Что бывает с деревом в разное время года


Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие к нашим друзьям - деревьям в разное время года". | Методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) на тему:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Путешествие к нашим друзьям-деревьям в разное время года»

Цель: Расширить и закрепить ранние полученные знания детей, о деревьях, условия необходимые для их жизни.

Образовательные задачи:

Уточнить знания детей об изменениях в жизни деревьев в разные времена года.

Развивающие задачи:

Развивать детскую фантазию, наблюдательность, любознательность, воображение. Закрепить умение детей отвечать на вопросы полным распространённым предложением. Закрепить умение детей подбирать слова определения к существительным. Развивать выразительность речи.

Воспитательные задачи:

Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Методические приёмы:

Игровые

Наглядные

Словесные

Оборудование и материалы:

Письмо от «Старичка-Боровичка», мнемотаблицы, экологические модели, картины, рисунки, коллекция семян и плодов, гербарий, план-схема, подарки для деревьев сделанные руками детей, тропа на ковролине.

Предварительная работа:

Занятия по тропе, разучивание стихотворений, поговорок, пословиц, примет, наблюдение за объектами на экологической тропе, чтение художественной литературы, сбор семян для коллекции, листья для гербария, наблюдения в уголке природы, экскурсия в парк, прослушивание музыки П. Чайковского «Времена года», составление творческих рассказов.

Организация занятия:

Дети передвигаются по пространству группы.

Ход занятия:

Предлагаю детям подойти к ковролину, где графически изображена экологическая тропа.

Воспитатель:

Ребята, мы не раз с вами на прогулке ходили по нашей тропинке и навещали наших зелёных друзей. Давайте вспомним и назовём деревья на нашей тропинке (ответы детей перечисляют все объекты: тополь, берёза, рябина, черёмуха, клён, шиповник, пень, ива, ель, цветник). А вы помните, кто хозяин этой тропинки? (ответы детей «Старичок-Боровичок»).

Воспитатель:

Сегодня в детский сад почтальон принёс необычный конверт. Давайте прочитаем от кого это письмо. От хозяина экологической тропы «Старичка-Боровичка» (воспитатель достаёт и читает):

«Дорогие дети! Я приглашаю вас сегодня совершить путешествие к моим верным друзьям-деревьям и вспомнить какими бывают деревья в разное время года. А поможет вам в вашем путешествии план-схема, которую я вам отправляю. В путь, друзья мои! Желаю удачи!»

Воспитатель:

Ребята, по схеме «Старичок-Боровичок» предлагает нам побывать в гостях у клёна и рябины.

Клён и рябина – это деревья или кустарники? (ответы детей).

А как вы догадались? (у деревьев – один ствол, а у кустарников много стволиков; деревья высокие, а кустарники низкие)

Показываю и выставляю детям на тропу объекты «Клён» и «Рябина».

Воспитатель:

Прежде, чем нам отправится в путешествие, я хотела бы узнать, хорошо ли вы знаете деревья?

Давайте сравним дерево с человеком (воспитатель задаёт вопросы детям, дети отвечают и выставляют модели ответов)

У человека есть туловище? А что у дерева? (ответы детей)

У человека кожа. А что у дерева?

У человека руки. А у дерева?

У человека ноги. А у дерева?

Воспитатель:

Вот видите, как много у нас общего с деревьями. А главное человек рождается, растёт и стареет. И дерево тоже рождается, растёт и стареет. Человек и дерево – живые существа. Как узнать возраст дерева? (ответы детей)

Воспитатель:

А теперь мы отправляемся в наше путешествие (глядя на схему, вместе с детьми подходим к ковралину).

Воспитатель: Загадываю загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Вспомним, как выглядели наши деревья осенью? (показываю альбом с картинками клёна и рябины). Что можно сказать о клёне? (ответы детей)

А что можно сказать о рябине? (ответы детей)

Наши деревья осенью выглядели такими нарядными, красивыми. Про них есть много стихотворений, и мыс вами учили. Кто хочет рассказать стихотворение о дереве?

