Дерево как символ в искусстве


Дерево как символ: от религии до политики

Дерево как символ давно и прочно вошло в культуру разных народов: «ось мира», космическое дерево, древо познания, священное дерево. С незапамятных времен под деревьями собирались на совет, вершили суд, прятали сокровища. Символично не только само дерево, но и его части – ветви, ствол, корни, побеги. Приглашаем вас в увлекательное путешествие в мифологическое прошлое дерева.

От язычников до психологов

Дерево – один из самых универсальных символов в культуре человека. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В языческих обществах оно воплощало образ плодородия, мудрости и благополучия, в христианских – отождествилось с Крестом Искупления. Крест в иконографии часто изображается как древо жизни. С деревом, а именно с мировой осью, отождествляется вертикальная часть креста. Отрицая языческие обряды, христианская религия все-таки сохранила за рождественским деревом символику возрождения.

Широко использовалось дерево как символ и в поздний культурный период в искусстве и литературе, в геральдике и науке: у Пушкина анчар в одноименном стихотворении предстает как символ смерти, у Льва Толстого в романе «Война и мир» старый дуб – символ всепобеждающей жизни. Карл Юнг на примере дерева описывал психические процессы человека: корни олицетворяют бессознательное, ствол – сознательное, а крона – транссознательное.

Интересно

В психологии есть метод диагностики состояния человека по тому, как он рисует дерево, при этом корни символизируют коллективное и бессознательное, ствол – импульсы и инстинкты, ветви – пассивность или противостояние жизни.

Однажды по прихоти случая дерево выросло в заброшенной лачуге без окон и отправилось на поиски света. Человеку нужен воздух, рыбе – вода, а дереву – свет. Корнями оно уходит в землю, а ветвями к звездам, оно – путь, соединяющий нас с небом.

Антуан де Сент-Экзюпери. Цитадель

Космос, жизнь, познание

В культуре различных древних цивилизаций, таких как Вавилон, Египет, Индия, Скандинавия, встречается символ древа жизни (мировое, или космическое, дерево) и древа познания добра и зла.

В общем смысле образ дерева обозначает жизнь космоса: его гармоничность, рост, распространение, процессы зарождения и возрождения, неистощимую жизнь, бессмертие. Дерево с корнями, находящимися под землей, и ветвями, вздымающимися к небу, символизирует устремление ввысь и отождествляется с такими символами, как лестница и гора, представляющими общие взаимосвязи между тремя мирами. Нижний мир – ад, срединный мир – земля, верхний мир – небо. Обладая вытянутой по вертикали формой, дерево ассоциируется с осью мира, соединяющей небо и землю, человека и его путь к духовным высотам.

Часто древо жизни изображается перевернутым: его корни находятся на небе, а ветви опускаются вниз – это символ макрокосма, его законов, миров и процессов эволюции.

Если древо жизни охватывает все законы и формы существования космоса, то древо познания добра и зла отражает лишь ту часть космоса, которая доступна пониманию человека. Его плоды могут принести и пользу, и вред в зависимости от того, ради чего ими пользуется сам человек.

Древо познания добра и зла – это испытание для человека на пути к истине и мудрости. Оно совершенствует дух человека, учит отличать фальшивое от подлинного, нести ответственность за свои мысли и поступки.

В разных верованиях эти деревья носят разные названия, но суть остается единой – это центр мироздания, опора для человека и проводник в мир добра и зла:

Священные деревья и духи леса

Священное буддийское дерево

Каждый народ имел свое священное дерево. Считалось, что у дерева есть душа и оно обладает мистической силой, мудростью и способно многому научить человека, стать ему другом, братом и отражало его судьбу. Оно рассматривалось как зеркало происходящего не только в человеке, но также в видимой и невидимой природе и в мире богов. Дерево играло роль посредника между богами и людьми, человеком и его предками.

В древности деревья одушевляли и даже обожествляли, населяя леса сказочными существами, лесным народом – духами деревьев, феями, лешими и лесными девами. В зависимости от географических условий почитались волшебными и наделялись сверхъестественными свойствами разные деревья.

Интересно

У эллинов каждое божество имело священное дерево, через которое передавало часть своих сил. Так, лавр был священным деревом Аполлона, олива – Афины, кипарис – Аида, кедр – Артемиды. Сикомора, священное дерево Древнего Египта, посвящалось богиням Исиде, Хатхор и Нейт. Дуб был всегда священным деревом верховных богов: Зевса у греков, Юпитера у римлян, Перуна у древних славян. Фиговое дерево посвящалось Гермесу и индийскому богу Вишну.

Друиды и Юнг

Культ дерева достиг апогея в верованиях кельтских языческих жрецов друидов. Их учение было тайным и передавалось новым членам племени устно. Значимое место в культе занимал ритуал жертвоприношения, причем не только животных, но и людей. После прихода к власти императора Клавдия (начало II тысячелетия) друидическое учение и обряды были запрещены, но еще долгое время существовали тайно. После появления христианства в IV–V веках деятельность друидов свелась к знахарству.

Друиды считали, что бог сотворил человека из дерева, и верили в то, что деревья, как и люди, имеют характер, достоинства и недостатки и даже внешне схожи со «своим» человеком. Большое значение кельтские жрецы придавали весеннему и летнему равноденствию, зимнему и летнему солнцестоянию. Они считали, что судьба человека, его характер, здоровье и способности находятся в прямой зависимости от положения солнца в момент его рождения. Каждое дерево в гороскопе друидов соотносилось с двумя периодами – летне-зимним или весенне-осенним. Периоды, в свою очередь, были связаны с днями рождения людей. Таким образом, дерево, соответствующее дню рождения определенного человека, становилось «его деревом», защитником, покровителем, символом удачи.

Интересно, что взгляды друидов во многом разделял Карл Юнг, признавая за деревьями индивидуальность и личностные качества: «Старый могучий дуб – что-то вроде лесного короля. Среди содержаний бессознательного он центральная фигура, которая отличается наиболее ярко выраженными личностными чертами. Это прототип самости, символ истока и цели индивидуального процесса. Дуб знаменует собой еще бессознательное ядро личности; растительная символика передает глубоко бессознательное состояние последней».

Друиды считали, что бог говорит с ними из дерева

Дерево как символ…

В геральдике и политике

Очень часто деревья используются в гербах. Во всем мире приняты определенные правила геральдики, в которых закреплены следующие древесные символы, они универсальны и понятны представителям разных культур:

Во всем мире около 120 стран определили свое дерево как символ. Как правило, это деревья, которые произрастают на территории данной страны в большом количестве или встречаются в диком виде только здесь.

В России – лиственница. Основная часть ареала этого растения приходится на Сибирь. Это дерево славится качеством своей древесины. С нашей родиной также связывают образ березы, очень часто встречающейся в фольклоре.

Канадский клен

В Канаде – клен сахарный. Из него делают знаменитый кленовый сироп и сахар. Приезжавшие в Канаду в XVII–XVIII веках переселенцы из Европы никогда прежде не видели таких ярко-красных листьев на кленах, поэтому именно клен стал для них символом новой жизни на другом континенте.

В Австралии – эвкалипт, который произрастает только на этом материке и на прилегающих к нему островах Тихого океана.

В Китае – гинкго двулопастный, эндемик, реликтовое растение, часто называемое живым ископаемым.

Лавровый венок

В Греции – лавр. При упоминании о Греции нам прежде всего приходят на ум знаменитые оливковые рощи, однако на гербе Греции изображен лавровый венок, которым награждались победители первых олимпийских игр.

В Шотландии – сосна. Это дерево преобладает в местных лесах.

