Что такое резьба по дереву определение


Резьба по дереву. Основные виды.

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки - их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, - линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба - один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона - более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном.

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами - ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона...Такие детали получили собственное наименование - "домовая резьба".

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

Состоит из отдельных элементов - резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги "Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия." Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб "Клуб Семейного Досуга"

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

Что такое резьба по дереву?

Резьба по дереву – это широкое понятие, охватывающее любой вид работы, связанный с превращением куска дерева в эстетический объект при помощи специального инструмента. Резьба по дереву практически всегда относится к эстетике, и редко несет какое-либо функциональное значение, хотя, в некоторых случаях, она может быть и функциональной, как, например, в случаях изготовления мебели ручной работы, специальных приспособлений или облицовочных панелей. Резьба по дереву имеет историю длиною в тысячи лет, и следы этого искусства можно найти практически в любом уголке нашей планеты.

По сравнению с другими типами искусства, такими, например, как каменные скульптуры, древние примеры резьбы по дереву представлены не так широко, т.к. с течением времени древесина гораздо быстрее портится и разрушается. Некоторые интересные экземпляры появились в древнем Египте. Это, например, красивые декоративные деревянные панели с вырезанными на них рисунками и надписями, или знаменитые саркофаги мумий, обнаруженные в различных гробницах. Особенно интересный экземпляр столярного мастерства, возрастом около 6 000 лет, был найден в Египте. Это саркофаг, который был сделан из древесины платана и украшен бронзой, эбеновым деревом, горным хрусталем и кварцем.

Христианство способствовало новому витку в развитии резьбы по дереву, и образцы этого времени хорошо сохранились и до наших дней, а их основная масса приходится на период 500 – 1500 лет до н.э. Примеры резьбы этой эпохи часто иллюстрируют Христа и образы других святых. В те времена для церквей изготавливались деревянные декоративные панели с красивой резьбой, рассказывающей о жизни и смерти Христа. Примерно в это же время, в Японии буддизм переживал свой подъем и дал развитие резьбе по дереву. Были выработаны особые стили резки, что привело к созданию множества разнообразных деревянных скульптур Будды.

Одной из наиболее простых форм резьбы по дереву является обстругивание, заключающееся в удалении лишних частей деревянного предмета простым ножом. Чаще всего, для обстругивания используются мягкие породы дерева, т.к. обычный нож может не справиться с резкой древесины твердых пород. Как правило, обстругивание – это вид хобби, увлечения, но оно может принимать и более серьезные формы и производить красивые объекты искусства. Некоторые мастера обстругивания производят очень красивые предметы из дерева. Особенно хорошо получаются трости и различные деревянные игрушки и безделушки. Основным отличием обстругивания от других форм резьбы по дереву является то, что в нем используется обычный нож, а не стамеска или какой-либо другой профессиональный инструмент.

В резьбе по дереву может использоваться множество различных инструментов, и мастера с большим трепетом относятся к своим долото и стамескам. Каждый тип инструмента имеет свой размер и форму, позволяя деревообработчику выполнять свою работу с высокой точностью. Киянка используется для увеличения силы воздействия режущего инструмента на твердые породы дерева, а для жесткой фиксации обрабатываемой заготовки, на верстаке устанавливаются специальные тиски. Основной набор инструментов включает в себя: стамеску, представляющую из себя мощное лезвие с прямой кромкой, и используемую для нанесения разметки и выравнивания плоских участков на деревянной заготовке; полукруглое долото, имеющее форму изогнутого лезвия, и применяемое для выполнения закруглений и вырезки углублений; трехгранное долото, являющееся по сути стамеской для более глубокой резки; V-образное лезвие для нанесения контуров; и нож для резки по дереву, применяемый в мелких работах разного характера.

Виды резьбы по дереву

Виды резьбы

Среди художественных работ в нашей стране самой распространенной и любимой в народе издавна была резьба по дереву. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда — прялки, швейки, вальки. Яркостью образов, меткой наблюдательностью, тонким юмором и подлинным чувством красоты отличаются народные деревянные игрушки.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых, декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранится в музеях нашей страны[1].

Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников. Из него создают скульптуру, резные декоративные и утилитарно-декоративные предметы. В области художественной обработки дерева работают народные мастера и художники-профессионалы, организованно ведется подготовка кадров.

Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная, или объемная; домовая (корабельная).

Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку и технике выполнения па разновидности.

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления — выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.

Геометрическая резьба — один из самых древних видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде двух-, трех - и четырехгранных выемок, образующих па поверхности узор из геометрических фигур — треугольников, квадратов, окружностей.

В далекие времена каждая геометрическая фигура и различные их сочетания имели свое символическое значение. Так, розетка с лучами являлась символом солнца. Шли века, развивалось понятие о красоте, геометрические элементы складывались в орнаменты. Из простейших порезок (выемок), выполняемых одним инструментом (ножом-косячком), мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения различных предметов домашнего обхода.

На рис 1 представлены фрагменты старинных русских прялок, украшенных геометрической резьбой.

Позже, с развитием техники резьбы и появлением новых инструментов, в геометрической резьбе появились скобчатые выемки, выполняемые полукруглыми стамесками. Они обогатили композиции орнаментов.

Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы Полым им разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности. В то же время эта резьба не сложна по выполнению и не требует, по сравнению с рельефной, специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов. Ее преимущество также — небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого изделия.

Контурная резьба характеризуется неглубокими тонкими двугранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. В отличие от геометрической в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок: линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. На рис. 2 представлены фрагменты русских прялок, украшенных контурной резьбой и скобчатыми порезками.

Контурная резьба употребляется чаще всего в сочетании с другими видами резьбы — геометрической, плоскорельефной, а также с росписью. Как самостоятельный вид эту резьбу применяют для выполнения на дереве декоративных панно.

При выполнении контурной резьбы используют не только нож-косячок, но и различные стамески. Техника контурной резьбы требует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса

Плоскорельефная резьба

Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами (заоваленная, или завальная), резьба с подушечным фоном, резьба с подобранным (выбранным) фоном. Общим признаком для них является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Плоскорельефная резьба является как бы переходным видом от контурной к рельефной резьбе.

Заоваленная резьба, так же как и контурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона — более отлого (рис. 3).

В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу — заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению эта резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы[2].

Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выполняется так же, как и обычная заоваленная. формы орнамента остаются плоскими, а края форм круто заоваливаются. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину. Орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Фон иногда чеканят (рис. 4). Игра светотени здесь несколько богаче, чем в заоваленной резьбе, но также небольшая. Поэтому плоско рельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.

В развитии плоскорельефной резьбы большую роль сыграла так называемая абрамцевско-кудринская резьба, которая возникла в конце XIX в. в подмосковском имении Абрамцево, где была организована мастерская резьбы по дереву. Многие мастера, работавшие и обучавшиеся в Абрамцево, жили в соседней деревне Кудрино, поэтому резьба получила название абрамцевско-кудринской.

Большое влияние на формирование абрамцевеко-кудринской резьбы оказало творчество талантливого народного резчика В. П. Ворноскова, вышедшего из абрамцевской мастерской. Для работ Ворноскова характерны растительные мотивы с закругленными листьями (так называемая «пальчатая» резьба), плоский полированный орнамент, почти полностью закрывающий поверхность, и матовый тонированный фон с начеканкой узора из точек.

Традиции старых мастеров сохраняются и сейчас в работах резчиков Хотьковской фабрики художественных изделий из дерева и кости, созданной на основе бывших абрамцевских мастерских. Образец совремнной кудринской резьбы показан на рис. 5.

Рельефная резьба

Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оста пленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты.

Различают барельефную резьбу — резьбу с низким рельефом и горельефную резьбу— с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени[3].

Рельефная резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом ее широко применяли для украшения интерьеров — стеновых панелей, порталов, дверей, а также в мебели. В настоящее время рельефную резьбу также используют для отделки интерьеров общественных зданий в виде настенных панно (рис. 6). Рельефную резьбу применяют и при изготовлении современной художественной мебели: на спинках стульев, на корпусной мебели в виде накладных декоративных элементов.