-Закружила осень рыжие метели, золотые листья с клёнов полетели

-Закружился листьев пёстрый хоровод, заблестел на лужах первый тонкий лёд.

Воспитатель:

Ребята, а как деревья готовятся к зиме? (ответы детей)

Воспитатель:

Осенью на всех деревьях и кустарниках образуются плоды и семена. Вспомните, какие плоды на рябине и клёне (ответы детей). Посмотрите, мы с вами осенью собрали коллекцию семян и плодов наших деревьев (рассматриваем).

Воспитатель:

Ребята, мы знаем с вами знаем приметы и загадки о рябине и клёне (ответы детей)

А какую пользу приносят ягоды рябины для человека? (ответы детей).

А куда пропадают насекомые осенью? (ответы детей).

Двигаемся дальше. Чтобы узнать, какая остановка нас ждёт, надо отгадать загадку: «Кто, угадай-ка седая хозяйка. Тряхнёт перинки, над миром пушинки?

Правильно это «Зима».

Воспитатель:

Скажите, ребята, как дерево живёт зимой? Но дерево приносит пользу? Какую? (ответы детей).

Ребята, какой ствол у рябины? А у клёна? А какая кора у всех деревьев? (ответы детей).

А сейчас мы поиграем в игру «Покажи дерево».

Я буду называть слово, а вы покажите, изобразите дерево ( называю деревья – молодое, стройное, развесистое). Молодцы.

Воспитатель:

Ребята, а как вы думаете, что снится дереву зимой? (ответы детей).

А нас ждёт следующая остановка, а как она называется вы сами скажите (выставляю мнемотаблицу, дети рассматривают и называют).

Воспитатель:

Назовите признаки и приметы весны (ответы детей).

Давайте покажем, как лопаются почки (упражнение на мелкую моторику – почка набухан, набухает и вот почка щёлкает, лопается и появляется листочек).

Дидактическая игра «Какой листик».

Ребята, а какие листочки? (ответы детей)

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним, какой мы с вами проводили эксперимент с веточками наших деревьев: клёна, рябины, тополя. Мы их принесли, поставили в воду и каждый день наблюдали, что с ними происходит. И что же мы увидели, что через несколько дней, на веточках, почки стали набухать, а потом стали появляться зелёные листочки. А на улице были листочки? (ответы детей). Почему? Значит, что необходимо растению для жизни и роста (ответы детей, выставляют модели-схемы).

Воспитатель:

Ребята, а какую пользу приносят деревья птицам? (ответы детей).

Весной оживает вся природа, просыпаются насекомые. Насекомые для деревьев друзья или недруги?

Ребята, а какое за весной следует время года?

Правильно, следующая остановка «Лето».

Физминутка  игра-хоровод «Деревья».

Взявшись за руки, дети идут по кругу, поют песню с движениями:

- Стоит тополёк, тонок и высок, тонок и высок.

- Листвой широк.

- Стоит рябина, кудрява, красна, кудрява, красна.

- Листвой тонка.

Его солнышко печёт, частым дождиком сечёт.

Ребята, как наши друзья-деревья клён и рябина, выглядят летом? (рассматриваем альбом).

Какие листья? Крона у рябины? А у клёна? (ответы детей).

Воспитатель:

Ребята, весной природа оживает, а летом зацветает.

Что, после цветения появляется на кустах, деревьях? Вспомним ещё раз, какие плоды у наших друзей клёна и рябины?

Игра «Назови лист».

Я называю дерево, а вы мне говорите, как будет называться лист с этого дерева.

- Клён – кленовый; берёза – берёзовый; ива – ивовый; рябина – рябиновый; тополь – тополиный.

Ребята, как вы думаете, почему листья зелёные? (если затрудняются ответить, предлагаю открыть энциклопедию, где мы узнаем, почему листья зелёные).

- От корней вода поднимается по тонким трубочкам поступает к листьям, а листик приготавливает с помощью воды «обед» для своего растения. Для приготовления необходим хлорофилл (что означает зелёный лист). Это вещество позволяет растению поглощать солнечные лучи, которые дают энергию. От листа сок поступает к ветвям, течёт по стволу, питает все части растения.