В Германии – дуб, ставший символом мужественности, героизма и бессмертия из-за своего твердого ствола. Немецкая пословица гласит: «Von den Eichen sollst du weichen, wenn Gewitter droht!» Что в переводе на русский означает: «Избегай дуба в непогоду». Речь идет о способности дерева притягивать молнию. С начала ХIХ века листву дуба вручали победителю как лавры. Во времена Третьего рейха (1933–1945) листья дуба украшали ордена нацистов. В наше время дубовый листок изображен на мелких немецких монетах – евроцентах. Дуб и его листья очень часто встречаются в геральдике разных, прежде всего европейских стран. Также это дерево считается символом США.

В Словении липа. Это наиболее распространенное дерево на территории страны.

В Перу – хинное дерево. В 1638 году при помощи коры хинного дерева была излечена от лихорадки жена вице-короля Перу графиня Чинчон, в честь которой дерево получило свое латинское название (Cinchona pubescens).

В Барбадосе – фикус бородатый. От этого растения происходит название острова. Первооткрыватели испанцы назвали дерево «барбудос» («бородатое») за его спускающиеся до земли воздушные корни. Позже,немного изменившись, название перешло на сам остров.

Ливанский кедр

В Ливане – кедр, символ бессмертия и христианства. Кедр был эмблемой христианской секты маронитов, распространившей свое влияние преимущественно в Сирии и Ливане. Ныне изображение этого дерева украшает герб теперь уже исламской страны.

На Мальдивах – кокосовая пальма. Дерево имеет важнейшее хозяйственное значение в экономике этой страны: самые разные его части используются в различных отраслях – от медицины до судостроения.

Сакура

В Японии – сакура, самое любимое дерево японцев, считается воплощением японского характера и культуры. Инадзо Нитобэ писал о цветке сакуры в своей знаменитой книге «Путь самурая»: «По красоте и изяществу, на которых и основаны эстетические принципы нашей культуры, с ним не может сравниться никакой другой цветок в мире».

На Мадагаскаре баобаб. Он олицетворяет жизнь, плодородие и считается хранителем земли.

 ________________________________________________________________

Рекомендуем прочитать:

Одно из старейших деревьев на Земле

К этому дереву, растущему на острове Тенерифе, даже подходить не разрешают. Высота старожила 22 м, вес кроны – 17,5 т.

 

 

 

 

Омела и ее жертвы

Будучи полупаразитом, омела селится на деревьях, и вряд ли последние рады такому соседству. Ее жертвами становятся и лиственные и хвойные породы.

"Символ дерева в изобразительном искусстве"

Скрыть

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Символ дерева в живописи Символ дерева в живописи – один из самых древних символов. Это прежде всего символ жизни, роста, природных циклов умирания, обновления и возрождения. Также символ дерева вошел в фольклор как символ Древа жизни. В мифах многих народов мира часто присутствуют два центральных дерева: древо жизни и древо познания добра и зла. Такие символы есть также в Библии

2 слайд Описание слайда:

Оливковые сады любили изображать многие художники, как например Ван Гог в своей картине “Оливковая роща”. В картине Сальвадора Дали “Постоянство памяти” сухое дерево – символ древней мудрости.

3 слайд Описание слайда:

На картине Тициана Вечелло “Любовь земная и любовь небесная” (16 век) миртовое дерево – священное дерево Венеры, атрибут богини любви. Можжевельник – символ добродетели и чистоты. Леонардо да Винчи в своей картине “Портрет Джиневры де Бенчи” написал лицо молодой женщины на фоне можжевелового куста. По-интальянски можжевельник звучит как ginepro, что намекает на имя героини – Джиневра.

4 слайд Описание слайда:

Дуб символизирует стойкость и мужество. Возможно, это имеет в виду Рафаэль, изображая дуб на полотне “Святое семейство под дубом” Всемирно известный Маврикийский дуб традиционно изображается на всех иконах Святой Троицы.

5 слайд Описание слайда:

На картине Андреа Мантенья “Моление о чаше” сухое дерево указывает на смерть, а зеленая ветка – на воскресение.

6 слайд Описание слайда:

Фридрих Каспар использует в своих работах дерево как и символ союза любви (“Белые скалы на Рюгене”) символ смерти (старые, сухие деревья на картине “Аббатство в дубовом лесу”)

7 слайд Описание слайда:

Фантастично выглядит дерево на полотне Максима Воробьева «Дуб, разбитый молнией». Молния ударила по темному фону картины и разбила на части мощный дуб. Так художник выразил боль от утраты жены.

8 слайд Описание слайда:

Широко известны картины Ивана Шишкина “Среди долины ровной” и “Срубленный дуб”. Они пронизаны чувством одиночества, потери. “Среди долины ровной” “Срубленный дуб”

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1322515

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Символика дерева - Символизм древних культур

С самой далекой древности дерево является одним из самых любимых, самых таинственных и самых универсальных символов духовной культуры человечества. Символика дерева глубока, богата и многогранна; одна только библиография на эту тему составила бы весьма внушительную по объему книгу. Практически невозможно найти традицию, народ или эпоху, которые не строили бы свои основные учения на символике Древа жизни и Древа познания. Дерево как символ заключало в себе глубокие и самые разнообразные знания и истины. Оно символизировало центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения; Вселенную и ее процессы вечного обновления; сокровенную Мудрость и таинственные законы бытия. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. Каждый народ имел свое священное дерево. Считалось, что дерево имеет душу и обладает особой, только ему свойственной священной мистической силой. Этими животворными флюидами пропитано все вокруг дерева, их удивительное воздействие распространяется на всех, кто находится рядом с ним. Люди древности верили, что деревья владеют великой мудростью и что человек, тонко чувствующий душу дерева, может многому у него научиться.

Древо жизни — центр мира

Древо жизни, или Мировое древо, — это древний символ, который занимал центральное место в учениях, мифах и традициях всех времен и народов. Древо жизни — не из этого мира. Его корни проникают глубоко в подземный мир, мир таинств и сокровенных истин. Его ствол, словно мост, протягивается от Земли к Небу. Его ветви поднимаются до самых высоких небесных сфер, достигают загадочного мира истоков всего сущего, где живут звезды, боги, высокие Мечты и Идеалы, где царит вечная весна. Это центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь всего Космоса, не имеющая ни начала, ни конца. Ствол этого Древа является осью пространства и времени, но его корни и ветви выходят далеко за их пределы, за пределы самой жизни и самой смерти. Соки Древа жизни — это небесная роса, животворный напиток, дающий возможность возрождения, а тот, кто вкушает плоды его, становится бессмертным.

Мифы и легенды о Древе жизни в традициях всех народов мира прекрасны по своему содержанию и глубоки по своей символике. В древнескандинавской космогонии рассказывается о знаменитом Иггдрасиле, ясене, Древе Вселенной, времени и жизни. Оно имеет три корня, которые опускаются до Хела, таинственного подземного мира, и расходятся оттуда к Етунхейму, царству великанов, и Мидгарду — земле, обители людей. Иггдрасиль — самое красивое и самое большое дерево на свете. Его крона простирается над всем миром, защищая все живущее в нем. Его верхние ветви достигают Неба, а самая высокая из них дает тень Валгалле — высшей небесной сфере, где живут боги и павшие герои. Иггдрасиль вечно свеж и зелен, так как Норны, три сестры-пророчицы, Владычицы Судьбы, имена которых Прошлое, Настоящее и Будущее, ежедневно поливают его водами жизни из источника Урд, находящегося на нашей земле. В ветвях священного Древа живет орел, золотая птица, владеющая сокровенной Мудростью и всеведением.

Боги собираются у подножия Иггдрасиля, чтобы решать судьбу миров. Во время великих космических потрясений, когда умирает старая Вселенная, Иггдрасиль выдерживает все испытания и не умирает вместе со всеми, чтобы сохранилось зерно для рождения новой, молодой Вселенной. Он остается неподвижным, прямым и непобедимым. Ни огонь, ни лед, ни Тьма не могут его уничтожить. Он продолжает служить убежищем для тех, кто выжил во всех потрясениях и благодаря кому на земле вновь возродится жизнь, а с ней и новые поколения людей. Легенды говорят, что Иггдрасиль засохнет и исчезнет только в тот день, когда окончится последняя битва между Добром и Злом, когда с победой Добра исчезнут границы пространства и времени, жизни и смерти и станет возможным существование за их пределами, познание Вечности и бессмертия.