Прорезная резьба

Прорезной называется резьба, у которой фон удален. Прорезная резьба может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы.

Плоская прорезная резьба нередко применялась для украшения старинной русской мебели. На рис. 7 показано кресло, выполненное из древесины сосны с плоской прорезной и контурной резьбой (конец XVII в.).

При применении такой резьбы в шкафчиках и ширмах под нее в качестве фона подкладывают яркую ткань.

Резьбу такого типа изготовить гораздо легче, чем вырезать ее глухой, то есть на заготовке. Для работы чаще всего применяют сверла разного диаметра, лобзик или узкую ножовку и реже - кое-какие резцы, больше всего плоские и полукруглые стамески. Лучше использовать лобзики с мелкими зубьями, пилят они менее производительно, но пропил у них чище.

Для постановки полотна пилы лобзика в вырезываемые места внутри деталей предварительно приходится просверливать отверстия нужного диаметра. Так как переставлять полотно лобзика приходится часто, один конец полотна пилы делают с крючком.

Прорезная резьба представляет собой обычную резьбу с полностью выбранным фоном. При аккуратном и чистом исполнении это придает деталям ажурность и легкость. Такая резьба может быть геометрической, контурной с завальным фоном. Ей украшают карнизы, наличники, простенки, двери, ворота, а также различные ограждения.

Выпиливать любые орнаменты во много раз легче и быстрее, чем вырезать их с выборкой фона, над-резкой контуров, как при глухой резьбе.

Бывает, что выпиливаемый орнамент не всегда получается чистым и ровным, поэтому края его с тыльной стороны слегка закругляют, срезая узкую фаску. Вообще домовая резьба смотрится хорошо на некотором расстоянии от дома.

В зависимости от орнамента детали приходится высверливать много всевозможных отверстий разной формы. Круглые высверливают сверлом нужного диаметра, а отверстия другой формы сначала высверливают, а затем вырезают стамесками разной ширины и формы, резцами и ножами с узкими лезвиями. Этот прием более легок, удобен и производителен.

При выполнении резьбы часто скалывается древесина с тыльной (обратной) стороны. Чтобы этого не происходило, заготовку следует укреплять на строганой доске.

Древесину часто срезают за два приема. Сначала делают черновую срезку с отступом от линий орнамента на 1...2 мм, а затем срезают начисто по линии орнамента. Инструмент должен быть острым, ставят его с небольшим наклоном внутрь отверстия, срезая древесину под очень небольшим углом. Такой способ облегчает работу и дает более чистую поверхность среза.

В прорезной резьбе часто фаску срезают с обратной стороны детали, зачищая неровные края и удаляя сколотую древесину. Ширина фаски зависит от рисунка орнамента и толщины детали. Резные детали выполняют поразному. Прежде всего на заготовку прикладывают шаблон или трафарет, переносят на нее рисунок орнамента простым карандашом и приступают к резьбе. Можно сначала обработать деталь с наружной стороны, а затем с внутренней, но можно сделать и наоборот.

Для того чтобы вставить пилу для пропиливания, сначала просверливают отверстие. Заготовку укладывают прямо на верстак и работают пилой сверху вниз или устанавливают специальную подставку из толстой доски длиной около 1 м, к которой крепят четыре стойки высотой 250...300 мм с расстоянием между ними 50 мм.

Для стоек в доске сверлят или долбят четыре сквозных отверстия диаметром (сечением) 40... 50 мм. Между стойками укладывают заготовку и, если надо, закрепляют ее клиньями, которые вставляют между стойками и заготовкой. Чтобы концы стоек не расходились, сверху на них иногда надевают деревянные или проволочные хомуты.

Подставку можно прикрепить к верстаку струбцинами, гвоздями, шурупами.

Во время работы зубья ручных лобзиковых пил должны резать древесину в направлении от себя, а ножного лобзика - сверху вниз.

Ножной лобзик устраивают следующим образом. В верстаке или доске делают отверстие шириной не более 1 мм, по которому должен ходить лобзик. С тыльной (гладкой) стороны лобзиковой пилы, или обушка, крепят стальную пластинку или забивают гвоздь. Это необходимо для того, чтобы пила при нажиме на нее не врезалась обратной стороной в древесину. Над отверстием подвешивают витую пружину или укрепляют ствол или сук дерева из пружинящей древесины. На полу крепят педаль. Один конец лобзиковой пилы крепят через поводок, то есть кусок проволоки, к педали, а второй также через поводок - к пружине. Зубья пилы должны быть направлены вниз, то есть к полу[4].

При нажатии на педаль полотно пилы передвигается вниз и пропиливает древесину. При освобождении педали пила поднимается пружиной вверх. Заготовку в это время держат руками и направляют риской к полотну пилы. Чтобы пила была устойчива, над отверстием верстака или доски крепят бобышки - направляющие, и полотно пилы проходит это место, не искривляясь.

Изготовленную прорезную резьбу крепят на некотором расстоянии от стены, чтобы она лучше просматривалась на ее фоне.

Накладная резьба представляет собой детали, выполненные прорезной резьбой. Крепят их гвоздями вплотную к конструкциям дома: к стенам, простенкам, под окнами, над окнами, к лопаткам, то есть доскам, прибитым к углам стен, столбам дверей или ворот и др. Шляпки гвоздей можно сплющить и утопить в древесину. Такая резьба просматривается лучше, чем глухая.

Выполнять накладную резьбу рекомендуется чище, особенно с тыльной стороны. Желательно не снимать с нее фаску, поэтому лучше всего отверстия сверлить с двух сторон. Как только центр сверла (острие) появится с тыльной стороны, заготовку перевертывают и сверлят с обратной стороны. Точно так же выполняют долбление или резание древесины. Нежелательных сколов древесины при этом не бывает. Изготовленные детали плотно примыкают к стенам, желательно обшитым тесом, что создает монолитность изделий.

Чтобы не было ржавых потеков от шляпок гвоздей, последние рекомендуется промазать олифой.

Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропилъной. Так как эта операция может быть механизирована, пропильная резьба находит применение при серийном производстве мебели.

Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо в конце XVII— XVIII вв. (рис. 8). Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.

Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревянной основе. В этом случае ее называют накладной или наклейной.

Скульптурная резьба

Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе в объемной резьбе объект изображается всесторонне.

Скульптурная резьба имеет тысячелетнюю историю. С давних времен человек воплощал свои религиозные представления в фигурках богов и духов. Фантастические представления о природе проявлялись также в формах предметов домашнего обихода. Так, в форме ладьевидных ковшей с головою утки или коня отразился древний миф об огненной колеснице, в которой совершало свой путь солнце: днем по небу в нее впрягались кони, а ночью – в подземном – подземном царстве – фантастические птицы.

С приходом христианства появились скульптурные изображения святых, которые нередко ярко раскрашивались и служили украшением многочисленных храмов.

Любовь к юмору, шутке, а порой и острой сатире получила воплощение в деревянной игрушке, которая пользовалась большой популярностью во многих районах нашей страны. Особую славу приобрели игрушечники Загорска и села Богородское. Особенностью богородской резьбы является узорная проработка поверхности изделия, имитирующая шкурку зверя или оперенье птиц. На рис. 9 представлена одна из работ богородских резчиков.

Скульптурную резьбу широко применяли для украшения интерьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев и кресел часто делали в виде звериных лап, подлокотники кресел украшали фигурами фантастических животных, птиц.

Домовая резьба

Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы и долот и применяется для украшения деревянных построек.

Хотя домовая резьба была развита уже в XVI в., до нас дошли образцы, относящиеся к XIX в. Деревянные постройки, украшенные резьбой, сохранились главным образом на севере нашей страны и в Поволжье.

Считают, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей, поэтому домовую резьбу называют также корабельной. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает рельефной, прорезной (ажурной) и объемной.

Глухой рельефной резьбой — резьбой с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора — украшали фронтоны домов, наличники окон (рис. 10). Мотивами резьбы чаще всего являлись растительные орнаменты, где листья завиваются крутыми встречными спиралями, их соединяют и одновременно отделяют цветочные розетки. Среди листьев и цветов нередко вставляли изображения русалок-берегинь, львов, птицы феникс. Прорезная, или пропильная, домовая появилась в середине XIX в. Выполняли ее с помощью лобзика. Ажурными подзорами украшали фронтоны домов, наличники окон, обрамляли входы, перила.

