставили множество очерков о русской бане. Для немытых европейцев было в диковинку понятие о тогдашних омовениях и банных нравах. Русский способ мыться европейцев приводил в изумление и неописуемый страх. И не мудрено, ведь было чему пугаться. Распаренные до красного цвета голые мужчины и женщины яростно хлестали себя дубовыми или травяными вениками. На горячие угли лили воду и под дикие крики выбегали за порог из пара. После всего этого еще и ныряли в прорубь и обтирались снегом. В глазах приезжих это выглядело как пытка.

В селах и городах баня устраивалась по-разному. В деревнях почти в каждом дворе хозяева выстраивали себе личную баню. Так было для того, чтобы не принести лишних болезней. Мылись и парились всеми семьями раз в неделю по субботам, или когда кто-то заболеет. Строить разрешалось баню всем, у кого достаточно земель. Постройки возводили недалеко от водоемов, так как пожары в банях случались часто.

Общественные бани в городах появились во времена правления царя Алексея Михайловича в XVII веке. Это были трех секционные постройки с предбанником, парильней и мыльницей для мужчин и женщин. За небольшую плату их посещали люди любых сословий и возрастов. Никто никого не стеснялся, даже подшучивали над своей нескромностью. Ходили париться семьями, с друзьями. Купцы в парных нередко решали деловые вопросы, заводили полезные знакомства, собирали полезные новости.

Богатые люди отдавали предпочтение не домашним, а отдельным общим баням. В 19 веке стали появляться элитные банные клубы с прислугой и буфетом. Например, дворянские Сандуны в Москве, основанные в 1808 г. По легенде в этой бане купался сам Бонапарт, когда вошел в Москву. Банное дело в то время было очень прибыльно. Поэтому после Сандунов в 1881 г были возведены китайгородские бани Геасимым Худовым и поражали широтой размаха. Они разделялись на множество комнат для различных сословий общества.

Многие называли тогда такие бани источником разврата. Здесь же в центральных залах работали банщицы-растиральщицы, которые могли уединиться с состоятельными посетителями в отдельных комнатах. Поэтому большим ругательством того времени было слово «банщица».

Запрет на совместную однополую баню вышел в 1643 г по указу Алексея Михайловича. Но на деле народ продолжал совместно пользоваться парильней. Это продолжалось до тех пор, пока не стали строить бани с двумя парилками и Екатерина Великая чуть подправила указ. С того момента разрешалось входить на женскую половину мальчикам до семи лет, прислуге и врачам.

Русские парные за границей не прижились. В отличие от них появились сухие сауны, термы.

Банные традиции

Существует множество банных традиций. Без бани не обходилось ни одно важное событие на протяжении всей жизни славян. Баня считалась у славян не только способом омовений, но и обрядовым местом. В бане проходили роды, свадьба, супружеские омовения и даже прощание с покойником.

Будущая свекровь приглашала в баню невестку на смотрины здоровья, выносливости и силы духа невестки. Накануне свадьбы девушки устраивали своеобразный девичник с гаданиями и обрядами, а жених тоже собирался отдельно в бане с друзьями и прощался с холостой жизнью. После бракосочетания на следующий день молодята под песни и обряды отправлялись вместе в парильню. Родители встречали их на входе с хлебом — «банником» и куриным мясом. После каждой близости перед походом в церковь супруги по традиции вместе ходили в парильню.

Баня считалась самым чистым местом для родов. Роженицу на время и после родов помещали в хорошо прогретую баню. Вначале растапливали баню, стелили солому и заводили повитуху с роженицей. После рождения обнаженная повитуха совершала вместе с младенцем ритуальный заговор. В нем она просила здоровья и счастливой судьбы новорожденному. После заговора мать и дитя вместе купались, парились и проговаривались заговоры на судьбу, здоровье и счастье. Ребенка держали вместе с матерью от трех до семи дней в бане и только потом торжественно заносили в избу к отцу.

Еще со времен правления Владимира Великого бани использовались как средство от болезней. От любой хвори, особенно при насморке, простуде или заболеваниях суставов, лечились веником и паром. Эту традицию переняли монахи, знахари.

Особой популярностью баня пользовалась у незамужних девушек для святочных гаданий. Считалось, что в бане обитает дух «банник». С его помощью девушки пытались предугадать свою будущую судьбу: скоро ли пойдут они замуж, какой нрав у суженого, и будет ли он поколачивать жену. С помощью специальных слов в бане влюбленные девицы могли даже приворожить понравившегося ей парня.

Как строили и топили баню

Строительство и топка бани были целым ритуалом. К выбору бревен, места относились очень серьезно. Для придания особого аромата выбирали разные сорта дерева. Щели законопачивали мхом и оставляли небольшое отверстие в стене для выхода дыма.

Первая парная баня топилась по-черному. Черная она называлась, потому что все стены, полы, полоки были закопчены пеплом. Это низкая бревенчатая избушка без дымохода с маленьким окошком и высоким порогом. Чтобы не скапливалась вода, ее делали с уклоном и полов из досок со щелями. Для придания ароматов пол стелили еловыми ветвями или просто соломой. В дорогих банях клали душистое сено. Внутри справа от двери была печь-каменка. На растопку печи уходило гора дров, так как ее топили до красных камней до четырех часов. Первый жар, чтобы очистить от сажи, выпускали из дверей и окна, а на второй раз заходили и плотно закрывали все двери. Рядом ставили два таза. В один из них бросали щипцами красный камень и согревали для купания воду, вторым обливали прохладной водой. В банях было несколько полок. На верхнюю полку ложились самые крепкие посетители, так как температура наверху порой достигала 100 градусов.