Китайское Древо жизни Киен-Му растет в центре ми­ра. Оно не создает тени; вокруг него царит полная тишина. Оно имеет семь корней, которые пронизывают семь источников, сокрытых в недрах земли, и семь ветвей, которые возвышаются до семи небес, населенных богами. Древо жизни в Древнем Китае — это одновременно и лестница, ведущая к бесконечным далям, по которой поднимаются и опускаются не только Солнце и Луна, но также короли, владыки, мудрецы — герои и Учителя людей, те, на кого возложена миссия вестников, посредников между Небом и Землей.

Ассирийское Древо жизни Ашера — колонна с семью ветвями на каждой стороне, увенчанная шарообразным цветком с тремя исходящими лучами. «Милосердный, кто мертвых к жизни воскрешает» — эту молитву произносили перед Ашерой на берегах Евфрата.
Ашваттха, фиговое дерево, священное дерево Индии, которое изначально почиталось как жилище невидимых гениев-хранителей природы, а позже — как Мировое древо, отражающее законы Космоса, с возникновением буддизма становится священным деревом Бо, именно под ним Гаутама Будда достиг высшей Мудрости и Нирваны.

В ветвях Древа жизни, согласно многим традициям, обитают 12 небесных птиц; оно дает 12 плодов — символ 12 высших состояний сознания и мудрости. «Плод и сок Древа жизни даруют бессмертие». Достаточно вспомнить золотые яблоки сада Гесперид или божественный напиток, созданный из «сока Древа жизни», — сому у брахманов, хаому у парсов. Вкушающий плоды Древа жизни и утоляющий жажду его животворящим соком участвует в жизни богов и сам становится божественным.

Часто Древо жизни изображается как Arbor Inversa — перевернутое дерево, корни которого находятся на небе, а ветви опускаются вниз, простираясь над землей. Перевернутое дерево — символ Макрокосма, руководящих в нем законов, бесконечного числа параллельных измерений, миров и процессов эволюции, содержащихся в нем. Оно символизирует также вечные принципы сотворения и рождения жизни. Любое сотворение начинается на Небе, с сокровенных Законов существования, с архетипальных Идей, «опускающихся вниз» и воплощающихся, принимающих форму в мире материи. Поэтому корни Космического древа находятся на Небе; его ветви, обращенные к Земле, символизируют проявленный Космос со всем бесконечным разнообразием форм жизни.
В одном из своих основных символических значений так часто изображалось Ашваттха, Космическое древо Индии. В исламе корни Древа жизни и счастья достигают самой высокой небесной сферы, а его ветви простираются над землей и под нею. Самое известное перевернутое дерево — Оц-хим, Космическое древо в традициях Каббалы. Оно состоит из 10 сефирот, 10 «лучей», качеств, атрибутов или принципов Высшего, Сокровенного божества, никогда не умирающего и не рождающегося, не имеющего ни начала, ни конца, альфы и омеги бытия, содержащего внутри себя все сотворенное. В каббалистических традициях его называли Эйн Соф Аур, или Беспредельный Свет. Сефироты — это не только качества и атрибуты божественного Эйн Софа, но также и первый плод процесса сотворения. Они исходят из Беспредельного Света, сотворенные им, и, в свою очередь, порождают все остальные космические законы и принципы. Имена десяти сефиротов: Венец, Мудрость, Понимание, Милосердие, Сила, Красота, Победа, Слава, Основание, Царство. В Космическом древе они разделены еще и на три вертикальные колонны. Правая колонна, символизирующая активный, мужской принцип, называется колонной Милосердия, левая, символизирующая пассивный, женский принцип, — колонной Строгости. Центральная колонна, создающая равновесие, называется «Небесный путь». Взаимоотношения между сефиротами и их именами комплексные и многогранные. Они связаны с символикой чисел и отражают глубокие и возвышенные учения о таинствах человека, природы и Вселенной.

Древо познания добра и зла

Древо жизни часто отождествляется с Древом познания Добра и Зла, однако специалисты по символизму более склонны предполагать, что это два разных понятия; точнее, Древо познания — лишь один из аспектов Космического древа, или Древа жизни. Если Древо жизни охватывает и объединяет внутри себя все законы и формы существования Космоса, то Древо познания отражает лишь ту его часть, которая доступна пониманию человека и, соответственно, подвержена искажениям и злоупотреблениям. Если плоды Древа жизни дарят великую единую универсальную мудрость, осознание бессмертия и критериев Неба, то воздействие плодов Древа познания полностью зависит от того, как и ради чего ими пользуется сам человек. Поэтому плоды Древа познания могут принести и пользу, и вред, вести к осознанию как Добра, так и Зла. Как и все, что зависит от критериев и поступков человека, плоды Древа познания могут ввести в заблуждение, создать иллюзию, которая будет восприниматься как истина. Злоупотребление ими никогда не проходит бесследно. Страдание и боль — самые естественные последствия такого злоупотребления, а если вовремя не остановиться и не извлечь нужных уроков, то оно может привести к духовному и моральному падению. Если Древо жизни — это Учитель, то Древо познания Добра и Зла — это, скорее всего, искуситель, ставящий препятствия и испытания на пути к Истине и Мудрости, для того чтобы человек научился отличать фальшивое от подлинного и нести ответственность за свои мысли, намерения и вытекающие из них поступки. В мифах многих народов мира о райском саде, в котором нет разрушения и смерти, в котором останавливается время и царит вечная весна, часто присутствуют два центральных дерева: Древо жизни и Древо познания Добра и Зла, дополняющие друг друга. Но вокруг ствола Древа познания всегда сворачивается Змей-искуситель. Е. П. Блаватская писала, что разница между Древом познания и Древом жизни такова же, как между самим познанием и Мудростью. Древо познания и Древо жизни она сравнивала с двумя зеркалами в каббалистической традиции. «Нелучистое зеркало» дает лишь смутное отражение образов и, соответственно, лишь смутные представления о том, что существует на самом деле, — это плоды Древа познания. «Лучистое зеркало», пишет Е. П. Блаватская, обозначает способности предвидения, ясновидения, прорицания, прозорливость, проникновение в глубину, в сокровенную суть вещей, — это плоды Древа жизни.

Дерево — человек — боги

Древние народы верили, что существует таинственная связь между деревом и человеком, деревом и богами, деревом и невидимыми мистическими силами природы. Они считали, что душа дерева впитывает и, словно зеркало, отражает все, что происходит на Небе и на Земле, на видимых и невидимых планах природы, в мире людей и мире богов. Согласно традициям и легендам, душа дерева — это очень древняя и очень мудрая сущность. В древности полагали, что она может рассказать историю всех существ, видимых и невидимых, которые когда-либо прикасались к дереву, что она обладает прекрасными целительными свойствами и может излечить любую болезнь. Люди верили, что душа дерева, общающаяся с ветрами, звездами, лучами солнца, может подсказать множество символических примет, составляющих язык природы.

Во многих мифах, сказках, легендах говорится о том, что дерево не только может стать мудрым учителем, но также способно преподать человеку прекраснейший урок любви, преданности и дружбы. Оно ничего не просит и не требует, но открывается только в ответ на чистоту души, доброту, бескорыстие и любовь того, кто находится рядом с ним.

В древности верили, что человек и дерево подобны сообщающимся сосудам. Все, что происходит с одним, отражается на другом. Поэтому дерево могло стать другом, «братом-близнецом» человека: оно «впитывало» и отражало его душу, все хорошее и плохое, чего и сам человек о себе не знал, все его сокровенные мечты и способности, всю его дальнейшую судьбу. Недаром во многих традициях, когда рождался ребенок, сажали дерево. Где бы ни находился потом этот человек, о том, что с ним происходит, судили по тому, как росло дерево. Если дерево-«близнец» засыхало, это было знаком того, что с человеком происходит что-то неладное. Наблюдая за деревом-«близнецом» в важнейшие моменты жизни человека, судили, сделал ли он верный шаг и как будет развиваться его судьба на новом этапе.