Как вы думаете, что деревья дарят животным и человеку? (ответы детей).

Ребята, мы уже говорили о том, какую пользу приносят деревьям, животным, людям, насекомым, птицам.

Давайте, вспомним, какую пользу они приносят в летнее время (ответы детей).

Воспитатель:

Вот и закончилось наше путешествие, мы возвращаемся к исходной нашей точки.

- Давайте, вспомним, кто живёт рядом с нашими деревьями (ответы детей).

- И мы с вами тоже соседи дерева. А кто не является другом нашего дерева?

Ребята, а вы друзья деревьям? Вы знаете, как вести себя в природе?

Игра «Хорошо – плохо».

Воспитатель:

У нас есть экологические знаки, их нужно правильно разложить. К красному кружочку, положить те знаки, то что нельзя делать в природе (дети раскладывают и объясняют свой выбор).

А сейчас наши ребята прочитают стихотворение «Праздник дерева»

- Сажайте деревья, любите деревья, пусть будет их больше у рек и дорог.

- Безоблачна жизнь – и земля зеленеет, и нежен рождённый в листве ветерок.

- У дерева праздник, земля зеленеет, благоуханием жизни полна, сажайте деревья, любите деревья.

- Пусть будет прекрасной Родная страна!

А ещё мы с вами приготовили подарки для наших деревьев. Давайте, посмотрим, какие подарки мы приготовили для наших друзей-деревьев.

«Капелька воды», чтобы дерево могло напиться

«Солнышко»,чтобы давать тепло и окрашивать листья в зелёный цвет.

«Листочки», чтобы их выросло много-много у наших деревьев.

Вот видите, какие у нас получились подарки, а мы когда отправимся на прогулку и навестим наших друзей и подарим наши подарки. Друзья-деревья очень будут рады им.

План-конспект по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: Конспект НОД по рисованию: "Моё любимое дерево в разное время года".

Конспект НОД по рисованию

"Моё любимое дерево в разное время года".

Цель: Совершенствовать умение детей рисовать дерево.

1. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее выразительно.

2.Закрепить нетрадиционный метод рисования жесткой кисточкой «тычком».

3.Развивать чувство композиции. 

Предварительная работа:

Наблюдения на улице за деревьями, рассматривание картинок с изображением деревьев в разное время года.

 

Ход НОД:

1 часть.

Загадаю загадку.

«Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает». (Дерево)

-Как вы догадались, что это дерево? (а потому что , оно и веселит, и питает, и согревает).

-Объясните, как дерево весной веселит? (появляются зеленые листочки)

-Как летом холодит дерево? (под деревом в жару прохладно, тень)

-Как осенью дерево питает? (на деревьях созревают плоды: яблоки, груши)

-Как вы понимаете, что дерево зимой согревает? (печки топят поленами)

2 часть.

-Кто знает, с чего мы начнем рисовать дерево? (со ствола)

(на мольберте у воспитателя - чистый альбомный лист)

-Кто покажет и расскажет, как нарисовать ствол?

(показ ребенка с объяснением: начинаем рисовать с макушки, кончиком кисточки, потому что макушка тоненькая; а книзу ствол утолщается   мы, спускаясь вниз, постепенно нажимаем на кисточку, а в самом внизу нажимаем на кисточку, на всю силу)

-Что нужно рисовать дальше? (ветки)

-А ветки все одинаковые? (нет, есть большие и маленькие)

-Кто покажет, как нужно рисовать большие ветки?

(показ ребенка с объяснением: Большие ветки отходят от ствола, рисуем не сильно нажимая на кисточку, их всего нарисуем 4 или 5, они все смотрят наверх)

-Как нарисовать мелкие ветки вы уже знаете.

(их очень много, отходят от больших веток, рисуем только кончиком кисточки нисколечко не нажимая; чем мелких веток больше, тем дерево будет развесистее и красивее)

(показ готового дерева)

-Ребята, мы с вами сегодня будем рисовать не простое дерево, а свое любимое дерево в разное время года.

-Давайте мы с вами вспомним, как  в разное время года смотрятся деревья.