Примером объемной домовой резьбы является так называемый «охлупень» - фигурное изображение головы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы, которое вырезали из целого корневища топором и помещали на гребне крыши над фронтоном, а раньше украшали носовую часть корабля.

Резьба по дереву – что это такое, история возникновения, особенности разных видов этого искусства

Человек издревле использует дерево в повседневном обиходе. Из него сооружали суда, строили дома и храмы, делали мебель, посуду и игрушки. Особой теплотой и уютом отличалась художественная резьба по дереву. Работы мастеров в этой сфере и сейчас завораживают красотой.

Что такое резьба по дереву?

Декоративно-прикладное искусство обработки древесины, при котором создается эстетический объект, называют резьбой по дереву. Самым распространенным типом является художественная резьба по дереву, при которой узор выполняется с помощью топора, стамески, ножа или других инструментов. Таким способом в старину делали предметы быта, мебель, посуду. Продукция из дерева и сейчас встречаются в обиходе. Из древесины можно встретить как целые дома, так и игрушки.

История резьбы по дереву

Использование древесины упоминается с первобытных времен у разных народностей практически во всех концах Земли. Истоки резьбы по дереву берут свое начало с момента использования приемов обработки этого материала и зарождения деревянного зодчества. Первой находкой, изготовленной из дерева, является идол, обнаруженный на территории нынешнего Екатеринбурга. Ориентировочную дату его создания относят к VIII веку до нашей эры. Установлено, что туловище идола покрывает геометрическая резьба по дереву, а сам он символизирует связь между подземными и небесными мирами.

По мере развития человеческого общества использование древесины в обрядах утратило свой смысл, появлялись новые техники работы с деревом, совершенствовались инструменты. Люди стали использовать дерево для украшения предметов быта. С XVI века ручная резьба по дереву становится всеобщим промыслом, появляются первые мастерские. Умелые мастера украшают храмы, царские дворцы, дома богатых людей искусной самобытной резьбой.

Наши предки очень тесно были связаны с природой и считали дерево проводником между солнцем и людьми, а деревянные изделия являлись символом здоровья, благополучия и долголетия. Им были известны и ценные качества дерева, такие как водонепроницаемость, теплоизоляция, разнообразие текстур и рисунков древесины, удобство обработки и заготовки. Дерево применялось во всех сферах жизни: в строительстве оборонительных укреплений и домов, в изготовлении посуды и орудий труда.

Виды резьбы по дереву

Современные техники деревообработки не имеют четкой классификации. В одном изделии может сочетаться несколько видов деревянной резьбы. Художественная обработка дерева условно может быть разделена на следующие виды:

  1. Плосковыемчатая резьба, где фон – плоская поверхность, а рисунок создается из выемок различной формы.
  2. Плоскорельефная резьба, где узор создается с помощью выборки фона.
  3. Рельефная резьба, где отсутствуют плоские поверхности, идет глубокая прорисовка фона и детальная выборка элементов.
  4. Прорезная резьба, характеризуется отсутствием фона. Узор получается ажурный, кружевной.
  5. Скульптурная резьба, отличающаяся объемным изображением. В этой технике изготавливают игрушки, фигурки людей и животных, деревянные колонны в архитектуре и так далее.

Плосковыемчатая резьба по дереву

В данном виде обработки древесины фоном является ровная поверхность изделия, а рисунок создается за счет выемок различной формы. Декоративная резьба по дереву в плосковыемчатой технике в зависимости от характера выемок может быть контурной и геометрической:

  1. Контурная резьба по дереву или растительная схожа с гравировкой по металлу, но выполняется иными инструментами, а линии более широкие и глубокие. Данная техника проста в исполнении и может быть выполнена на фанере.
  2. Геометрическая резьба имеет такое название благодаря орнаменту, который изображается с помощью этой техники. В основном это геометрические элементы: ромбы, треугольники, окружности.

Плоскорельефная резьба по дереву

Данная техника декоративной обработки дерева является одной из распространенных. Ручная обработка древесины в этом случае заключается в фоновой выборке вокруг узора, и в итоге рисунок получается равномерным по глубине для всей композиции. В этом технике изображают животных, людей, растительные орнаменты. Применяется в прикладном творчестве и в архитектуре.

Рельефная резьба по дереву

Выразительная и живописная техника. Ее отличает обилие светотеней и трехмерность изображения, детали элементов проработаны до скульптурных. В зависимости от вышины возвышения рисунка над фоном различают:

  1. Барельефную резьбу, когда узор возвышается до половины от толщины всей композиции.
  2. Горельефную резьбу, когда узор выступает более, чем на наполовину.

В качестве сюжета для рельефной резьбы могут быть использованы геометрические фигуры, изображения растений и животных, символы. Выразительность изделия зависит от материала древесины. Для этой техники больше всего подходят бук, береза и дуб. Ажурная резьба по дереву (или по-другому, прорезная резьба) в сочетании с контурной, геометрической и рельефной техниками придает необычайную воздушность и нежность изделию.

Прорезная резьба по дереву

В этом виде деревообработки из полотна фон полностью удаляется пилкой или долотом. По-другому этот вид именуют как сквозная резьба по дереву. В основном применяется в мебельной сфере. Крупномасштабные изделия используются в украшении фасадов зданий: в декоре балконов, наличников, карнизов и именуются как «домовая резьба». Для прорезной техники используют древесину сосны, ольхи, березы, или осины, как правило, толщиной 1-2 мм. В наше время данная техника резьбы используется для украшения беседок и дачных домиков.

Скульптурная резьба по дереву

Эта техника изготовления изделий отличается от всех перечисленных обработкой заготовки со всех или нескольких сторон. Могут быть использованы различные инструменты, но главными являются ножи-косяки и стамески. Применяется этот вид резьбы по дереву в архитектуре (при создании колонн, балясин, резных столбов балконов), при изготовлении ножек дорогой мебели. Очень красиво и реалистично в данной технике — скульптурная резьба по дереву получаются фигурки животных и людей.

Рабочее место для резьбы по дереву

Создание изделий из дерева трудоемкий, кропотливый, мусорный и шумный процесс, требующий достаточного места для размещения заготовок, инструментов и готовых полотен. Приведем основные требования к месту работы резчика по дереву:

  1. Помещение. Для работы с деревом желательно оборудовать отдельное сухое, светлое помещение.
  2. Освещение. Место для работы должно быть в меру освещенным. Источник света должен находиться слева и впереди. Солнечный свет исключается.
  3. Рабочий стол. Для работы с мелкими деталями (сувениры, ложки, небольшие скульптуры) можно использовать простой стол. Для работы с крупными деталями, например, в технике домовой резьбы, необходим стол-верстак.
  4. Инструменты и приспособления должны находиться максимально близко от рабочего места и при этом не мешать работе. Желательно закрепить стамески и прочий инструмент в специальных державках. Для токарной работы потребуется станок для резьбы по дереву. При прорезной технике понадобится также электролобзик и выпиловочный станок.

Инструменты для резьбы по дереву

Приспособления для художественной деревообработки условно можно разделить на следующие категории: основные (ножи, стамески), дополнительные (топоры, рубанки, пилы), вспомогательные (электроинструмент, краскопульт). Современный рынок представляет широкий ассортимент инструментов для резьбы. Можно приобретать их отдельно по мере необходимости, а можно купить набор для резьбы по дереву, где необходимые инструменты профессионально подобраны.

Остановимся на основных видах инструментов подробнее. Для резьбы по дереву выделяют ножи разного назначения и конструкции:

  1. Нож-резак – главный инструмент любого резчика. Длина рукоятки и лезвия может варьироваться, но основной угол режущей части должен составлять 35º.
  2. Нож-косяк применяется в технике прорезной и плоскорельефной резьбы.
  3. Для скульптурной резьбы используют Богородский нож.