В Южной Индии до сих пор существует красивый об­ряд «венчания деревом». Перед свадьбой молодая пара (или часто муж и жена, у которых нет детей) сажала на берегу священного озера два дерева — одно «мужского» пола, другое «женского», — представлявшие жениха и невесту. В процессе обряда венчания ветвь дерева-«жениха» переплеталась с ветвью дерева-«невесты». Деревья-«супруги» становились гениями-хранителями, «близ­не­цами» супружеской пары людей, отражая и охраняя их дальнейшую судьбу. Когда обряд проводился для супругов, которые не могли иметь детей, через десять лет жена возвращалась туда, где росла пара деревьев-«близнецов», и клала под ними в качестве подарка камень, долго и тщательно омывавшийся в водах священной реки или священного озера, на котором была высечена пара сплетенных змей. Считалось, что в этот момент происходит второе, мистическое объединение душ священных деревьев и что благодаря ему женщина станет матерью. В некоторых племенах перед обрядом венчания жениха и невесту сначала, каждого по отдельности, «женили» или «выдавали замуж» за священное дерево. Считалось, что таким образом им передается новая сила обновления и возрождения самой природы, необходимая, чтобы благополучно начать этот новый важный этап жизни.

Дерево считалось зеркалом происходящего не только в человеке, но также и в видимой и невидимой природе и в мире богов. Верили, что душа дерева отражает сокровенную жизнь природы и обладает частью силы, заряда и магнетизма невидимой Сущности, которая проявляется через нее. Таким образом, дерево играло роль «моста», посредника между богами и людьми, человеком и его предками. Именно поэтому в древности каждое божество имело священное дерево, через которое передавало часть своих таинств и силы. Так, лавр был священным деревом Аполлона, олива — Афины, сосна — Кибелы, Пана и Атиса, кипарис — Аида, а кедр и ореховое дерево — Артемиды. Сикомора, священное дерево Древнего Египта, посвящалось богиням Исиде Хатхор и Нейт. Дуб был священным деревом верховных богов: Зевса у греков, Юпитера у римлян, Перуна у древних славян. Фиговое дерево посвящалось Гермесу, Дионису и индийскому богу Вишну.

У каждого народа было свое священное дерево, которое имело особые достоинства, флюиды, свойства, отражающие различные аспекты сокровенной жизни природы. В качестве примера приведем символику лишь некоторых из них.

Дуб. Во многих традициях дуб был особо священным деревом. Одно из его достоинств заключалось в том, что он привлекает на себя удар молнии — его всегда считали проводником силы верховных божеств. Знамениты были священный дуб Зевса в Додоне, дуб Юпитера Капитолина в Риме, дуб Перуна у славян. Во все времена дуб был символом стабильности, величия и силы, как внутренней, так и внешней, как духовной, моральной, так и физической. Особо почитался дуб у древних кельтов. Если верить Плинию Старшему, название друидов, знаменитых кельтских жрецов, можно перевести как «рожденные из дуба» (от греческого «друис» — «дуб»). Дуб символизировал сочетание мудрости и силы, в чем, как считают многие, и заключалось основное достоинство кельтских жрецов. В священных рощах друиды вешали на ветви дуба арфы, чтобы ветер играл на их струнах. Считалось, что таинственные звуки, которые издавали арфы, отражали музыку небесных сфер и волю богов.

Олива. Символика этого дерева очень красива, глубока и многогранна. Во многих традициях оно является символом мира, плодородия, очищения, силы, победы и благословения. В Греции оно было священным деревом Афины, богини мудрости. По легенде, первая олива появилась из земли от удара копья великой богини во время ее состязания с Посейдоном за право покровительства над вновь основанным городом — городом, который впоследствии получил имя Афины и стал центром древнегреческого мира.
Согласно древнекитайским традициям, функция оли­вы — хранительство и покровительство; ее кора нейтрализует некоторые яды. В Японии олива была символом победы, преодоления трудностей — на войне, в начинаниях мирских и духовных. В еврейских и христианских традициях оливковая ветвь была знаком мира и благой вести.

Сосна. Во все времена вечнозеленая сосна была символом бессмертия. Особенно красива символика сосны в традициях Дальнего Востока. Последователи даосизма питались только семенами, иголками и смолой сосны. Они считали, что такая пища делает тело легким, а ду­шу — способной улететь к новым далям. Одна из даосских притч рассказывает, что если смола сосны, стекая по стволу, попадает на землю и ее впитывает плодородная почва, то через тысячу лет на этом месте вырастет гриб, который приносит бессмертие.
В Японии из сосны строили храмы и изготавливали обрядовые сосуды и инструменты. Сосна считалась символом удачи, а также обретенной внутренней силы, которую никто и никогда не сможет уничтожить, ибо она является результатом долгих сражений и преодоления самого себя. В период празднования Нового года японцы кладут по обе стороны входной двери своего дома две сосны. Считалось, что в ветвях этого дерева живут маленькие невидимые существа — гении-хранители, приносящие благословение и удачу в начале любого важного цикла жизни. В древнегреческих и древнеримских традициях сосна была посвящена Пану, Кибеле и Атису и играла важную роль в их Мистериях.

Лавр. Лавр — священное дерево Аполлона, символизирующее особый вид бессмертия, которое достигается через сражение и победу как на физическом плане, так и на плане духа. Поэтому венок из листьев лавра украшал головы героев, гениев и мудрецов. Считалось, что листья лавра помогают пробуждению ясновидения и пророческих способностей. Очень распространенной в древности была особая форма прорицания при помощи лавра. В Дельфийском оракуле перед началом прорицаний пифии и жрецы посвящали Аполлону листья лавра, которые потом сжигали или разжевывали. Тот, кто получал от пифий благоприятный ответ, уходил из оракула с лавровым венком на голове. Считалось, что лавр передает все сокровенные качества Аполлона: божественное вдохновение, гармонию и свет, — а также является носителем света для всех живущих в темноте.

Береза. Береза — священное дерево в славянских традициях. Считалось, что она передает силу обновления весны, помогает возродиться, почувствовать «второе дыхание», победить инерцию, уныние и болезнь, почувствовать молодость души и тела. Береза считалась хранителем и проводником всех импульсов и состояний, приходящих с Неба, и потому всегда была символом вдохновения и пробуждения тонких струн души.

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

Символы - Дерево | Журнал Ярмарки Мастеров

Дерево является одним из самых универсальных символов духовной культуры человечества. Оно символизировало центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; Вселенную и ее процессы вечного обновления; сокровенную Мудрость и таинственные законы бытия. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В мифах многих народов мира часто присутствуют два центральных дерева: Древо жизни и Древо познания Добра и Зла.

В древнескандинавской космогонии рассказывается о знаменитом ясене Иггдрасиле, Древе Вселенной. Его крона простирается над всем миром, защищая все живущее в нем.

Ашваттха, Космическое древо Индии, в одном из своих основных символических значений часто изображалось перевернутым, с корнями на небе. Это священное дерево Индии, которое изначально почиталось как жилище невидимых гениев-хранителей природы, а позже — как Мировое древо, отражающее законы Космоса. С возникновением буддизма оно становится священным деревом Бодхи: именно под ним Гаутама Будда достиг высшей Мудрости и Нирваны.

Китайское Древо жизни Киен-Му растет в центре мира. Оно имеет семь корней, которые пронизывают семь источников, сокрытых в недрах земли, и семь ветвей, которые возвышаются до семи небес, населенных богами. Древо жизни в Древнем Китае — это одновременно и лестница, ведущая к бесконечным далям, по которой поднимаются и опускаются не только Солнце и Луна, но также владыки и мудрецы — те, на кого возложена миссия вестников, посредников между Небом и Землей.