-Как вы будете рисовать дерево зимой?  (дерево голое, на ветках лежит снег, на земле тоже снег, тихо падает снежок)

-Как можно рисовать дерево весной? (начинают появляться маленькие листочки, их еще мало, на небе белые облака, светит солнышко, на земле лужи, может быть грязь, начинает появляться зеленая травка)

-Какое бывает дерево летом? (вся зеленая, солнце светит, трава тоже зеленая, растут цветы)

-Чем отличается дерево осенью? (листья желтые, оранжевые; трава сухая, на небе облака, бывает листопад)

-У вас на столах по 2 кисточки. Тонкие кисточки - (покажите мне все), что мы будем рисовать тонкой кистью? (дерево)

-Жесткой кисточкой (покажите мне все жесткие кисточки) мы будем рисовать время года; рисуем сухой кистью, кисточку держим вертикально, тычки делаем быстро (покажите тычки на столе). Жесткой кисточкой рисуем гуашью, гуашь берем немножко, первые несколько тычков делаем на черновике, лишняя краска там уберется; как увидите, что тычки нормальные, можете начинать украшать свое дерево.

(показ воспитателя)

Физкультминутка:

Ёлочка нарядная,

В гости к нам пришла.

Новогодний праздник

Детям принесла.

На макушке елочки («домик» над головой)

Звездочка горит

На колючих веточках  (вытягивают вперед прямые руки)

Мишура блестит.

Огоньки сверкают («фонарики»)

Шарики висят        (вращают кулаками)

Фонарики качаются  (покачивают руками наверху вправо-влево)

Бусинки звенят. (Встряхивают кисти)

Весело под елочкой   (поочередно выставляют ноги)

Пляшет хоровод.

-Сели и приступили к работе.

(закончили рисовать дерево, гимнастика для пальцев)

-Пусть ваши деревья чуть подсохнут, а мы поиграем пальчиками.

          Листопад, листопад (плавно качают руками верх-вниз) 

          Листья по ветру летят.

Вот летит листок осинки, (поочередно загибают пальчики, начиная с мизинца) 

А за ним листок рябинки,

Ветер гонит лист кленовый,

Подгоняет лист дубовый.

Лист березки кружится. (Большие пальцы вращаются) 

Осторожно, лужица!      (грозят пальцем) 

Покружился, покружился, (вращают  кистями) 

Прямо в лужу опустился.  (Опускают руки на стол)

-А теперь подготовьте  гуашь и нарисуйте время года, какое вам нравится.

-Молодцы, ребята!

Выставка готовых работ.

Мое любимое дерево в разное время года

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема "Мое любимое дерево в разное время года".

Программное содержание:  

Совершенствовать умение детей рисовать дерево. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее выразительно. Закрепить нетрадиционный метод рисования жесткой кисточкой «тычком». Развивать чувство композиции.

Словарная работа: 

Развесистое, тычки, макушка

Материал:

Тонированные голубые листы бумаги, акварельные краски, гуашь, 2 кисточки тонкая и щетина, стаканы с водой, салфетки, 1\4 бумага для пробы у всех детей.

Предварительная работа:

Наблюдения на улице за деревьями, рассматривание картинок с изображением деревьев в разное время года.

Ход занятия:

1 часть.

Загадаю загадку.

«Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает». (Дерево)

-Как вы догадались, что это дерево? (а потому что , оно и веселит, и питает, и согревает).

-Объясните, как дерево весной веселит? (появляются зеленые листочки)

-Как летом холодит дерево? (под деревом в жару прохладно, тень)

-Как осенью дерево питает? (на деревьях созревают плоды: яблоки, груши)

-Как вы понимаете, что дерево зимой согревает? (печки топят поленами)

2 часть.

-Кто знает, с чего мы начнем рисовать дерево? (со ствола)

(на мольберте у воспитателя - чистый альбомный лист)

-Кто покажет и расскажет, как нарисовать ствол?