Для создания различных выборок применяют стамески, среди которых распространенные:

  1. Полукруглые. Основной тип стамесок, применяемый для любой работы по дереву.
  2. Прямые. Используются для вспомогательной работы.
  3. Клюкарзы. Имеют два загиба по 120º. Необходимы при заготовке круглых изгибов и глубоких впадин рельефа.
  4. Уголковые или рейсмусы. Предназначены для контурного разрезания и создания V-образной канавки.
  5. Косые. С их помощью создают продольные канавки и проводят начальную работу с заготовкой. Лезвие у данных стамесок скошено под углом в 45º.

Резьба по дереву – изделия

На протяжении многих веков люди и деревья неразрывно связаны между собой. Деревянные изделия несут в себе теплоту, уют и гармонию. В настоящее время художественная или фигурная резьба по дереву пользуется популярностью. Среди ярких примеров изделий можно выделить:

  1. Оригинальное украшение кухонных досок.
  2. Массивная и при этом оригинальная скамья.
  3. Картина с изображением исторического момента.
  4. Шкатулка, полностью украшенная резьбой по дереву.
  5. Оригинальный сувенир для любителей военной техники.
  6. Украшение перил для лестницы на второй этаж.

 

Резьба по дереву для начинающих - Сам себе мастер

Резьба по дереву — разновидность декоративно-прикладного искусства, получившая в свое время широкое распространение и особую популярность на территориях современной России. Практически в каждом регионе страны сформировались свои традиции вырезания орнаментов, узоров, фигурок людей и животных на деревянных поверхностях. Древесина вообще относится к излюбленным материалам русского человека. Возможно «корни» этой любви уходят глубоко в историю и теряются где-то во временах языческих верований, когда любым природным объектам придавался сакральный смысл, а деревья вообще считались «родом», то есть прародителем сущего, олицетворением матушки-природы. Как бы то ни было, а древесина действительно очень «теплый», уютный, домашний материал, который к тому же еще и экологически безопасен. На данный момент существует масса способов обработки дерева, но традиционная резьба располагается на ступень выше любых «промышленных» техник. Вырезая орнаменты, картины, фигурки, мастера вкладывают в свои работы душу. Как отдавать частичку себя создаваемому изделию, мы научить не сможем, зато познакомим с азами работы с деревом, которые пригодятся любому начинающему резчику.

История зарождения и развития

Дерево можно по праву считать одним из древнейших материалов, использовавшихся человеком.

Еще на заре времен люди поняли, насколько доступной и простой в обработке может быть древесина. Ее стали повсеместно привлекать для строительства. Искусство резьбы тесно переплелось с отдельным видом архитектуры — деревянным зодчеством. Люди никогда не подавляли свои внутренние желания окружать себя красивыми вещами. Это стремление к прекрасному часто становилось толчком для развития искусства в разных направлениях. Резьба не стала исключением. Как водится, сначала все лучшее клали на алтари для божеств, которым в те времена поклонялись. Самым древним образчиком искусства резьбы по дереву считается Шигирский идол. Он был найден во время раскопок неподалеку от Екатеринбурга. Изделие представляет собой фигурно обрезанный столб с тематическими рисунками на поверхности. По подсчетам ученых этот идол был создан в середине VIII века. Изготовили столб из лиственницы (вопреки общепринятому заблуждению о дубе). Помимо Шигирского идола встречаются и более поздние находки, украшенные резными элементами, но техника тех мастеров была примитивной и грубоватой. Современный человек скорее назовет их самобытными, чем красивыми. Здесь сказалось влияния бедного инструментария, которым пользовались мастера тех времен.

А теперь сделаем большой прыжок почти в десять столетий и перенесемся к XVI веку, когда стали появляться первые артели резчиков. Из области обрядов и язычества резьба по дереву постепенно перешла к быту. Причудливыми узорами стали украшать предметы скудной меблировки и деревянную посуду. Техника стала изящнее, благодаря расширенному набору специальных инструментов, которыми стали пользоваться мастера. Помимо обычной древесины, в ход шли даже корни деревьев и кап (разновидность нароста). Своими причудливыми, неправильными формами они навевали абстрактные ассоциации и подталкивали резчиков к созданию оригинальных асимметричных предметов обихода. Артели массово украшали храмы, соборы, дворцы и дома зажиточных граждан. Большинство бытовой утвари (от ларей и до ложек) покрывались декоративными узорами. Так как дома старались украшать даже представители среднего класса, появилось отдельное направление под названием домовая резьба. Многие образчики сохранились и до наших дней. Большинство из них стало официальными памятниками искусства. Параллельно с домовой резьбой появилась и более сложная техника — объемная. Рельефные украшения требовали большого мастерства от резчиков, но результат того стоил. Резьбой украшали сундуки, стулья, игрушки, подставки, пряничные доски (аналог подносов), ложки, табакерки, шкатулки, спинки кроватей, наличники и ставни на окнах. Хотя еще пару десятков лет назад этот вид искусства пребывал в упадке, постепенно традиции старинной русской резьбы по дереву возрождаются. Ведь не зря говорят, что все новое просто было хорошо забыто.

Виды резьбы

Резьбу по дереву классифицируют на следующие подтипы и направления:

Где может применяться

Резьба по дереву широко применяется в интерьерном и ландшафтном дизайне. Хотя такие изделия больше всего соответствуют этническому русскому стилю, красивая работа мастера может органично влиться в скандинавское, эко направление, эклектику, прованс (вообще любую разновидность кантри), модерн, классику и даже фьюжн. В интерьере используют либо резные предметы обихода (сундучки, шкатулки, чернильницы, подставки, элементы меблировки), либо декоративные детали, которые играют исключительно роль украшения (карнизы, фрески на отдельных областях стен, окантовку арок, двери). Для оформления экстерьера дома и прилегающих к нему территорий приобретают беседки, лавки, наличники, фронтоны, ворота и калитки, заборы, изготовленные в технике резьбы по дереву.

Выбор материала для работы

При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:

Если древесиной резчик запасается самостоятельно в соседнем лесу, то материал необходимо просушить. Желательно проводить эту процедуру летом, так как 1-2 недели дерево должно пролежать на открытом воздухе. Если заготовка имеет внушительные габариты, то этот период увеличивают до 1-2 месяцев. Нельзя оставлять материал на улице в «сезон дождей». Толку от такой процедуры не будет, так как при высоком уровне влажности окружающей среды, вода из микропор не исчезнет. После уличной просушки древесину вносят в дом, но не кладут рядом с отопительными приборами. Остатки влаги удалятся в течение недели. Для малогабаритных заготовок подходит технология вываривания. Их складывают в емкость с водой, которую нагревают и кипятят на протяжении 2-3 часов. Такой экпресс-метод позволяет быстро «выжать» остатки влаги из микропор древесины. После процедуры заготовкам дают «отдохнуть» в доме примерно неделю.

Базовые инструменты для ремесла

Чтобы работа спорилась, мало одних навыков и умений, нужно еще и использовать качественные инструменты. Возможно, Николо Паганини и компенсировал своим мастерством возможности скрипки, сыграв на одной струне, но эта легенда относится к исключениям из общего правила. В стандартный список инструментов резчика по дереву входят:

А теперь более подробно рассмотрим разновидности стамесок, которые по праву можно считать главным инструментом резчика.

Виды стамесок

В зависимости от особенностей лезвия и области применения стамески классифицируют на следующие типы:

У каждого мастера в наборе есть свои инструменты «любимчики», которыми он пользуется чаще всего. Обычно такая трогательная привязанность развивается за годы труда, когда резчик уже выработал свою индивидуальную манеру работы. Новичкам же остается только набивать себе «шишки» методом проб и ошибок, пока идеальный инструмент не будет найден.

Меры предосторожности при работе

Во время вырезания по дереву всегда существует риск повреждения рук мастера, а пальцы для резчиков — основной инструмент работы. Все приспособления достаточно острые и хватит всего одного неловкого движения, чтобы порезать кожу, а то и вовсе отрезать что-нибудь важное. Поэтому не следует пренебрегать правилами безопасности, которые соблюсти не так уж и сложно:

Также не рекомендуют располагать рядом с рабочим местом нагревательные приборы, поджигать свечи, курить. Стружка легко воспламеняется, поэтому любые контакты с огнем следует ограничить.