Выражение «С легким паром» пошло из-за того, что во время парилки по-черному были частыми случаи удушья.

Позже банницы обустраивали печью, дымоходом. В банях по-белому лежали на обычных русских печах. На них сначала готовили еду, а потом оставшийся жар использовали для банных процедур. После приготовления пищи золу убирали, рядом с собой располагали воду и сбрызгивали низ печи для пара.

Такие парилки не утратили актуальность и сегодня. Сейчас баня по-белому – это очаг с камнями и чан с водой.

Современная мобильная баня плотно вошла в обиход начиная с 2000 года. Это промышленное изделие, которое собирается на алюминиевом каркасе и укрывается плотным тентом. Широко применима в туристических банных походах, в котором баня главный предмет отдыха.

Заключение

Русская баня всегда стояла на страже здоровья и красоты. Знахари, народные целители, костоправы оставили нам огромный багаж знаний оздоровительных банных методик. Поэтому давайте чаще ходить в бани, оздоравливаться и пользоваться бесценным наследием.

«В здоровом теле – здоровый дух!» — гласит народная поговорка. Так идемте же все в баню!

xn--80ab1bbeg6h.xn--p1ai

Русские бани, как и сотни лет назад

  • Не просто баня
  • Как заготавливали лес
  • Особенности старинной рубки
  • Порядок возведения бани
  • Очень хорошо, что у нас по-прежнему уважаема русская баня и все, что с ней связано. Вот только банные традиции потихоньку со временем меняются, уходят все дальше от своих истоков. Привычных, еще каких-то полвека назад, небольших построек на краю ручьев и речек практически уже не осталось.

    Как раньше теперь уже никто не строит, ну разве что в глухих деревнях или вблизи охотничьих зимовий. Слишком просты и некомфортны они оказались в современных условиях.

    Сейчас набирает популярность строительство бань под старину, но они ни чего общего уже со своим предком не имеют. Потому что подход к такому делу совершенно иной, все делается по-другому, начиная от заготовки леса и заканчивая ее обустройством.

    Расскажем как все это происходило век назад, может кому-то что-то пригодится и окажется полезным.

    Не просто баня

    В 18-19в было привычным, когда из деревни, где мало было земли, некоторые семьи уходил на поиск новых необжитых пространств. Подобрав подходящее место, обязательно рядом с водой, первым делом ставили баню — в ней и жили. Мог пройти не один год, прежде чем рядом выстраивался дом, ведь сначала нужно было расчистить лес под пашню. Поэтому баня на Руси была не просто местом где можно помыться и отдохнуть, а необходимой хозяйственной постройкой. Здесь лечились, грели воду для скотины, стирали, работали, в общем выполняли массу полезных дел.

    Вскоре на этом месте возникал небольшой хутор, который чаще всего получал название исходя из места расположения (Высоково, Дубники) или по фамилии основателя. Если место было удачное, он затем разрастался в починок, сельцо или деревню.

    Здесь уже было все как принято — добротные рубленные дома выстроившиеся длинной цепочкой на возвышенности, перед окнами шли огороды, а вдоль самой реки лепились низенькие баньки.

    1

    В старину их всегда возводили около водоемов и вдали от домов, это было обусловлено двумя основными причинами — близко носить воду и потому, что они частенько горели.

    Как заготавливали лес

    Рубили лес только в строго отведенные сроки и в соответствии с обычаями и поверьями. Последние вообще играли важную роль в жизни крестьян, не обошло это стороной и заготовку древесины. Конечно, в большей мере их придерживались при возведении жилых домов, но и при строительстве других построек предпочитали их соблюдать.

    Подходящим лесом считался вековой, не моложе 70-80лет, выросший в низких или наоборот возвышенных местах, там древесина была особо крепкой.

    Рубить его можно было во все дни кроме понедельника (несчастливый день). Брать нельзя было те лесины, которые падали строго на север (на полночь), которые повисали на соседних деревьях или при падении у которых отламывались вершины.

    Ель и сосну заготавливали зимой, а осину летом, причем делали это в определенные периоды, согласуя с лунным календарем.

    Вывезенный кругляк  корили — осину сразу, хвойные деревья с наступлением тепла. После этого, зачастую, сразу сруб не рубили, а оставляли его сушиться  в штабелях на один год, чтобы он набирался крепости.

    К рубке приступали как только появлялось свободное время от работы на земле или промысла. Все работы могли делать сами, а могли нанять работников  — плотников.

    Плотники в старину считались очень почетными людьми и они, в большинстве своем, оправдывали такое уважение к себе

    Особенности старинной рубки

    Рубили чаще всего «в обло» или чашу и «в лапу». Первый вариант требовал несколько больше леса, зато такие срубы были теплее, за счет получавшихся «зауголков». Срубленные в лапу для дополнительного утепления часто промазывали глиной.

    Главным инструментом во время рубки был топор, им выполняли практически все операции, за некоторым исключением. Для  очерчивания пазов, чаш и шипов применяли «черту», для соблюдения правильного очертания стен использовали нить и аршин. Отделочные работы не обходились без долот, пил, буравов, скобелей и струг.

    Особенностью тех времен являлась рубка с верхним прохождением паза, сейчас делают только с нижним. А вот поэтапное возведение сохранилось до сих пор — сначала рубят одну клеть из 5-6 венцов, затем верхний ряд снимают и рубят вторую клеть.

    После того как сруб был готов ему давали отстоятся, набраться опять же крепости.

    Место для будущей бани особо не подбирали, но старались все же избегать нечистых мест

    Порядок возведения бани

    Готовый хорошо просушенный сруб ставили на самом берегу озера или речки. Под углы первого ряда клали просмоленные комлевые чурбаки или большие камни, а иногда закладные бревна укладывали прямо на утрамбованную землю, проложив их берестой. Фундамент стали делать уже гораздо позднее.