В исламе корни Древа жизни и счастья достигают самой высокой небесной сферы, а его ветви простираются над землей и под ней.

Каждый народ имел свое священное дерево. Считалось, что дерево имеет душу и обладает особой, только ему свойственной, священной мистической силой. Люди древности верили, что деревья владеют великой мудростью и что человек, тонко чувствующий душу дерева, может многому у него научиться.

В древности верили, что человек и дерево подобны сообщающимся сосудам. Все, что происходит с одним, отражается на другом. Поэтому дерево могло стать другом, «братом-близнецом» человека: оно «впитывало» и отражало его душу, все хорошее, чего и сам человек о себе не знал. Наблюдая за деревом-«близнецом» в важнейшие моменты жизни человека, судили о том, верный ли шаг он сделал и как будет развиваться его судьба на новом этапе.

Дерево считалось зеркалом происходящего не только в человеке, но также в видимой и невидимой природе и в мире богов. Верили, что душа дерева отражает сокровенную жизнь природы и обладает частью силы невидимой Сущности, которая проявляется через нее. Таким образом, дерево играло роль «моста», посредника между богами и людьми, человеком и его предками.

В древности каждое божество имело священное дерево, посредством которого передавало часть своих таинств и силы. Так, лавр был священным деревом Аполлона, олива — Афины, сосна — Кибелы, Пана и Атиса, кипарис — Аида, а кедр и ореховое дерево — Артемиды. Сикомора, священное дерево Древнего Египта, посвящалось богиням Исиде, Хатхор и Нейт. Дуб был священным деревом верховных богов: Зевса у греков, Юпитера у римлян, Перуна у древних славян. Фиговое дерево посвящалось Гермесу, Дионису и индийскому богу Вишну.

Подробнее с картиной Ирины Белозеровой "Сады побережья" можно ознакомится пройдя по ссылке:

https://www.livemaster.ru/item/20711175-kartiny-i-panno-sredizemnomore-sady-poberezhya-kartina-maslom

Деревья — разгадка символов в живописи

Уже по самой своей структуре дерево являло собой первичные представления об устройстве мироздания: корни — подземный мир, ствол — земной, крона — небо. Сколько героев фольклора попадало на небо, подымаясь туда по ветвям! Именно поэтому самый распространенный символ — Древо жизни, — органично вошел в изобразительную культуру и представляет собой основу традиционных орнаментов большинства народов. С помощью Древа Жизни человечество поднимается к духовному просветлению, спасению.

Считается, что средневековые изображения Христа, распятого на дереве, а не на кресте, имеют отношение именно к этому, более древнему, чем христианский,символизму, как например это изображено на фреске Таддео Гадди«Древо жизни» (около 1360 г.) Флоренция, церковь Санта Кроче,капелла Барончелли.

П Постоянство ботанической памяти

Изобразительный язык христианства вобрал и трансформировал языческую символику. Поскольку основная масса верующих была в лучшем случае малограмотной, то, для того, чтобы донести смысл Святого писания, нужны были четкие толкования каждой детали, изображенной на иконе. В результате сложился своеобразный ботанический атлас. Например, акация символизирует чистоту Непорочной; миндаль — божественное приближение; кедр — Христа; каштан — целомудрие; вязь — благородство и преданность; ель — терпение; лимон — верность в любви; оливковое дерево — мир; цветок апельсина — чистоту, целомудрие и щедрость; тростник — смирение и символ страстей Христовых; верба — Святое писание.

Пальмовая ветвь часто сопровождает изображения аллегорий Победы и Славы чествующих победителей, и, конечно, означает победу. В христианстве же, пальма считается символом спасения и райской жизни, и, как правило, присутствует в сцене Входа в Иерусалим. Так, на картине «Крещение Христа», написанной юным Леонардо да Винчи совместно со своим учителем Андреа дель Веррокио, на заднем плане изображена пальма, как символ спасения.

Олива изображалась, как символ надежды на мир, счастливую семейную жизнь и размеренный труд — особенно художниками, творящими в эпоху постоянных войн и эпидемий. К тому же, согласно библейскому преданию именно ветку оливу принес голубь после потопа как знак возрождения. В работе представителя сиенской школы Нероччо ди Ланди «Благовещение» (ок. 1475 г.),

Фиговое дерево или смоковница, по принятой традиции означает вожделение или плодовитость. История гласит, о том, что Ромула и Рема, легендарных основателей Рима, волчица вскармливала в тени именно этого дерева, и оно считается символом процветания Римского государства.
А в христианском иконографии это благородное дерево означает ересь: как известно, Христос наложил проклятие на смоковницу, на которой не нашел плодов,после чего она засохла. Уже в классическом искусстве листьями смоковницы в соответствии с легендой прикрывались Адам и Ева.
Значение символики листьев и ветвей лавра пережило тысячелетия и сохранилось неизменным и однозначным по сей день: честь и слава.

Мирт — священное дерево богини Венеры, — обрело популярность в эпоху Возрождения с расцветом светской живописи. Атрибут богини любви можно увидеть на картине Тициана Веччелио (1488−1576) «Любовь земная и Любовь небесная» (1515). Например, заказывая Пьетро Перуджино (1452−1523) картину, Изабелла дЭсте(1474−1539), супруга маркграфа Мантуи, покровительница искусств подробно описала в письме, что должно было изображено на картина «Битва Любви и Целомудрия»(Лувр, 1503−1505): «Позади Венеры пусть будет мирт, как дерево более всего ей любезное».

Сосна считается символом смерти: будучи однажды срублена, она никогда больше не пускает ростков. К тому же любое растущее рядом растение быстро погибает.

Дуб почитали все народы во все времена за его силу и прочность. От друидов,которые прославили дубы в священных дубравах, до древних греков и римлян. Христианство придало дубу особое значение — он стал символом Христа. Также дуб может символизировать стойкость веры во время испытаний.

Библейский памятник запечатлел и русский академист Карл Брюллов («Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврикийского», 1821 г.), «У Богородицкого дуба» 1835 г.). Кстати, Мамврикийский дуб стоит и поныне в городе Хевроне, Палестинской автономии только уже засохший, а в церквях до сих пор продают сувениры,изготовленные, якобы из священной древесины.

С Смерть и возрождение

Особое место в символике европейских художников занимает изображение сухого дерева.

Так, в картине Андреа Мантенья(1431−1506) «Моление о чаше» сухое дерево со стервятником однозначно указывает на трагический исход,а зазеленевшая ветка указывает на скорое воскрешение.

Три пня указывают на готовящееся распятие. За учениками — молодое деревце — символ новой жизни. Эта традиция была органично воспринята Каспаром Давидом Фридрихом (1774−1840) в начале XIX века. Поклонник древних лесов, Каспар Фридрих с увлечением начал изображать старые деревья («Дуб зимой», «Старый дуб с гнездом аиста»).

Засохшие, со сломанными ветвями, — в творчестве художника они воплощали конечность человеческой жизни и в соответствии с христианской традицией часто соседствуют с молодой зеленью. Крест на полотнах немецкого романтика всегда окружен вечнозелеными растениями («Крест в горах», «Зимний пейзаж»).

Д Душа живая

В XIX веке художники начали вносить драматизм и эмоциональный подтекст в пейзаж, выражать свои сокровенные чувства. У того же Фридриха Каспара переплетенные ветви деревьев обозначают сближение человеческих душ. К примеру, в «Белых скалах на Рюгене» (1818−1819) склонившиеся друг к другу деревья символизируют счастливый союз художника с его женой.

Фантастично выглядит дерево на полотне Максима Воробьева (1787−1855) «Дуб, разбитый молнией». Сила рока ударила по темному фону картины и разбила на части мощный дуб. Так художник выразил боль от утраты жены.