Мастер-класс геометрической резьбы

Как уже говорилось выше, геометрическая резьба считается одной из самых простых, поэтому идеально подходит для обучения начинающих мастеров. Для работы требуется минимальный набор инструментов. Во время процесса вырезания значение имеет только точность. Элементы рисунка должны обладать четкой симметрией. Сами изображения состоят из повторяющихся зон, которые образуют единую изящную композицию.

Технология и последовательность геометрической резьбы

В основе рисунка в технике геометрической резьбы лежат различные простые фигуры: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы, которые дополняют прямыми и изломанными линиями. Вопреки заблуждениям обывателей, готовые композиции лишены угловатости и грубости. Игра света и тени подчеркивает рельеф изображения. Сюжетов, как таковых, геометрическая резьба не имеет. Она передает настроение и ярко демонстрирует мастерство автора. Готовое изделие может поражать сложностью и тонкостью работы, а иногда придерживается принципов лаконизма, что никак не сказывается на его восприятии. Очень часто в основе композиции лежат традиционные русские орнаменты, которые ранее считались «оберегами» от злых сил. Процесс работы в технике геометрической резьбы условно делят на этапы:

После просушки резную поделку можно использовать по назначению.

Необходимые инструменты

Для работы в технике геометрической резьбы потребуется минимальный набор инструментов:

Первый вид ножа используется для вырезания прямых линий, которые формируют угловатые геометрические фигуры, а второй — для «канавок» с мягкими изгибами.

Создание эскиза узора

Мастера, у которых «рука набита», наносят узоры прямо на заготовку с помощью карандаша и циркуля, линейки. Для новичков лучше сначала нарисовать эскиз на бумаге или использовать уже готовые рисунки, которые можно легко найти во всемирной паутине. Узоры распечатывают, после чего прикладывают к болванке и обводят по контуру с использованием копирки. Когда рисунок будет полностью перенесен на заготовку, можно приступать к вырезанию композиции.

Вырезаем узоры

Начинать нужно с мягких деталей (круги, лепестки, плавные линии). Для работы используют нож-перо. Его зажимают в руке между ладонью и указательным пальцем. Большой палец отставляют в сторону и прислоняют к заготовке. Он послужит опорой. Согнутый указательный палец станет регулятором силы нажима на инструмент и угла его наклона. От этого будет зависеть глубина «канавки». Помните, что резать нужно «от себя». Сначала обрабатывают одну часть композиции (слева или справа зависит от ведущей руки), а затем болванку переворачивают и продолжают вырезать вторую часть узора.

Теперь в дело вступает нож-косячок для работы над треугольными элементами. Этот инструмент держат иначе. Его зажимают между указательным и большим пальцами, словно карандаш, но у самого конца ручки, ближе к лезвию. «Пятку» ножа с силой вгоняют в заготовку под углом в 45 градусов, но не у самого края фигуры, а с небольшим отступом. Его необходимо сделать, чтобы у выемки были «пологие» края. «Канавки» с таким рельефом выглядят красивее. Грани треугольников должны сходиться. По такому же алгоритму вырезают оставшиеся элементы рисунка. Отработанные кусочки древесины должны иметь форму пирамидок, тогда работа выполняется правильно.

Во время процесса резки легко проверить остроту ножа. Если стружка тянется сплошной «лентой», значит, инструмент заточен хорошо. Если она крошится и отпадает кусками, то нож не годится для резки. Даже острые инструменты во время работы нужно периодически обтачивать. Для этих целей используют кусок натуральной кожи, на который наносят небольшое количество любой полировальной пасты на основе оксида хрома.

Шлифовка и пропитка готового изделия

Чтобы сгладить шероховатость краев «канавок», поверхность поделки нужно слегка зашкурить наждачной бумагой. Затем изделие пропитывают специальным составом. Некоторые покрывают поделки лаком, но большинство мастеров отдают предпочтение процессу вощения (восковая мастика) или покрытию поверхности маслом. В этом случае поделка приобретет легкий, натуральный блеск. Обычно используют льняное, одуванчиковое, мятное, семитравное масло. Эти же составы отлично подходят для пропитки посуды. Поделку густо смазывают средством, после чего «втирают» масло в древесину. Теперь изделие должно высохнуть. Лучше всего положить его на улице просушиться под солнышком. Некоторые кладут изделия возле батареи или пользуются феном, дабы ускорить процесс.

Мастер-класс формочки для печатного печенья

Чтобы сделать формочку для печатного печенья, сначала необходимо обрезать заготовку. Ширина и длина болванки зависит от размеров будущих кондитерских изделий. Можно ориентироваться на общепринятые стандарты и померить обычное юбилейное или кофейное печенье, купленное в магазине. Что касается выбора древесины, то для этих целей подойдет лиственница, бук, дуб. Заготовку вырезают из доски с помощью электролобзика. Далее ее закрепляют на рабочей поверхности и переносят заранее подготовленный эскиз изображения. Все детали композиции на печенье должны быть выпуклыми, соответственно фон обрабатывать не нужно. Набор инструментов для работы варьируется в зависимости от ее сложности. Чтобы резать было проще, нужно выбрать картинку-исходник, нарисованную с полутонами. Тогда мастеру будет легче ориентироваться с глубиной прорезания элементов. Для печатного печенья часто выбирают надписи, простенькие пейзажи с деревьями и птичками, животных, цветочные композиции, «букеты» колосьев.

Вырезаем таблички

Таблички, как правило, имеют неправильную форму. Контуры изделия подчеркивают изгибы букв, поэтому с заготовкой придется повозиться, выпиливая лишние фрагменты в определенных местах. Буквы можно нарисовать от руки с использованием карандаша и линейки, или скачать уже готовую надпись с интернета. Изготавливать таблички очень просто, поэтому вариант идеален для начинающих резчиков. Для работы достаточно ножа-косячка и богородского набора «Татьянка». После вырезания табличку шлифуют и покрывают морилкой. Когда состав высохнет, углубления дополнительно подчеркивают вторым слоем. Надписи на табличках для бани дополняют облаками, дубовыми или березовыми листиками, ковшами, тазиками с вениками. Для улицы используют красивый, ровный шрифт и аккуратные завитушки по контуру, так как здесь рисунки будут неуместны. Таким же способом можно изготовить оригинальную вывеску для торговой лавки или пивной, к примеру.

Заключение

Один именитый скульптор когда-то сказал, что композиция — самое сложное в искусстве. Общих правил для ее составления не существует. Постигнуть алгоритм построения композиции и выработать в себе тонкий художественный вкус можно только наблюдая за природой. Нет ничего более совершенного, чем естественная система элементов. Этот совет применим не только для скульпторов, архитекторов или художников, но и для резчиков по дереву. Сначала во время обучения новички используют готовые рисунки, чтобы набить руку и приобрести навыки, необходимые для создания качественных работ. Однако в дальнейшем каждый пытается делать робкие шаги на поприще художника, где одного мастерства недостаточно. Потребуется умение тонко чувствовать баланс в композиции, которое вырабатывается годами. Только научившись комбинировать мастерство и художественный вкус, резчик имеет право называться мастером, создающим изделия «с душой».

 

 

Резьба по дереву — Путеводитель по русским ремёслам

Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства и один из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом, а также искусства в целом — это старинный народный промысел

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. 

Художественная резьба по дереву

Ниже представлены разделы художественной резьбы по дереву Путеводителя по русским ремёслам.

Древесина

Древесина — один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни. 

Обладая универсальными качествами, этот материал позволяет делать большие по размерам сооружения, вроде крестьянского дома или  многоглавого храма в Кижах, использовать самые малые его кусочки, корни и бересту для создания различной бытовой утвари, посуды, игрушек.

Резьба как ранний вид обработки древесины

Как более ранний вид обработки древесины  получила резьба, потому что она тесно связана с процессом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребёнка или шкатулка.  

Такие и подобные им предметы не всегда украшены резными орнаментами, но в самой форме изделия, его пропорциях, силуэте, появлялись эстетические свойства вещи. например  долбленная чаша или вырезанный из монолитного куска дерева ковш в соей пластике уже представляли образец скульптурного решения, выполненного средствами резьбы. Однако в большинстве случаев художественный предмет из дерева украшен резьбой. Её виды и приёмы предоставляют мастеру большой выбор средств для украшения утилитарного предмета.