    Каждый венец прокладывался утеплителем. В качестве него использовали льняную паклю или мох — кукушкин лен и белый мох (сфагнум).

    Перед укладкой последних — «охолопных» бревен делали потолок. Выглядел он как настил из плотно подогнанных друг к другу тоненьких бревнышек, стесанных с внутренней стороны.

    Потолок на чердаке утепляли присыпкой из песка или отходами льна — кострикой.

    Далее, приступали к постройке крыши. Для старинных бань характерна особая конструкция кровли — фронтоны являлись продолжением передней и задней части стен и выполнялись также из бревен, только чуть меньшего диаметра.

    2

    Эти бревнышки тоже пазили, а вот мох уже не клали.

    В них врубались слеги крыши с частотой, которая бы обеспечила крепость кровли.

    3

    В слеги, в свою очередь, врубались крюки — кокши,  изготовленные из молодых деревьев с изогнутым комлем или корнем. Они удерживали деревянный водосток.

    7

    Кровлю, по началу, в банях по-черному выполняли из тонких жердей, поверх которых укладывалась солома или дерн с травой. Позднее начали закрывать тесом.

    Поверх кровельный материал крепили прижимами, в разных местах это были — охлопни, коньки, шеломы, жерди, а иногда и вовсе обходились без них — «чай не изба».

    Предбанников у некоторых бань не было вообще, но чаще всего их все же устраивали. Выглядел он в целом точно также как, например, у современных деревенских построек — между закладными и прогонными верхними бревнами делался с трех сторон обшив из досок. Внутри стелили пол.

    Нередко когда предбанник, если хватало леса, также рубили и приставляли к основному срубу, закрепляя его при помощи конструкции шип-паз. Примерно как на фото ниже.

    4

    Загнав сруб под крышу и прорубив двери с окнами оставляли его в таком виде на усадку. И только после сушки приступали к его отделке.

    Везде пишут, что окна всегда обращали стороной на юг или юго-восток, потому как мылись обычно вечером. Это не совсем верно, их располагали в зависимости от места расположения бани. Например, у построек находящихся на северном склоне окошечки могли смотреть либо на восток, либо на север. По количеству их  могло быть — одно или два.

    Отделка бани заключалась в выравнивании — обрубке концов бревен, конопатке швов, установке окошечек и дверей, настиле пола, устройстве очага или печи и постройке полока.

    Пол у крестьян по беднее был земляной с небольшим настилом вдоль печи, у более зажиточных из расколотых бревен-плашек.

    Печка, как правило, располагалась в правой части, слева были вешала для одежды и полотенец, за ними шли кадки с водой. Прямо располагалась скамья для помывки, а сразу за печью ставили полок, высотой до половины бани.

    Вот так примерно выглядели баньки в прошлом и позапрошлом веке. Почему примерно, да потому что некому уже рассказывать о мастерстве знатных плотников в старину. Лишь кой-где чудом сохранившиеся,  покосившиеся, но не растерявшие  своей самобытности и простоты ладные рубленые избушки еще напоминают о былой красоте русских деревень.

    banya-v-derevne.ru

    СТАРИННЫЕ РУССКИЕ ПОВЕРЬЯ О БАНЕ

    Баня прочно вошла в русские поговорки, пословицы, с баней связано много шуточных советов: «Дураки и после бани чешутся», «Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном, запей квасом», «Баня – мать вторая», «Помни день субботний – иди в баню», «Баня все грехи смоет», «В баню идти – пару не бояться»… О жаркой бане говорили: «парная баня», «пар любит баню топить». Тем, кто боятся париться, обычно говорят: «Пар костей не ломит».

    «Порядочная» баня обязательно имеет три отделения: парное, мыльное и предбанник. Каждое из них важное. Парное отделение – там, где парятся. Рядом с парильней – мыльня. При «порядочной» бане обязательно есть предбанник, где раздеваются, отдыхают и запивают баню квасом.

    С баней у русских связано много поверий – в каждой бане селится злой дух. Когда топят баню, жар этого «божка» временно выживают оттуда, а после того, как кончается мытье в бане, этот дух опять возвращается туда: в неистопленной бане дух живет всегда. Он не любит рожениц, которых, однако, по тесноте наши предки всегда поселяли в бане.

    Банник – существо невидимое. Но его присутствие выдают разного рода шумы (шорох веников, шум падения какого-нибудь предмета, невнятный человеческий голос или другие звуки, издаваемые животными: лай собаки, рычание зверя, вой волка, мычание).

    Особенно распространено представление о баннике как о маленьком старичке, с большой головой и цветной, обычно зеленой бородой. Такой старичок может выглядывать из-за каменки, из-под лавки, приютиться в темном углу бани... Иногда банник принимает облик родственника, друга, знакомого того человека, перед которым появляется. Происходит это обычно в бане, и ошибка открывается только тогда, когда человек возвращается из бани. Иногда банник появляется в парной не один, а с целым «банным» семейством – детьми, которые иногда плачут, смеются, кричат.  

    Излюбленным местом пребывания банника является печка: в самой каменке, под каменкой, за каменкой. Именно отсюда банник чаще всего пугает женщин, именно отсюда раздается его жуткое храпение, свист, вой, хохот, плач... Именно отсюда банник иногда кидается камнями, сюда затаскивает тех, на кого рассердился. Другое излюбленное место банника – под полком, на котором обычно парятся: отсюда в ночной тишине слышатся его движения. Иногда он появляется на полке, чтобы наказать нарушителя банных запретов.