(показ ребенка с объяснением: начинаем рисовать с макушки, кончиком кисточки, потому что макушка тоненькая; а книзу ствол утолщается   мы, спускаясь вниз, постепенно нажимаем на кисточку, а в самом внизу нажимаем на кисточку, на всю силу)

-Что нужно рисовать дальше? (ветки)

-А ветки все одинаковые? (нет, есть большие и маленькие)

-Кто покажет, как нужно рисовать большие ветки?

(показ ребенка с объяснением: Большие ветки отходят от ствола, рисуем не сильно нажимая на кисточку, их всего нарисуем 4 или 5, они все смотрят наверх)

-Как нарисовать мелкие ветки вы уже знаете.

(их очень много, отходят от больших веток, рисуем только кончиком кисточки нисколечко не нажимая; чем мелких веток больше, тем дерево будет развесистее и красивее)

(показ готового дерева)

-Ребята, мы с вами сегодня будем рисовать не простое дерево, а свое любимое дерево в разное время года.

-Давайте мы с вами вспомним, как  в разное время года смотрятся деревья.

-Как вы будете рисовать дерево зимой?  (дерево голое, на ветках лежит снег, на земле тоже снег, тихо падает снежок)

-Как можно рисовать дерево весной? (начинают появляться маленькие листочки, их еще мало, на небе белые облака, светит солнышко, на земле лужи, может быть грязь, начинает появляться зеленая травка)

-Какое бывает дерево летом? (вся зеленая, солнце светит, трава тоже зеленая, растут цветы)

-Чем отличается дерево осенью? (листья желтые, оранжевые; трава сухая, на небе облака, бывает листопад)

-У вас на столах по 2 кисточки. Тонкие кисточки - (покажите мне все), что мы будем рисовать тонкой кистью? (дерево)

-Жесткой кисточкой (покажите мне все жесткие кисточки) мы будем рисовать время года; рисуем сухой кистью, кисточку держим вертикально, тычки делаем быстро (покажите тычки на столе). Жесткой кисточкой рисуем гуашью, гуашь берем немножко, первые несколько тычков делаем на черновике, лишняя краска там уберется; как увидите, что тычки нормальные, можете начинать украшать свое дерево.

(показ воспитателя)

Физкультминутка:

Ёлочка нарядная,

В гости к нам пришла.

Новогодний праздник

Детям принесла.

 

На макушке елочки («домик» над головой)

Звездочка горит

На колючих веточках  (вытягивают вперед прямые руки)

Мишура блестит.

 

Огоньки сверкают («фонарики»)

Шарики висят        (вращают кулаками)

Фонарики качаются  (покачивают руками наверху вправо-влево)

Бусинки звенят. (Встряхивают кисти)

 

Весело под елочкой   (поочередно выставляют ноги)

Пляшет хоровод.

 

-Сели и приступили к работе.

(закончили рисовать дерево, гимнастика для пальцев)

-Пусть ваши деревья чуть подсохнут, а мы поиграем пальчиками.

Листопад, листопад (плавно качают руками верх-вниз) 

Листья по ветру летят.

Вот летит листок осинки, (поочередно загибают пальчики, начиная с мизинца) 

А за ним листок рябинки,

Ветер гонит лист кленовый,

Подгоняет лист дубовый.

Лист березки кружится. (Большие пальцы вращаются) 

Осторожно, лужица!      (грозят пальцем) 

Покружился, покружился, (вращают  кистями) 

Прямо в лужу опустился.  (Опускают руки на стол)

-А теперь подготовьте  гуашь и нарисуйте время года, какое вам нравится.

-Молодцы, ребята!

-У кого зимнее дерево - повесим на верхний ряд.

-Весенние деревья - на 2 ряд.

-Летние деревья - на 3 ряд.

-Осенние деревья - на 4 ряд.

Когда дети будут вывешивать свои работы у 2-3 детей можно спросить: Как бы ты хотел назвать свою картинку?

1 ребенок:

-Я бы назвал «Красивое дерево зимой»

2 ребенок:

-У меня «Летнее дерево»

3 ребенок:

-А я нарисовал «Осенний листопад»

4 ребенок:

-Я назвал бы ее «Наступила весна».

Расскажите детям о деревьях. Пособие для детей 4-6 лет.

  • Сказки

    • Русские народные сказки