Виды резьбы

Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Условно можно выделить типы резьбы:

  1. сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
  2. глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
  3. скульптурная резьба
  4. домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа)
  5. резьба бензопилой (выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы)

Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:

Сквозная резьба

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида:

Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

Рельефная резьба

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

Скульптурная резьба

Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций. Отдельным подвидом её считается богородская резьба.

Резьба бензопилой

Также разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного. Популярность объяснить просто.

Резьба бензопилой — прежде всего действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой и долгой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.

Фрезерные станки

В последнее время также все большую популярность получает создание скульптур на различных копировально-фрезерных станках, наиболее доступным из которых является Дупликарвер.

Диапазон средств

Таким образом, в распоряжение мастера имеется широкий диапазон средств: от простейших линий и форм геометрического орнамента до сложных тончайших миниатюр с изображением человеческих фигур, архитектуры и элементов пейзажа.

Определённые приёмы резьбы и мотивы изображений, тип и характер орнамента со временем стали отличительным признаком искусства отдельных центров и даже целых регионов. Например, в русских деревнях европейского Севера типичным было завершение кровли дома охлупнем — изображением головы коня, вырубленным топором.  В сельском жилище народов Кавказа тонкой плоскорельефной резьбой украшались верхушка столба-колонны, держащей потолок.

Окна сельских и городских домов во многих областях России до сих пор оформляются узорными наличниками с пропильной, накладной, объёмной реьбой. В уникальных архитектурных памятниках старины сохраняется удивительная резьба иконостасов, дворцовой мебели, ритуальной и светской скульптуры.

Если учесть, что все эти работы выполнялись и выполняются сейчас простым инструментом (топор, пила, стамески и ножи разных видов), то становится ясно, что ремесло здесь проявляет себя на уровне подлинно художественного творчества.

История резного дела в России

Название

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. 

Ранняя резьба

Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе Московского Кремля.

В конце XV в. инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV–XVI века.

Византийский стиль

Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI в. появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.

Немецкая резьба

Во второй половине XVII в. в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 г. этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина.

Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д.

Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.

Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.

Фотогалерея — резьба по дереву


Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.


Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Что такое резьба по дереву?

Резьба по дереву

Резьба по дереву - это форма обработки дерева с помощью режущего инструмента в одной руке или стамески двумя руками или одной рукой на стамеске и одной руке на молотке, в результате получается деревянная фигура или статуэтка. , или в скульптурном орнаменте деревянного предмета. Фраза может также относиться к готовому продукту, от отдельных скульптур до лепных украшений ручной работы, составляющих часть узора. Изготовление скульптур из дерева было чрезвычайно широко практикуемым, но выживает гораздо хуже, чем другие основные материалы, такие как камень и бронза, поскольку они уязвимы для гниения, повреждения насекомыми и огня.Поэтому он является важным скрытым элементом в истории искусства многих культур. Деревянные скульптуры на открытом воздухе в большинстве частей света существуют недолго, поэтому мы мало знаем, как развивалась традиция тотемных столбов. Многие из самых важных скульптур Китая и Японии, в частности, сделаны из дерева, и подавляющее большинство африканских скульптур, Океании и других регионов. Дерево легкое, поэтому подходит для масок и других скульптур, предназначенных для переноски, и может воспринимать очень мелкие детали. Кроме того, работать с ним намного проще, чем с камнем.Некоторые из лучших сохранившихся примеров ранней европейской резьбы по дереву относятся к средневековью в Германии, России, Италии и Франции, где типичными темами той эпохи была христианская иконография. В Англии сохранилось много полных примеров из 16 и 17 веков, где дуб был предпочтительной средой в данном случае

.

Резьба по дереву - Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Набор ручных инструментов для резьбы по дереву: 3 выемки в виде рыбьего хвоста, инструмент для V-образного пробора, 4 прямые выемки, 3 выемки для ложек и молоток для резчика.

Резьба по дереву - это форма обработки дерева с помощью режущего инструмента. Долото или нож - обычные инструменты: долото можно постучать деревянным молотком. В результате получается деревянная фигура или скульптурный орнамент деревянного предмета. «Резьба по дереву» также может относиться к готовому изделию.

Изготовление скульптуры из дерева имеет долгую историю. Дерево выживает гораздо хуже, чем другие материалы, такие как камень и бронза. Он уязвим для гниения, повреждения насекомыми и пожара. Таким образом, мы мало что знаем о дереве в истории искусства древних культур. [1] Деревянные скульптуры на открытом воздухе в большинстве частей света существуют недолго, поэтому мы мало знаем, как развивалась традиция тотемных столбов.

Многие из самых важных скульптур Китая и Японии сделаны из дерева, а также большинство африканских скульптур, скульптур Океании и других регионов.Дерево легкое, поэтому из него можно делать маски и другие предметы, которые нужно носить с собой. Он может обрабатывать очень мелкие детали, а также с ним намного легче работать, чем с камнем.

Некоторые из лучших примеров ранней европейской резьбы по дереву относятся к средневековью в Германии, России, Италии и Франции, где типичные темы той эпохи использовались в христианских иконах. В Англии сохранилось много полных примеров XVI и XVII веков, когда часто использовался дуб. В общем, действительно тонкая резьба выполняется по фруктовому дереву (древесине фруктового дерева), потому что с ним легко работать.Знаменитый резчик по дереву Гринлинг Гиббонс работал с липовой древесиной. Сложные части часто вырезаны на отдельных участках, которые позже склеиваются.

.

Что такое резьба по дереву? (с иллюстрациями)

Резьба по дереву - это широкий термин, охватывающий любую форму обработки дерева с помощью инструмента в виде какого-то эстетического объекта. Редко можно говорить о неэстетической форме обработки дерева как таковой, но некоторые виды резьбы могут быть функциональными, например, с кустарными стульями, инструментами или панелями. Люди занимаются резьбой по дереву на протяжении тысячелетий, и образцы этого вида искусства можно увидеть почти в каждом обществе на планете.

Орел, вырезанный из пробкового дерева.

Древняя история резьбы по дереву не так полна, как у многих других видов искусства, таких как каменные скульптуры, просто потому, что дерево имеет тенденцию к ухудшению в течение столетий или тысячелетий. Некоторые прекрасные ранние образцы этого ремесла можно найти в Древнем Египте, однако, с красивыми деревянными панелями, на которых вырезаны иероглифы и истории, а также знаменитые деревянные саркофаги с мумиями, обнаруженные в различных гробницах. Особенно красивый образец был найден в Египте, возраст которого, как считается, составляет почти шесть тысяч лет. Он был вырезан в виде человека из глыбы платана и инкрустирован бронзой, черным деревом, горным хрусталем и кварцем.

При резьбе по дереву можно использовать самые разные инструменты.

год. Христианство привело к еще одному всплеску резьбы по дереву, которая сохранилась до наших дней, причем большая часть приходилась на период примерно с 500 по 1500 год до нашей эры.Многие изображения Христа, а также святых и их испытаний можно найти в этой эпохе, а для древних церквей были изготовлены красиво вырезанные деревянные панели, изображающие жизнь и смерть Иисуса. Примерно в то же время в Японии буддизм привел к собственному подъему резьбы по дереву, когда разделенный и объединенный стиль создал множество различных буддийских скульптур.

Резчики могут использовать разные породы дерева.

Одна из простейших форм этого искусства, известная как строгание, заключается в том, чтобы просто взять нож и отрезать кусочки дерева. Часто для строгания используются более мягкие породы дерева, поскольку ножи могут не иметь силы, необходимой для обработки более твердых пород древесины. Вытеснение обычно практикуется как хобби, но это может быть более серьезная форма художественного произведения, и некоторые специалисты производят красивые изделия из дерева, особенно трости, посохи и безделушки.Вытеснение в основном отличается от других форм резьбы по дереву тем, что в нем используется нож вместо долота и других инструментов.

Резьба по дереву существует уже тысячи лет.