       Зачастую банник использует в своих шалостях и злых штучках банный инвентарь: кадки, ведра, шайки, тазы, ковши и тому подобное. Следующим излюбленным местом пребывания банника является порог бани. Существовал запрет: нельзя не только стоять или сидеть на пороге бани, но даже прикасаться к нему, потому что, согласно верованиям, под порогом бани обитают духи предков.

    Вера в  банника, в его злые проделки была так велика, что некоторые отказывались от посещения бань. Особенно опасно считалось ходить в баню поздно вечером или ночью. Во многих местах существовали поверья, что баннику принадлежит банное пространство полностью, в бане он господствует беспредельно. Считалось, что наиболее опасно ходить в баню перед праздниками.  

    Существовало убеждение, что при посещении бани следует придерживаться, причем беспрекословно, правил учтивости, внимания к нуждам и запросам «хозяина» бани, даже к его прихотям и капризам. Одним из основных является запрет на посещение бани «на третий, четвертый или пятый пар». По некоторым поверьям, срубив баню, следовало сразу же договориться с банным духом, сколько людей будет приходить париться. Владелец бани просил «хозяина»: «Дай ты мне трем, четырем, пяти сменам ходить в баню!».

    «Хозяин» бани обычно после трех смен начинал пугать людей четвертой и последующих смен, а иногда и вовсе не пускал их в баню. Сам же банник, иногда со своими «подельниками», моется не менее азартно и страстно, чем самые отъявленные любители бани, покрякивая и ухая от удовольствия. Потому посетителям парной запрещалось шуметь: в бане нельзя было ни стучать, ни громко говорить, ни браниться.

    Опасно и произносить проклятие в бане. Согласно поверью, произнесенное в бане проклятье, тотчас сбывается. Опрометчиво поступают те, которые хвастаются перед банником своим бесстрашием. Одно из поверий гласит, что зашедший в баню с похвальбой, да еще в неурочный третий, четвертый запретный пар, ночью живым оттуда не выйдет, а в лучшем случае отделается сильным испугом.

       Поверья глубокой старины живы до сих пор… И в глубинке, и даже владельцы современных бань-«новостроек» утверждают, что «кто-то порой шалит» у них в бане. Хочется верить, что в XXI веке осталось место чуду. И чтобы быть поближе к истине и природе, чтобы быть немного владельцем чудесного, просто необходимо иметь на загородном участке не только дом, но и настоящую русскую баню. Чтобы не только отводить там душу по выходным, но и прикоснуться к загадочному, непонятному и рассказывать об этом друзьям и знакомым. А чтобы построить настоящую русскую баню, вам необходимо побывать на моем сайте – http://44srub.ru

      И не забывайте народную мудрость, отточенную в веках: «Душистый пар не только тело, но и душу лечит»…

    Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

    1

    Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

    pn22009.mirtesen.ru

    Реальная история переделки старой бани по новому от А до Я. С подробной инструкцией и руководством к действиям - Ремонт и строительство

    Я не большой любитель парной, но огромное количество моих знакомых говорят о бане с придыханием, и зазывают к себе: «Приезжай, на рыбалку сгоняем, шашлычок сделаем, баньку протопим».

    И, как уже говорил, я не понимаю прелести бани, но посидеть в красивом помещении в хорошей компании – почему бы нет.

    Знакомство со старой баней

    Наверно, я бы так и не заинтересовался вопросом отделки бани, если бы не один случай. Есть у меня хороший друг, еще с институтских времен, головастый парень, добрый, отзывчивый и все прочее в этом духе. Одна беда: с инструментами не дружит. Когда надо гвоздь в стену забить – гвоздь жена забивает, он или палец отобьет, или стену пробьет, ну или со стула упадет.

    Так вот, достался моему знакомому в наследство дом в деревне, недалеко от нашего города. Прекрасно можно использовать как дачу, что они с супругой и решили сделать. Как выяснилось, они с женой также являются ярыми фанатами бани, и началась знакомая песня: «Приезжай на выходные, шашлык пожарим, в баньку сходим и т. д.». Ну вот как-то раз я взял и приехал.

    Добротный, ухоженный деревенский дом, хозяйственные постройки, сад, огород. Места вокруг великолепные, соседи отличные, живут постоянно, так что за сохранность имущества можно не переживать, – идиллия. Погода великолепная, баня топится. И все очарование момента рухнуло в один миг, стоило мне войти внутрь бани. Нет, внутри она была не гнилая или аварийная, а просто темная, страшная и убогая.

    Я не хотел обижать своих знакомых, но, видимо, на моем лице промелькнула вся гамма негативных чувств, которые я испытал в тот момент. Посыпались взаимные оправдания. Они: «Бабушка старая была, ей и не надо было, ну главное крепкое, а внешний вид подправим». Я: «Да все в порядке, нормальная баня, просто со света не разобрался, что к чему». Ближе к вечеру под шашлычок ко мне поступило предложение: «Слушай, а ты же ремонтами сейчас занимаешься? Может ты нам баню в порядок приведешь?». Да и мне, честно скажу, стало интересно: не делал ни разу такую работу, а тут, как говорится, и карты в руки. В итоге согласился.

    Определяю фронт работ

    Поскольку работа была новая, пришлось много читать, смотреть, спрашивать и пробовать, чтоб не ударить в грязь лицом перед своими друзьями. Первым делом нужно было определить фронт работ. Баня, как и многие строения советских времен, порадовала классическим сочетанием: она была надежна и страшна как кирзовый сапог. Баня представляла собой довольно толстый сруб 3,8 на 4,2 метра, диаметр кругляка от 22 до 28 см. Два нижних венца – дуб, остальные осина или липа, кругляк хорошо подрублен, щелей нет. Как внутри, так и снаружи бревна сруба ничем не закрыты и не покрыты. Нижний венец плотно лежит на кирпичном ленточном фундаменте. Фундамент не просевший, без трещин, с воздуховодами.