Также широко известна картина Ивана Шишкина — «Среди долины ровныя» (1882 г.), написанная им через год после внезапной смерти любимой жены. Он сильно переживал потерю и, гуляя долиной, увидел дуб, в котором узнал себя: одинокого,но не сломленного бурями и невзгодами. Его же полотно «Срубленный дуб в Беловежской пуще» (1892) вызывает иное чувство: такое впечатление, что убили живое существо…

Н Наивная Фрида

По-своему трактует образ своей связи с окружающим миром мексиканская художница Фрида Кало (1907−1954). Ее стиль иногда характеризуют как наивное искусство. Она изображала себя обвитую корнями, как часть природы, которая должна была ее поглотить. Продолжательница народной традиции она по-новому видит буквальную связь растений и человека. Например, портрет ученого-ботаника Лютера Бербанка (1931) и работа «Корни» (1943 г.) прочитываются просто-таки прямолинейно.

Сад Поднебесной

Немного иной эстетический культ дерева существует в китайской живописи. В искусстве Поднебесной самое популярное растение — ива, как символ скромной красоты и утончённости, знак весны в природе, атрибут богини материнства Гуаньинь.

Сосна — также любимый объект китайских художников, поскольку олицетворяет и конфуцианскую сдержанность и стойкость, и даосский идеал «пользы бесполезного»(древесина изогнута, сучковата и непригодна для поделок).

Источник: Елена Настюк

Забронировать билет

Символика деревьев в произведениях русской литературы | Материал по литературе на тему:

СИМВОЛИКА ДЕРЕВЬЕВ В ПРОИЗВЕДЕНЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Т.Е. Зинина, С. Старченко

                                                          МАОУ Домодедовской гимназии № 5

                                                                                г. Домодедово, Россия

Всем известно о существовании «языка цветов», «языка птиц», но мало кто знает о том, что есть и «язык деревьев». Символика деревьев, на наш взгляд, очень актуальная тема на сегодняшний день. Ведь чтобы понять глубинный смысл произведения, нужно непременно знать «язык деревьев», их символический смысл. Какую смысловую нагрузку несут деревья, к которым так часто обращались поэты и писатели?

В ХIХ веке во Франции появилось такое литературное направление, как символизм. Позже в России он становится  первым значительным модернистским направлением в этой стране. Наиболее яркими представителями этого направления являются В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок... Единственное, что объединяло русских символистов — это недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов.

У любого предмета, имеющего какое-то знаковое выражение, можно обнаружить скрытый смысл, слитый с образом этого предмета, но ему не равный, иной. В этом и заключается основы символизации – многогранное восприятие и понимание того или иного предмета. Символика – это символическое значение, приписываемое чему-нибудь. Что же символизируют деревья в произведениях русской литературы? Зачем так часто к ним обращались писатели? На эти вопросы мы и попытаемся дать ответ.

В творчестве многих русских писателей символ дерева играет важную роль. Например, в рассказе Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в кульминационной сцене объяснения Катерины Львовны и Сергея в весеннем саду мы встречаем образ яблони. Это дерево автором выбрано неслучайно: яблоня становится соучастницей грехопадения героини, соблазненной Сергеем.

В качестве символа искушения яблоня выступает и в эпизоде встречи Веры и Марка Волохова в романе И.А. Гончарова «Обрыв», впоследствии Марк становится избранником Веры, но их разделяет слишком многое: понятия о нравственности, добре, семейной жизни. Марк отталкивает ее.

В рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки» яблоня - символ уходящей в прошлое России. У автора незначительная, казалось бы, деталь — запах антоновских яблок — будит вереницу воспоминаний о детстве. Однако эта жизнь уходит в прошлое, и ее сменяет «мелкопоместная жизнь».

Вишневый сад – центральный образ одноименной пьесы А.П. Чехова. Вокруг его образа строится интрига пьесы, он объединяет все персонажи. В нем сосредоточена поэтическая энергетика пьесы, это ее важнейший образ, в котором есть лирическое, трагическое, комическое, ироническое, поэтическое начала. Вишня – это символ безвозвратно уходящего прошлого, уходящей старой жизни, дворянской культуры, как яблоня в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки». И действительно, движение свойственно историческому процессу и жизни. Сам А.П. Чехов осознавал, что «все давно состарилось, отжило», и все ждет «начала чего-то молодого, свежего».

Так же, как и яблоня, в одном из романов А.И. Гончарова «Обломов» символическим лейтмотивом становится ветка сирени. Брошенная Ольгой ветка вдруг приоткрыла Обломову тайну влюбленной женской души; ветка сирени возникает из-под иглы Ольги на вышивке, она заменяет слова признаний в любви. Когда же девушка получила от Обломова письмо, в котором тот сомневается в глубине ее чувства, в ее сознании это ассоциируется с отцветшей сиренью: «Сирени… отошли, пропали!» В романе «Обломов» для Ольги Ильинской сирень олицетворяла цвет жизни, весну души, пробуждение первых любовных чувств. Но независимо от намерений самой девушки ветка сирени, протянутая Ольгой Обломову, в точности исполнила свое роковое предназначение. Они были обречены на разлуку.

Образ дуба предстает перед нами в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Сюжет встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных эпизодов в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом - перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом. 
Дуб - символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых перемен, произошедших в его душе. Поэтому встреча Андрея Болконского с дубом играет важную роль.

Образ осины встречается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Это дерево было выбрано Базаровым в качестве талисмана, и совсем неслучайно. Осина – дерево необычное, оно забирает энергию. Можно предположить, что именно поэтому осина стала его талисманом. Он сам похож на нее. В разговоре с героем многие терялись, смущались, не зная, как вести себя, он как будто забирал энергию у людей, общавшихся с ним. Именно поэтому в качестве талисмана герою приписывают именно осину.

Образ ясеня  в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы встречаем в  эпизоде встречи Аркадия и Кати в Никольском саду. Ясень как бы способствовал их любви, оберегал ее. Вероятно, они это почувствовали и именно поэтому встречались в этом месте, под ясенем.

Анчар - «дерево ада». Так пояснил сам Александр Сергеевич Пушкин, известный русский писатель ХIХ века. В 1828 году он создает одноименное стихотворение. Как отметил сам писатель, дерево становится в стихотворении воплощением всеобщего зла. Неспроста автор выбрал именно его. Более 200 лет это дерево окружено самыми мрачными легендами и описаниями, в Китае его называют «убийцей крови», считают обладателем ядовитых веществ. И действительно, анчар имеет подобную смолу, но совсем не опасную для жизни. Однако Пушкин, который все это знал, создает не ботаническое описание этого ядовитого дерева, а обобщенную картину зла в природе.

Береза – красивейшее дерево, воспетое многими поэтами ХХ века. Одним из них является русский поэт С.А. Есенин. Во многих его стихотворениях береза – символ прекрасной русской девушки. Традиция изображения поэтического образа березы была продолжена У.А. Прокофьевым и И. Сельвинским. Более часто береза воспринималась как символ родной земли, например, в стихотворениях А.К. Толстого, С.А. Есенина и А. Дементьева.

Своеобразная прелесть ивы близка В.А. Жуковскому, который передал ее в элегиях «Сельское кладбище» и «Вечер». В строках этих произведений определяется поэтический облик ивы: гибкость, трепетность, задумчивость, горестность. А. Ахматова в стихотворении «Память о солнце в сердце слабеет…» умело использует образ ивы в своих произведениях. У нее это дерево – символ одиночества, горестной разлуки, разрыва. Н. Некрасов в произведении «Внимая ужасам войны…» через образ этого дерева передает чувства, которые испытывали все матери, расстававшиеся со своими сыновьями в тяжелые, жестокие военные годы. Образ ивы занимает важное место в русской поэзии ХХ века.