Для резьбы по дереву можно использовать множество различных инструментов, и профессионалы очень серьезно относятся к своим долотам и долотам.Различные инструменты имеют разную форму и размер, что дает плотнику большую точность в своей работе. Молоток используется для приложения силы, достаточной для работы с более твердой древесиной, и обычно используется какое-то устройство, чтобы плотно прижимать древесину к рабочему столу. Некоторые основные инструменты включают в себя: долото - лезвие с прямой кромкой, предназначенное для нанесения линий и выравнивания плоских участков; долбление, которое представляет собой изогнутое лезвие, позволяющее делать кривые и вырезать углубления; прожилка - особенно глубокая борозда; v-образный инструмент, который представляет собой клинок v-образной формы, используемый для контуров; и разделочный нож, который по сути является строгальным ножом, который можно использовать для любого количества небольших задач.

Стамески используются для многих видов резьбы по дереву. Стамески считаются одним из видов инструмента для резьбы по дереву. .

Резьба по дереву - определение резьбы по дереву из The Free Dictionary

древесина

твердое волокнистое вещество дерева или куста; стволы или основные стволы деревьев; древесина или пиломатериалы: большая часть мебели сделана из дерева.
Не путать с: would - прошедшее время и причастие прошедшего времени воли: Пошли бы вы со мной в игру, если бы я попросил вас?

Оскорбительные, запутанные и неправильно используемые слова Мэри Эмбри Авторские права © 2007, 2013 Мэри Эмбри

дерево 1

(wo͝od) n. 1.

а. Вторичная ксилема деревьев и кустарников, лежащая под корой и состоящая в основном из целлюлозы и лигнина.

б. Эта ткань, разрезанная и высушенная, используется в основном для изготовления строительных материалов и топлива.

2. часто лес

а. Рост деревьев и других растений, обычно занимающий меньшую площадь, чем лес.

б. Лес.

3. Предмет из дерева, в частности:

a. Музыка Деревянный духовой.

б. Sports Любая из серии клюшек для гольфа, используемых для дальних ударов, с выпуклой головкой из дерева, металла или графита и пронумерованной от одного до пяти в порядке увеличения высоты.

v. wood · ed , wood · ing , woods

v. tr.

1. Для заправки дровами.

2. Для прикрытия деревьями; лес.

в. внутр.

Для сбора или снабжения древесиной.

прил.

1. Изготовлен из дерева или состоящий из дерева; деревянный.

2. Используется или подходит для резки, хранения или обработки древесины.

3. лес Проживает, растет или присутствует в лесу: лесные животные; лесная тропа.

Идиома: вне леса Неформальный

Без трудных или опасных ситуаций; в положении безопасности или защищенности.


[среднеанглийское wode, от древнеанглийского wudu.]


дерево 2

(wo͝od) прил. Архаичный

Психически ненормальный.


Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016 Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt. Опубликовано Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

древесина

(wʊd) n

1. (Ботаника) твердое волокнистое вещество, состоящее из ткани ксилемы, которое находится под корой деревьев, кустарников и подобных растений.

2. (Строительство) стволы деревьев, которые были спилены и подготовлены для использования в качестве строительного материала

3. (Лесное хозяйство) стволы деревьев, срубленные и подготовленные для использования в качестве строительного материала.

4. (Ботаника) собрание деревьев, кустарников, трав, трав и т.д., обычно с преобладанием одного или нескольких видов деревьев: обычно меньше леса: дубовый лес.

5. (Лесное хозяйство) топливо; дрова

6. (Гольф) Гольф

а. дубинка с длинным древком и широкой деревянной или металлической головкой, используемая для забивания: пронумерованные от 1 до 7 в зависимости от размера, угла наклона и т. Д.

b. ( как модификатор ): выстрел из дерева.

7. (теннис) теннис сквош бадминтон рама ракетки: он нанес победный удар с дерева.

8. (Сквош и Файвс) теннис сквош бадминтон рама ракетки: он нанес победный удар с дерева.

9. (бадминтон) теннис сквош бадминтон рама ракетки: он нанес победный удар с дерева.

10. (Bowls & Bowling) одна из смещенных деревянных чаш, используемых в игре в чаши

(пивоварение) бочки, бочки и т. Д., Сделанные из дерева

12. имеют дерево на получили дрова на неофициальных Austral и NZ , чтобы иметь преимущество перед

13. из леса из леса в безопасности или в безопасности от опасностей или сомнений: мы еще не из леса.

14. увидеть лес за деревьями ( используется с отрицательным ), чтобы получить общее представление о ситуации, проблеме и т. Д., Не позволяя деталям затуманивать анализ: он не может видеть лес для деревьев.

15. (Лесное хозяйство) (модификатор ), изготовленные из древесины, используемые для использования или обращения с ними: дрова.

16. (Лесное хозяйство) ( модификатор ) жилище, относительно или расположенное в лесу: лесная нимфа.

vb

17. (Лесное хозяйство) ( tr ) для посадки древесины на

18. для снабжения или снабжения топливом или дровами

[Староанглийский widu, wudu; относится к староверхненемецкому witu, древнескандинавскому vithr ]

woodless adj

ˈlessness n


wood

(wʊd) adj

raging

как маньяк

[староанглийский wōd; относится к древневерхненемецкому wuot (нем. Wut ), древнескандинавскому ōthr, Gothic wōths, Latin vātēs seer]


Wood

(wʊd) n

1. (Биография) Миссис Генри , в браке имя Эллен Прайс . 1814–87, британский романист, отмеченный особенно мелодраматическим романом Ист Линн (1861)

2. (Биография) Сэр Генри ( Джозеф ). 1869–1944, английский дирижер, основавший Promenade Concerts в Лондоне

3. (Биография) Джон, , известный как Старший . 1707–54, британский архитектор и градостроитель, работал в основном в Бате, где проектировал Северный и Южный парады (1728 г.) и Цирк (1754 г.)

4. (Биография) его сын, Иоанн , известный как Младший . 1727–82, британский архитектор: спроектировал Королевский полумесяц (1767–71) и Актовые залы (1769–71), Бат

5. (Биография) Ральф. 1715–72, британский гончар, работающий в Стаффордшире, который сделал первый кувшин с тоби (1762)

Словарь английского языка Коллинза - полный и несокращенный, 12-е издание, 2014 г. © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007 , 2009, 2011, 2014

древесина 1

(wd)
н.

1. твердое волокнистое вещество, составляющее большую часть ствола и ветвей дерева или куста и лежащее под корой; ксилема.

2. стволы или основные стволы деревьев, пригодные для строительства и других целей; древесина или пиломатериалы.

4. Часто леса. большая и густая коллекция растущих деревьев; роща или лес.

5. бочка или бочонок, в отличие от бутылки: выдержанная в древесине.

6. любая из четырех клюшек для гольфа, ориг. с деревянными головками, используются для дальних ударов. Сравните железо (по умолчанию 5). прил.

7. из дерева; деревянный.

8. используется для хранения, обработки или переноски древесины: долото по дереву.

9. Живущая или растущая в лесу: лесная птица.

в.т.

10. для укрытия или посадки деревьев.

в.и.

11., чтобы взять или получить запасы древесины (часто после до ): для заготовки леса до наступления зимы.

Идиомы:

1. стук по дереву, (используется, когда стучат по дереву, чтобы гарантировать удачу): Автомобиль все еще в хорошей форме, постучите по дереву.

2. вне леса, больше не находится в опасной, критической или сложной ситуации или состоянии; Безопасно.

[до 900; Средний английский; Древнеанглийский wudu, ранее widu, c.Древневерхненемецкий witu, Древнескандинавский vithr; сродни древнеирландскому fid tree, валлийскому gwŷdd tree]

wood 2

(wʊd)

прил. Архаичный.

безумный; безумный.

[до 900; Средний английский; Древнеанглийский wōd, c. Древнескандинавский ōthr бушующий, готический wods одержимый демонами]

Дерево

(wʊd)

n.

Grant, 1892–1942, U.С. живописец.

Random House Словарь колледжа Кернермана Вебстера © 2010 K Dictionaries Ltd. Авторские права 2005, 1997, 1991, Random House, Inc. Все права защищены.