    Печь каменка, хоть и самоделка, но сварена добротно, установлена удобно и правильно. Топка в предбаннике, сама каменка – через стену в парной. Полок, спинки и скамья в парной – из дуба, вполне удобные и крепкие, требуется просто обновить внешний вид. В углу моечной притаился оббитый поддон, задернутый полиэтиленовой занавеской, к поддону тоскливо прижимался табурет, на котором было расположено ведро и ковшик. Чистовой пол и лаги из дуба, черновой пол скорей всего из сосновых досок (но он под замену, гнилье). На потоке также были толстые доски, а на них довольно толстый слой глины с соломой. Одним словом, все очень добротно, но абсолютно не радует взгляд.

    Когда выяснилось, как и что сделано в этой бане и были уточнены финансовые возможности и пожелания к эксплуатации. Были проведены расспросы знающими людей, оставшиеся пробелы в знаниях были заполнены путем просеивания информации из интернета. Я составил план необходимых работ, который после небольшой корректировки был одобрен, и затем уже приступил к «облагораживанию» бани.

    Принимаюсь за дело

    Предложение серьезно утеплять баню было отклонено. «Много ли мы ее зимой топить будем? Хорошо, если два-три раза соберемся». Да и в целом, необходимости в серьезном утеплении я тоже не видел, так как все было сделано довольно качественно. Никаких глобальных работ в нашем плане предусмотрено также не было.

    Начать я решил с внутренних работ. Все лишнее было удалено из бани. Полок, спинки, скамья были аккуратно демонтированы и вынесены. Также были сняты внутренние двери и выставлены окна из предбанника и моечной. Проводку я обесточил и срезал. Потолочные доски и стеновой брус были обработаны антисептиком, по принципу: «кашу маслом не испортишь». В процессе обработки были обнаружены вентиляционные отверстия. Одно между предбанником и парилкой, в противопожарной кирпичной кладке, рядом с печкой, другое в парилке, на противоположенной от каменки стене, в углу под потолком (они были заделаны ржавыми и грязными железными решетками и почти сливались со стеной).

    Далее я переключился на пол, так как предстояло «попылить», а пачкать вагонку не хотелось. Бережно демонтировал чистовой пол, безжалостно вырвал и выкинул гнилье чернового пола. Внимательно осмотрел лаги и нижние венцы. Все было в порядке, замена не требовалась. Сливная труба от поддона уходила за пределы фундамента и заканчивалась в небольшой дренажной яме, которую, конечно, надо было обновить, так как дренаж там давно смешался с землей, и она ощутимо заросла. Венцы и лаги тщательно обработал антисептиком.

    Затем снял немного грунта, застелил дно толстой черной пленкой (200 микрон), с приличным нахлестом (как между собой, так и на кирпичи фундамента, впрочем, не перекрывая воздуховоды), швы проклеил влагостойким скотчем. Засыпал разнофракционным керамзитом, немного не доходя до верха лаг, толщина слоя керамзита получилось около 20 см. Во дворе ошкурил доски чистового пола, по-хорошему их нужно было отциклевать, но у меня нет циклевочной машинки, обошелся мощной ленточной шлифмашинкой. Обработал их антисептиком и закрепил обратно. Сливную трубу вывел в прежнем месте.

    Крафт-фольга, обрешетка, вагонка и блок-хаус

    Дальнейшие работы я проводил без обуви в чистых носках, так как необработанный дуб очень маркий, и все равно перед его покрытием лаком пришлось еще немного ошкуривать.

    Затем я стал укладывать фольгу, естественно, не закрывая вентиляцию. Выбрана была крафт-фольга (фольга на бумажной основе). Поначалу честно пытался поступить, как рекомендовало большинство сайтов, торгующих этим материалом, проклеить стыки металлизированным скотчем, потом бросил это бесполезное занятие. Сделать это качественно на стене из кругляка нереально. Поэтому я решил давать побольше нахлест, а швы закрыть обрешеткой.

    После фольги была сделана обрешетка из рейки 20 на 40 мм, обработанной антисептиком. На стене, в которой было прорезано вентиляционное отверстие на улицу, рейка обрешетки была закреплена ребром, почему – объясню позже. Рейки располагались по стенам вертикально, а на потолке параллельно фольге, для того чтобы закрыть швы.

    Следующим этапом начал укладывать вагонку на потолок. Перед укладкой внутренняя сторона вагонки обрабатывалась антисептиком. Для потолка парилки и моечной была выбрана липовая вагонка класса «А» («В» я не нашел в продаже), профиль «штиль». В сборе вагонка «штиль» дает почти ровную поверхность, нет таких перепадов, как у стандартной вагонки. В предбаннике на потолок, тоже вагонка «штиль», также класса «А, но уже сосна. Вагонку крепил на клаймеры, первую и последнюю планки через просверленные отверстия по краю через плоскость. У первой планки никакого гребня, как рекомендуют, я не отрезал, но об этом позже.

    После потолка перешел к стенам. Изначально планировалось стены отделывать нешироким блок-хаусом 138 мм, но затея чуть было не провалилась. Цены на вагонку «штиль» отличались в два раза, липа в два раза дороже аналогичной сосны. По этой же формуле мы с приятелем прикинули цену блок-хауса, так как сосновый блок-хаус в магазине был, а липового нет. Мы очень сильно удивились, когда нашли липовый блок-хаус, цена отличалась в  пять с половиной раз в сторону увеличения против соснового аналога. Но в итоге – дорогу осилит идущий – и приятель нашел-таки липовый блок-хаус по доступной цене. Статус-кво был восстановлен.