Рябина, как береза и ива, является одним из поэтических образов. Рябину в качестве «кровавого дерева», передающего дерзость, вызов, неистовство, бушевание, мы встречаем в стихотворении А. Блока «Осенняя воля». Часто образ рябины метафорически раскрывает тему страдания. Это дерево проявляется и в цикле А.Блока «Осенняя любовь». Для М. Цветаевой это дерево имеет важное значение: ни у какого другого поэта она не употребляется так часто и с таким лирическим воодушевлением. Рябина для поэтессы - символ  родины, который предстает перед нами в стихотворении «И как под землею трава…». Цветаевская рябина также имеет значение «огненного дерева», как в стихотворении «Красною кистью рябина зажглась…», где в этом дереве сошлись горечь и пылание.  

Конечно, символика дерева играет огромную роль и несет в себе важную смысловую нагрузку в произведении, поскольку может «подсказать» читателю дальнейшее развитие сюжета, ускорить его, а так же помогает в создании психологической характеристики героя.

Дерево как символ в искусстве

Смоковница или платан традиционно символизирует похоть и плодородие. Как гласит история, Ромула и Рема, легендарных основателей Рима, кормила волчица в тени фигового дерева, которое считалось символом процветающего Римского государства.
В христианстве это дерево в иконописи олицетворяло ересь; как мы знаем, Иисус проклял смоковницу за то, что она была бесплодной, и дерево засохло. В классическом искусстве изображения Адама и Евы изображены с листьями смоковницы как одеждой для них, как гласит легенда.
листьев и ветвей лавра сохранились до наших дней с тем же значением, которое есть честь и слава.
Мирт - священное дерево, связанное с богиней Венерой, которое приобрело свою популярность в эпоху расцвета светского искусства. Вы можете увидеть мирт как символ любви в картине «Священная и светская любовь» (1515) Тициана или Тициано Вечеллио (1488–1523). «Битва любви и целомудрия» (1503–1505) - это картина итальянского художника Пьетро Перуджино (1452–1523), которая в настоящее время находится в Луврском музее в Париже, Франция.Первоначально он был заказан для студии (кабинета) Изабеллы д’Эсте, маркизы Мантуи (1474–1539). Нотариальный договор включал все подробности литературной темы, а также рисунок, на котором должна была быть основана работа. Она настаивала на том, чтобы миртовое дерево было нарисовано на фоне изображения Венеры, поскольку это растение, которым она больше всего восхищалась. .

Дерево как символ в искусстве

Смоковница или платан традиционно символизирует похоть и плодородие. Как гласит история, Ромула и Рема, легендарных основателей Рима, кормила волчица в тени фигового дерева, которое считалось символом процветающего Римского государства.
В христианстве это дерево в иконописи олицетворяло ересь; как мы знаем, Иисус проклял смоковницу за то, что она была бесплодной, и дерево засохло. В классическом искусстве изображения Адама и Евы изображены с листьями смоковницы как одеждой для них, как гласит легенда.
листьев и ветвей лавра сохранились до наших дней с тем же значением, которое есть честь и слава.
Мирт - священное дерево, связанное с богиней Венерой, которое приобрело свою популярность в эпоху расцвета светского искусства. Вы можете увидеть мирт как символ любви в картине «Священная и светская любовь» (1515) Тициана или Тициано Вечеллио (1488–1523). «Битва любви и целомудрия» (1503–1505) - это картина итальянского художника Пьетро Перуджино (1452–1523), которая в настоящее время находится в Луврском музее в Париже, Франция.Первоначально он был заказан для студии (кабинета) Изабеллы д’Эсте, маркизы Мантуи (1474–1539). Нотариальный договор включал все подробности литературной темы, а также рисунок, на котором должна была быть основана работа. Она настаивала на том, чтобы миртовое дерево было нарисовано на фоне изображения Венеры, поскольку это растение, которым она больше всего восхищалась. .

Символика и значения дерева | Символы и интерпретации

Бамбуковое дерево ...
~ Бамбук олицетворяет свободу духа, регенерацию, обновление и гибкость

Бук ...
~ Бук означает терпение, терпение и легкость духа и слов

Дерево бонсай ...
~ Бонсай передает символы медитации, гармонии, мира, порядка мыслей, равновесия и всего хорошего

Береза ​​...
~ Значение березы включает в себя новые начинания и очищение прошлого и квесты видений

C edar Tree ...
~ Символические значения кедровых деревьев включают исцеление, очищение и ритуалы защиты

Вишневое дерево ~ Пробуждение и возрождение символизирует Вишневое дерево ... цветение вишневого дерева считается признаком удачи и является также символ новой романтики, любви и привязанности

Дерево Копайба ...
~ Дерево бальзама Копайба - символ жизненной силы и красоты

Cypress Tree ...
~ Значение Cypress Tree включает понимание роли жертвы

Старшее дерево ...
~ Старое дерево символизирует новую жизнь, обновление и сказочное царство

Вяз ...
~ Вяз означает внутреннюю силу и царство интуиции

Эвкалиптовое дерево ...
~ Эвкалиптовое дерево символизирует изобилие богатства и предсказывает

Ель ...
~ Ель издавна была символом весны, силы духа и бессмертия

Орешник ...
~ Хейзел, известная как Ведьма Хейзел в древних преданиях, олицетворяет скрытую мудрость, обливание и гадание, а также обладает очищающей целительной силой

Дерево вереска ...
~ Вереск символизирует исцеление изнутри, бессмертие, обряды перехода

Холли-дерево ~ Холли-деревья означают защиту, преодоление гнева и празднование зимнего солнцестояния

Клен японский ...
~ Японский клен означает великое благословение и мирное уединение.

Можжевельник ...
~ Можжевельник - легендарный символ великого путешествия, в которое ушло много изгибы и повороты и способность оставаться верным себе, никогда под угрозой вашу целостность

Клен ...
~ Клен содержит мудрость баланса, перспектив и практической магии

Дуб ...
~ Могучий Дуб - символ храбрости и силы, легенда гласит, что это самое сильное из всех деревьев, Могучий Дуб выдерживает все испытания.

O живое дерево ... ~ Вытянуть оливковую ветвь означает попытаться исправить напряжение в отношения, он также представляет собой символы награды, победы, сила, очищение, плодородие и мир.

Пальма ...
~ Символика пальмы включает мир, изгибающийся, но не ломающийся, и возможность обогатить душу

Сосна ...
~ Сосна означает празднование праздников, стремление к звездам и вечной жизни

Красное дерево ...
~ The Красное дерево - символ вечности, это отличный учитель. находится под Редвудом, и вы услышите шепот древней мудрости

Дерево секвойи ...
~ Секвойя - это символ долгой жизни, воплощения ваших высоких мечтаний, расширения ваших возможностей и стремления стать лучшим, чем вы можете быть ... достичь звезд

Дерево глицинии ...
~ Глициния - символ романтики и тайн великой и непреходящей любви

Willow Tree ...
~ Дерево ивы символизирует исполнение желаний сердца, извлечение уроков из прошлого, внутреннее видение и мечты

.

Символизм яблони | SunSigns.Org

Символические значения деревьев

Деревья, несомненно, имеют решающее значение для физического успеха и благополучия планеты. Однако они также очень символичны в естественной сфере духовного мира. Они не только обладают целебными свойствами, вдохновляют и приносят плоды: они также соответствуют ключевым элементам и играют важную роль в древних мифах и уроках.


Попробуйте разные Викторины Люди говорят!

Гиганты природы открыты для нас и приглашают нас стать частью мира вместе с ними.Совершенно бескорыстно делясь своей сущностью и энергией, они позволяют нам использовать их энергию и мудрость. Когда мы можем идентифицировать разные семейства и типы деревьев, мы позволяем себе анализировать и извлекать уроки из конкретных качеств и учений каждого отдельного дерева.



Вы можете относиться к другому элементу, а не к тому, что является вашим знаком Солнца / Знака Зодиака. Пройдите эту углубленную викторину по четырем элементам, чтобы понять ее.