древесина

(wo͝od)

Жесткое волокнистое вещество, лежащее под корой деревьев и кустарников и состоящее из сосудистой ткани, известной как ксилема. Основные компоненты древесины - целлюлоза и лигнин.

Научный словарь для студентов American Heritage®, второе издание. Авторские права © 2014 издательской компании Houghton Mifflin Harcourt.Опубликовано Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

Дерево

Сильная неприязнь к дереву.

мания по дереву.

умение, ремесло или ремесло столяра или плотника; деревообработка. - столяр , н.

процесс превращения в дерево или придания ему подобия.

форма декора, часто применяемая в мебельном производстве, состоящая из вставок из шпона разных цветов.

мозаика по дереву, форма маркетри, используется в основном для полов и облицовки стен.

ксилопирография.

Процесс или ремесло обработки дерева на токарном станке.

раздел дендрологии, изучающий структуру древесины.

форма гадания на маленьких кусках дерева.

искусство или техника нанесения рисунка или рисунка на кусок дерева путем обжига его нагретым острым инструментом. Также называется покерная картина .

-Ologies & -Isms. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

древесина

1. «древесина»

Древесина - это материал, из которого формируются стволы и ветви деревьев, и который используется для изготовления таких предметов, как мебель.

Сделал полку из куска дерева .

древесина оконных рам была вся гнилая.

Будьте осторожны!
Не называйте кусок дерева «деревом».

2. «деревянный»

Обычно вы не используете слово «дерево» перед существительным, чтобы сказать, что что-то сделано из дерева.Используйте деревянных .

Она хранила игрушки в деревянной коробке .

Все сидели за длинным деревянным столом .

Collins COBUILD Английский Использование © HarperCollins Publishers 1992, 2004, 2011, 2012

дерево


Причастие прошедшего времени: дерево
Герундия: дерево

ImperativePresentPreterditionalPreterditionalPresent PerfectPresenturePresenturePesenturePesenturePesenturePesenture®

you wood 905 you wood 905 Претерит 9 лесной
Present
I wood
you wood
he / she / it woods
we wood
Я лесной
ты лесной
он / она / она лесной
мы лесной
ты лесной
Настоящее время Непрерывное
Я лесоруб
вы лесите
он / она / это лес
мы лес 66
5 у вас лесной
Present Perfect
я лесной
у вас лесной
он / она / она лесной
у них было дерево
были лесными
Прошлое Непрерывное
Я занимался лесом
ты был деревянным
он / она он / она был деревянным
они лесными
905 63
Past Perfect
У меня было дерево
у вас было дерево
он / она / она было дерево
у нас было дерево
у вас было дерево
Будущее
Я буду дерево
Ты будешь дерево
он / она / это будет дерево
мы будем дерево
ты будешь дерево
дерево
66 66
Future Perfect
У меня будет дерево
у вас будет дерево
он / она / она будет деревянным
у нас будет дерево
у вас будет дерево
у них будет дерево
66 Настоящее совершенное Непрерывное вы были
Будущее Непрерывное
Я буду лесом 9056 6
вы будете лесом
он / она / она будет лесом
мы будем лесами
вы будете деревянными
они будут деревянными
Я занимался лесом
вы занимались лесом
он / она / она занималась лесом
мы занимались лесом
они занимались лесом
66
Future Perfect Continuous
Я буду заниматься лесом
вы будете лесом
он / она / она будет 63
будут заниматься лесом
вы будете лесом
они будут лесом 905 66
Past Perfect Continuous
Я был лесорубом
ты был лесом
он / она был деревянным
905 905 905 были деревянными
они были деревянными
66 905
условно
я бы деревянными
вы бы деревянными
он / она / она бы деревянными
вы бы дерево
они бы дерево
прошлое условное
я бы деревянное
вы бы деревянное
оно бы деревянное
мы бы из дерева
вы бы из дерева
они был бы деревянным

Collins English Verb Tables © HarperCollins Publishers 2011

wood

Деревянная дубинка, используемая для длинных снимков.

Словарь незнакомых слов от Diagram Group © 2008, Diagram Visual Information Limited

.

определение резьбы по дереву | Словарь английских определений

дерево

[

1 ]
n

1 твердое волокнистое вещество, состоящее из ткани ксилемы, которое находится под корой деревьев, кустарников и подобных растений.
Связанные прил. → деревянистый → ксилоид

2 стволы деревьев, спиленные и подготовленные для использования в качестве строительного материала

3 собрание деревьев, кустарников, трав, трав и т. Д., обычно с преобладанием одного или нескольких видов деревьев: обычно меньше леса
дуба Прил. → Сильван

4 топливо; дрова

a Клюшка с длинным древком и широкой деревянной или металлической головкой, используемая для забивания: пронумерованные от 1 до 7 в зависимости от размера, угла наклона и т. Д.

б (как модификатор)
деревянная дробь

6 (Теннис и др.) Рама ракетки
поразил победный выстрел от дерева

7 Одна из наклонных деревянных чаш, используемых в игре в шары

8 (Музыка) сокращение от → деревянные духовые

См. также
→ лес → 3

а бочки, бочки и т. Д. Деревянные

б ♦ из дерева (напитка) из деревянной тары, а не из металлической или стеклянной

10 ♦ имеют лес по (австрал.и Н.З.)
неформальный, чтобы иметь преимущество перед

11 ♦ вне леса или леса вдали от опасностей или сомнений или в безопасности от них
мы еще не вышли из леса

12 ♦ видеть древесину для деревьев используется с отрицательным , чтобы получить общее представление о ситуации, проблеме и т. Д., Не позволяя деталям затуманивать анализ
он не может видеть лес для деревьев

13 модификатор изготовлен из, использованный для использования или обработки древесины
дровяной огонь

14 модификатор жилое помещение, относящееся или расположенное в лесу
лесная нимфа
vb

15 т.р. посадить лес на

16 для снабжения или снабжения топливом или дровами (см. Также) → лес
(древнеанглийский widu, wudu; относится к древневерхненемецкому witu, древнескандинавскому vithr)
без древесины прил.

.

Резьба по дереву | определение резьбы по дереву Медицинским словарем

Тем не менее, источники в партии также сообщили, что на `` встрече '' была сделана резьба по дереву лидера DUP. В ознаменование 25-летия хосписа Overgate в Элланде будет представлена ​​ОСОБЕННАЯ резьба по дереву. резьба по дереву пользовалась большим спросом, так как богатые люди государства использовали ее для оконных стекол и дверей своих домов, но со временем спрос на это искусство снизился.Сегодня большая часть производственной резьбы по дереву выполняется вручную на многошпиндельном резьбовом станке. Они были вырезаны студентами из местных учебных заведений для взрослых и Университета третьего века по резьбе по дереву. "Резьба по дереву - это то, что я бы никогда не пробовал, если бы у меня был не прошел курс, но теперь я чувствую, что многому научился. Мистер Брод сказал: «Там было около тонны, и я начал резать его, но сосед знал кого-то, у кого была горелка по дереву и он занимался резьбой по дереву. ремесленники из разных областей, таких как современное искусство, резьба по дереву, работа зари, резьба по камню, мотикаари, вышивка, работа из стекла Multani, машинка из бумаги, изготовление кукол, изготовление габба, искусство грузовиков, изготовление керамики, изделия из стекла и многие другие, которые были рассмотрены Ex -ED ЛокВирса Халид Джавед, Салим Уллах и Зобия Султана.Примеры богато декоративной резьбы по дереву, выполненной как минимум двумя мастерами, были расположены на северо-востоке страны. Панно студентов с изображением достопримечательностей, включая железнодорожную станцию ​​Хаддерсфилд (крайний слева), будет передано в Безансон (слева). Создан в честь 50-летия англо-французских отношений. Комментируя семинар, Халид Джавид, исполнительный директор, Лок Вирса сказал, что мастера занимались резьбой по дереву, производили мебель и изделия из дерева непревзойденного качества по всей стране как искусство резьбы. дерево в основном использовалось для изготовления мебели, ширм, дверей и окон..

Смотрите также

Сайт о Бане - проект, посвященный строительству, эксплуатации и уходу за русской баней. Большой сборник статей, который может быть полезен любому любителю бани

Содержание, карта сайта.