    Это я зачем написал: не спешите покупать все и сразу, или сразу отбрасывать свои идеи потому что дорого – поищите, подумайте.

    Так вот, к стенам. Стены были отделаны блок-хаусом, в парилке и моечной липой, а в предбаннике сосной. Блок-хаус был расположен горизонтально, гребнем вверх. Обивал сверху вниз на кляймеры, первую и последнюю планки в край саморезом через плоскость. В стене, где вентиляция на улицу, техническое отверстие для вентиляции в блок-хаусе было прорезано не напротив самой дырки, а в планке блок-хауса на высоте отверстия, расположенного рядом с каменкой. Рейка обрешетки на этой стенке крепилась ребром для того, чтобы был более широкий вентиляционный канал, а отверстие в вагонке расположено внизу, для исключения прямых сквозняков.

    Все вентиляционные отверстия внутри бани, одно в блок-хаусе и сквозное в кирпиче, позже были закрыты регулируемыми оцинкованными заслонками. Последним этапом обивки было закрытие всех углов между полом и стеной, стеной и потолком, деревянным напольным плинтусом из липы. Углы между стенами в моечной и парилке были задекорированы с помощью деревянных уголков из липы. Углы в предбаннике были закрыты еще в процессе прибивания блок-хауса. В угол заранее прибивался брусок 60 на 60 мм, вплотную к которому, в свою очередь, набивался блок-хаус. Я б и остальные углы так заделал, но не нашел брусков из липы подходящей толщины.

    Есть еще очень красивый способ стыковать блок-хаус по углам: зарезать каждую планку под 45 градусов, но этот способ заметно более трудоемкий и требует чуть большего расхода материала. Если кому интересно, поищите в интернете: сделаете все правильно – не пожалеете. После того как все углы были закрыты, я демонтировал все эти «закрывашки», чтобы качественно нанести защитное покрытие, да и уголки с плинтусами проще обработать отдельно, а потом прикрутить по новому.

    Защита дерева

    Обработку дерева защитным покрытием начал с потолков. Потолок в парной был обработан льняным маслом. Потолок в моечной и предбаннике был покрыт аквалаком с воском «Евротекс-сауна». Дальше стены, дверные и оконные проемы – то же самое, парилка – льняное масло, предбанник и моечная – аквалак, только уже в три слоя. Последним этапом пол, как я уже говорил, местами пришлось подшкурить. Пол был обработан «Евротекс-сауна», во всех помещениях тоже три раза.

    Плинтуса и уголки обрабатывались отдельно, «запчасти» из парилки льняным маслом, остальные аквалаком. «Евротекс» сохнет быстро, следующий слой нужно наносить через полчаса после предыдущего.

    Двери, окна и полок

    Окна были со старой облупившейся краской, а внутренние двери были щитовыми самоделками. Можно, конечно, было все это разобрать на детали, отчистить и собрать обратно, но овчинка выделки не стоит: есть способ быстрее и намного проще.

    Из окон были извлечены стекла, после чего и оконные рамы, и дверные полотна были долго и тщательно отожжены паяльной лампой, а потом зачищены шкуркой. Затем дверные полотна были покрыты три раза аквалаком целиком, а оконные рамы также три раза, только с внутренней стороны. После того как все высохло, все было водружено на свои места.

    С помощью наличников и уголков были задекорированы дверные и оконные проемы, затем декорация снималась, прокрашивалась, высыхала и ставилась на место. Полок, скамья и спинки были разобраны на дощечки, тщательно ошкурены шлифмашинкой, сначала крупной, затем мелкой шкуркой, обработаны маслом и установлены на свое законное место в парилке.

    Вода, электричество и крыша

    Дойдя до света и воды, я стал разбираться, как все устроено в доме, так как в бане воды не было, а электричество шло по кабелю, который был воткнут в розетку внутри дома. Разобрался довольно быстро, ничего нового для себя я там не обнаружил. Отложил этот вопрос до приезда начинающих дачников.

    Тем временем я решил заняться крышей. Крыша двускатная шиферная, стропила и обрешетка в хорошем состоянии, отливы тоже на месте, правда, закреплены абы как, проволокой. Шифер был очищен от грязи и мха. Нижний рад шифера пришлось снять, чтобы закрепить нормальные кронштейны под слив. Два листа были заменены, так как были расколотыми и не текли только за счет заплаток. После закрепления кронштейнов шифер был возвращен на место и прокрашен акриловой краской темно-зеленого цвета. После покраски сливы были установлены и закреплены в кронштейнах.

    Когда приехали хозяева, я их порадовал обновленной крышей, а также перспективой разорванных зимними холодами труб и пожара от короткого замыкания. На вопрос: «Что делать?» – начал объяснять. В доме постоянно жили зимой, и поэтому топили всю зиму, Вы же, как я понимаю, постоянно топить котел, пусть и на минимальном режиме, не собираетесь? Если да, то вопрос про трубы снят, останется только неслабый ежемесячный счет за газ, если нет, то делать нужно вот что. Отопление на зиму сливать и зимой пользоваться печью, но это быстро приведет к тому, что система проржавеет и придет в негодность.

    Остается такой вариант: сливаем воду из системы и заполняем систему тосолом или антифризом, ну и крышку какую-нибудь придумать на расширительный бачек, чтобы меньше испарялось. Дорого, но если Вы хотите сохранить систему газового отопления, другого выхода я не вижу. С водой то же самое, как дом замерзнет, трубы разорвет.