Чтобы эффективно взаимодействовать с деревьями, мы должны быть готовы учиться и принимать более высокий уровень видения.Мы должны принять наши маленькие размеры, но при этом принять на себя огромную ответственность, при этом быть благодарными за дары, которые деревья дарят нам, и за те жертвы, которые они приносят для нас.

Символика яблони

Яблоня очень распространена во всем мире, особенно на Западе, и мы не должны использовать ее в собственных целях. Точно так же, как мы должны установить взаимную связь с тотемами животных, мы также должны уважать и работать с яблонями (и всеми другими) деревьями.

Символические значения яблони заслуживают изучения и изучения из-за их необъятности с точки зрения разнообразия и позитива - в любом случае, как восхитительные и роскошные фрукты могут отражать что-то негативное ?! Что ж, я полагаю, это было использовано сатаной, чтобы соблазнить Еву в библейской истории сотворения, но для наших духовных целей яблоко является вдохновляющим.

Яблоня и ее плоды символизируют прекрасные качества, которые мы все должны стремиться достичь в нашей повседневной жизни, включая правдивость, любовь, признание внутренней и внешней красоты, воспоминание о прошлом, мир, романтику и плодородие.


Символика цветения яблони

Весной цветы яблони распускаются красивыми гроздьями розовых и белых цветов. Цветки яблони в это время новой жизни символизируют плодородие и изобилие.Легкий цветочный аромат красивого дерева украшает день для всех прохожих и раньше использовался для украшения и улучшения аромата в спальнях людей.

Яблоко Символическое значение фруктов

После цветочного сезона приходит фрукт, который все с нетерпением ждут: яблоко. Когда-то яблоко считалось райским плодом, способным изменить душевное состояние людей. Теперь мы знаем, что это «измененное психическое состояние» может быть достигнуто путем ферментации яблок в твердый яблочный уксус и употребления в умеренных или больших количествах до опьянения.Его сила рассматривалась как обладающая трансформирующими качествами такими группами, как жрецы друидов.

Значение кельтской яблони

Яблоня имеет особенно смелое символическое значение в кельтской культуре, поскольку она связана со многими замечательными качествами, такими как чистота, целостность, завершенность и щедрость. Эти древние люди также признали ценность каждой части этих деревьев и почитали их разными способами. Ствол дерева считался женским, что делало его ветви, цветы и плоды символами материнства и материнского инстинкта.


Соответственно, древесина сжигалась во время церемоний, обрядов и праздников плодородия, проводимых в бесплодные зимние месяцы. Эти службы были совершены, чтобы призвать к быстрому возвращению весны, новой жизни и плодородия. Для людей это было создание больших и здоровых семей.

Помимо женских черт, яблоня также считалась художественным символом, символом творчества, поэзии и искусства. По этим (очевидным) причинам кельты ценили яблоню как сокровище.В дополнение к их символу и духовной ценности, яблоки обладают способностью храниться в течение длительного периода времени (при хранении в правильных условиях).

Для кельтов это рассматривалось не только как полезное средство, но и как символ долголетия настоящей любви: любви, которая длится намного дольше, чем ее собирать на пике зрелости. Было довольно обычным делом подарить яблоко женщине, которая вам нравилась в тот поздний период. Таким образом, это дерево имитирует атрибуты цветов, деревьев и фруктов - трио высшей силы.

См. Также:

.

Примеры и определение символизма

Определение символизма

Символизм - это использование символов для обозначения идей и качеств путем придания им символических значений, отличных от их буквального смысла.

Символизм может принимать разные формы. Обычно это объект, представляющий другого, чтобы придать совершенно иное значение, гораздо более глубокое и значимое. Однако иногда действие, событие или произнесенное кем-то слово могут иметь символическое значение.Например, «улыбка» - символ дружбы. Точно так же улыбка человека может служить символом чувства привязанности, которое этот человек испытывает к вам.

Символы меняют свое значение в зависимости от контекста, в котором они используются. «Цепь», например, может означать «союз», а также «заключение». Таким образом, символическое значение объекта или действия понимается по тому, когда, где и как они используются. Это также зависит от того, кто читает произведение.

Общие примеры символизма в повседневной жизни

В нашей повседневной жизни мы можем легко идентифицировать предметы, которые можно рассматривать как примеры символизма, например следующие:

Краткие примеры символизма в предложениях

  1. Чинг Чуа подарил своей жене красную розу. (В китайской культуре красный цвет символизирует собственность и счастье.)
  2. Дэвид остановил свою машину на красный сигнал.(В других культурах красный цвет является символом крови, страсти и опасности.)
  3. Повстанцы подняли белый флаг для переговоров. (Во время войны белый цвет символизирует заключение мира с врагом. В противном случае он представляет чистоту и жизнь.)
  4. Красный Крест работает по всему миру. (Символ креста представляет христианство, а красный крест, в частности, представляет помощь в трудные времена.)
  5. Мусульманские силы подняли свой флаг с полумесяцем на нем. (Полумесяц представляет ислам.)
  6. Он позеленел, когда нашел бумажник. (Зеленый цвет часто ассоциируется с жадностью, ревностью и денежными делами.)
  7. Они оделись в черное на похороны своего друга. (Черный цвет ассоциируется со смертью.)
  8. Желтая лодка свернула в канал, чтобы порадовать туристов. Желтый цвет - символ порчи и неверности, а также символ свежести и счастья.)
  9. Он был разочарован, когда разбилось зеркало. (Разбитое зеркало - символ разлуки.)
  10. Подарил жене красную розу на День всех влюбленных. (Красная роза - символ любви.)
  11. Спустя долгое время он увидел серебряную подкладку в форме прибытия своего брата. (Серебряный край / подкладка из облаков символизируют надежду и оптимизм.)
  12. У вас шестое чувство, как у совы. (Сова символизирует мудрость.)
  13. Вы работаете как вол. (Бык символизирует упорный труд и выносливость.)
  14. Когда он увидел во сне летучую мышь, он побелел от страха. (Летучие мыши - символ смерти.)

Примеры символизма в литературе

Для развития символизма в своей работе писатель использует в качестве инструментов другие фигуры речи, такие как метафоры, сравнения и аллегории. Некоторые примеры символизма в литературе перечислены ниже с кратким анализом:

Пример № 1: Как вам это понравится (Уильям Шекспир)

Мы находим символическое значение в знаменитом монологе Шекспира в его пьесе Как вам это понравится :

«Весь мир - сцена,
И все мужчины и женщины - просто игроки;
у них есть свои выходы и свои входы;
И один мужчина в свое время играет много ролей »,

Эти строки символизируют тот факт, что мужчины и женщины в течение своей жизни играют разные роли.«Сцена» здесь символизирует мир, а «игроки» - символ людей.

Пример № 2: Ah Sunflower (Уильям Блейк)

Уильям Блейк имеет символическое значение в его стихотворении Ah Sunflower . Он говорит:

«Ах, Подсолнух, усталый от времени,
Кто счетит шаги солнца;
В поисках того сладкого золотого края
Где путь путешественника завершен; "

Блейк использует подсолнух как символ человека, а «солнце» символизирует жизнь.Следовательно, эти линии символически относятся к их жизненному циклу и их стремлению к бесконечной жизни.

Пример № 3: Грозовой перевал (Эмили Бронте)

Эмили Бронте Грозовой перевал представляет почти каждого персонажа, дом, окружение и события в символической перспективе. Слово «Грозовой», что означает «бурный», олицетворяет дикую природу жителей. Следующие строки позволяют нам взглянуть на символическую природу двух персонажей:

«Моя любовь к Линтону подобна листве в лесу.Время изменит это; Я прекрасно понимаю, как зима меняет деревья. Моя любовь к Хитклифу похожа на вечные скалы под источником небольшого видимого удовольствия, но необходимого ».

Фраза «листва

.

Смотрите также

Сайт о Бане - проект, посвященный строительству, эксплуатации и уходу за русской баней. Большой сборник статей, который может быть полезен любому любителю бани

Содержание, карта сайта.