    Тут попроще: перед домом колодец, там ниже уровня промерзания земли идет магистральная труба с водой, там и врезка в общую трубу. Там же, в колодце, после врезки, вентиль и разводка на дом и двор. Во дворе еще колодец, где труба переходит в толстый резиновый шланг с краном на конце – это, собственно, вода во дворе. Этому шлангу промерзание не страшно: ведро кипятка – и он отогреется в любой мороз. Он, собственно, и промерзал все эти годы, так как перекрыть его отдельно от дома нельзя.

    С домом нужно сделать следующее. В первом колодце ставим еще один вентиль, только на дом, после него врезаем кран для спуска воды из труб в доме. Когда зимой будете уезжать, вентиль перекрыть, кран в доме открыть и через кран в колодце спустить воду из труб в доме. А когда приехали, та же процедура, только наоборот: краны закрыть, вентиль открыть.

    Эту же схему можно применить для бани, но это рыть траншею, прокладывать трубы, делать технический колодец, не слишком ли круто для двух раз зимой? Поэтому предлагаю следующий бюджетный вариант: ставим в бане новый поддон на прежнее место. Этот угол отделываем ПВХ-панелями, из них же делаем третью стенку, ну а с четверной стороны – шторка для ванн. Сверху крепим пластиковый бак с нагревателем, литров на сто, по сравнению со стоимостью душевой кабины с бойлером и работами по правильному подведению воды это, можно сказать, бесплатно. Бак наполнять из уличного крана. Приехали, ведро воды вскипятили, отогрели кран. Подсоединили резиновый шланг (силиконовые на морозе становятся хрупкими), налили (через окно) бак, – все: дешево и сердито.

    А с электричеством ситуация, к сожалению, стандартна. Наставили в деревнях новые уличные счетчики со встроенным автоматом на 50 или даже на 63 ампера (тут как раз было 63 А). Внутри домов разбивку на менее мощные автоматы никто не делал, у кого через старый счетчик, что с пробками, идет, еще нормально – в случае чего пробки выбьет. Здесь же напрямую идет, короткое замыкание будет – автомат не выбьет. Нужно внутри хотя бы пару автоматов по 25 А поставить, через один дом запитать, через второй улицу. Прослушав эту лекцию, начинающие дачники вздохнули и со всем согласились.

    Дальше я воплотил в жизнь все вышеизложенное.

    Небольшие дополнения

    ПВХ-панели в углу с поддоном я закрепил горизонтально. Крепил на обрешетку, но не до потолка, а на высоту где-то 180 см. Люди взрослые, никто плескаться не будет, а так блок-хаус будет «дышать». Под третью стенку я соорудил каркас с креплением в пол и потолок, и зашил его с обеих сторон. Бак был закреплен на угловой металлической конструкции с креплением в обе стены.

    Вычистил дренажную яму, промыл ее наполнитель, выстелил куском геотекстиля, засыпал наполнитель обратно, сделал новую крышку.

    По электричеству. Я отношусь к этому вопросу более чем серьезно, скрытую проводку не признаю как класс. Аккуратный кабель-канал под потолком никому жить не мешает, зато все на виду.

    О скрутках, замотанных изолентой, можно забыть, только клеммники и распределительные коробки.

    Сам электрический кабель, который шел от дома в баню, меня устраивал, он был оставлен. Было поставлено два дублирующих автомата по 25 А на баню. Первый в доме, второй сразу на входе кабеля в баню. Это было сделано для того чтобы можно было обесточить баню как из дома, так и из самого помещения бани.

    Электрические точки. Вся проводка проведена в кабель-каналах и расположена в помещении предбанника, кроме одной розетки в моечной.

    Парная. Светильник Harvia SAS21060 закреплен на общей с предбанником стене. Запитан через стену из предбанника там же выключатель.

    Моечная. Один источник света – обычный светильник для ванных комнат – закреплен над дверью в предбанник. Из предбанника же запитан, там же выключатель. Одна уличная розетка под бак.

    Предбанник. Два настенных светильника. Розетная планка на три гнезда.

    Улица. Было смонтировано после покраски бани снаружи: подводка питания из помещения предбанника, один светильник над входной дверью, одна уличная розетка.

    Следующим этапом были отделаны окна с уличной стороны при помощи тех же наличников, что и внутри. Подреставрирована входная дверь, прибиты новые нащельники. Были откиданы цементной шубой кирпичи фундамента. Баня была очищена от грязи, пропитана биозащитой, потом олифой, а затем покрашена (окна и дверь тоже) в три слоя краской «Акватекс-Экстра» с воском, цвет рябина. Почему олифой и почему в три слоя? Бревна были крайне пересушены, и когда я попробовал покрасить по биозащите, стены впитывали краску как губка воду. Через несколько минут после мазка даже цвета краски не было видно.

    После покраски в качестве бонуса я соорудил из остатков деревянных материалов столик и два топчана в предбанник.

    remontiks.com

    Переделал старую баню своими руками

    Если вы всегда мечтали о собственной баньке у себя на даче, советую вам посмотреть, как один мастер на все руки собственноручно сделал ремонт и на данный момент является счастливым обладателем отличной парилки. На самом деле, все не так уж и сложно, как может показаться вам с первого взгляда. Смотрим большой фотоотчет о восстановлении старой бани в продолжении поста.

  • Прослужила 22 года без ремонта и минимального вмешательства.

    Предбанник, будущая парная (до реконструкции)

    22 года эксплуатации сказались.......

  • Приступаю к реконструкции. Замена нижнего венца.Кругом творческий бардак.Дом на курьих ножках.

  • Замена нижнего венца Избушка на курьих ножках.... Вид изнутри+немного демонтажных работ

  • Баня.Общий вид с улицы

    Фундамент готов.Венец на месте

  • Заделываю старый дверной проём.

  • Выпиливаю новый проём под дверь.

  • Проём, фундамент под печь и дверь в парную готовы

    немного колдовства с системой слива воды в канализацию

    Вот и место для печки оборудовано

    Печка приехала.Необходимо примерить по месту

    куда же без воды? Копаю траншею под водопровод.

    От печи сильный жар, нужно сделать противопожарную защиту и немного декорировать жаростойким камнем

    Как то так выглядит процесс...

  • Отличный пуфик для комнаты отдыха! Своими руками!

    klubstroitelei.com

    Старинные банные ритуалы - свадебная баня

    С незапамятных давних времён наша русская банька имела не только бытовое назначение. В бане очень часто совершались различные ритуалы.

    Сложно представить, но топили баню даже для умерших предков. Делали это перед большими церковными праздниками и пригашали души умерших помыться и попариться.

    Именно в бане стригли волосы и ногти, которые никогда не выбрасывали куда попало (ведь ими могли воспользоваться колдуны и ворожеи для недобрых дел). Существовал даже особый ритуал сожжения волос и ногтей, которые собирали в специально сшитый холщовый мешочек.

    После мытья нельзя выплёскивать грязную воду себе под ноги. Существовала такая примета, что случайно вступив в неё обязательно заболеешь…

    В старину баня была панацеей от всего: сюда несли больных и немощных. Баня помогала справиться с физической болью, лечила душевные страдания, поддерживала в любых начинаниях. В старину ни одна свадьба не могла обойтись без специального банного обряда.

    Свадебная баня

    Обряд свадебной бани особенный, каждая мелочь имела свой тайный смысл и объяснение. Баню топили и готовили два дня. В первый день парили и мыли невесту, а уже на второй день молодожёны шли в баню вместе. Скрепляя таким образом таинство первой ночи.

    Но и тут одинаковых ритуалов не существовало. Иногда муж и жена парились вместе, а иногда по одиночке.

    Для того, что бы брак был крепким, а отношения между супругами были полны страстью, требовалось единения небесных и земных сил. Достигали такого единения огнём. Для топки печи использовали только дерево в которое ударила молния.

    На каменку плескали пиво или квас, воду никогда в свадебной бане для этих целей не использовали… Считалось, что хлебный аромат прямым образом влияет на деторождение и у молодожёнов будет много детишек.

    Мытьё невесты

    Посещение бани для невесты было первым испытанием перед началом семейной жизни. Есть сведения, что в некоторых областях невесту мыли и парили родственницы со стороны жениха. Они внимательно рассматривали её и судили о её здоровье, физической силе. В те времена девушки должны были быть сильными, способными справляться с трудной работой.

    В других областях невеста шла в баню с подружками и свадебный банный ритуал был совершенно иным…

    Подружки баню топили жарко, старались не разбивать оставшиеся головёшки в печи, считалось, что муж не будет бить жену. Затем печь и баню вычищали, скоблили стены до бела и украшали. Часто во время топки баньки подруженьки гадали на будущего мужа и его родных. Раскалённые камни опускали в холодную воду и по их шипению узнавали о том, каков нрав у жениха и его родни.

    После того, как свадебная баня была готова, можно было приступать к торжественному тайному действию. Первым к бане шёл брат невесты, за ним шла её крёстная мать или близкая подруженька. Невеста же шла причитая и прощаясь с девичьей жизнью.

    В те времена считалось, что торжественный банный ритуал смоет с невесты прежнюю, девичью жизнь, можно сказать — похоронит её. В новой, замужней жизни не должно быть места прежним привычкам. Свадебная банная церемония давала новую ритуальную чистоту, защищала от возможного колдовства.

    Перед входом в баню невеста кланялась на четыре стороны, произносила слова молитвы. Через порог её переносили на руках, затем подруженьки расплетали девичью косу. Весь свадебный ритуал проходил под пение и причитание — невеста прощалась с прежней жизнью.

    Старинные банные привороты

    Часто подруженьки собирали в маленький пузырёк пот невесты. Затем невеста подмешивала его в еду жениху, считалось, что так она привораживает его к себе.

    Для приворота любимого использовали и простой веник — выдёргивали из него прутик, прятали под порог дома. Когда суженный переступал этот порог — тайком доставали прутик и бежали в баню. Пристраивали веточку высоко — в самом жарком месте. Зазноба верила, что чем дольше будет сохнуть веточка, тем сильней милый будет сохнуть по возлюбленной.

    Ну, а подробнее про гадание на Рождество в бане можете прочитать в отдельной статье, перейдя по ссылке.

    Баня для русского человека особый ритуал. Мир стремительно меняется, какие то вещи навсегда уходят из нашей повседневной жизни. А вот банная традиция, культура не исчезает. Мы любим нашу баню всей широтой своей русской души, она для нас не просто помывочное отделение.

    Это какое то особое место, здесь отдыхаешь душой и телом. Здесь легко дышится, вкусно пахнет свежими вениками, хлебным квасом и ароматными травами. Наша баня даёт нам как физические, так и духовные силы.

    Особенность русской бани в её вениках, царице печке, таинственном баннике, традиционных гаданиях и старинных банных ритуалах, которых нет ни у одной нации на Земле.

    blogobane.ru


    Смотрите также

    Сайт о Бане - проект, посвященный строительству, эксплуатации и уходу за русской баней. Большой сборник статей, который может быть полезен любому любителю бани

    Содержание, карта сайта.