Холодная баня


Екатерининский дворец. Холодная баня

Один из павильонов ансамбля, возведенного Ч. Камероном в непосредственной близости от Екатерининского дворца называют Термы Камерона или «Холодная баня».

Павильон и зрительно и функционально разбит на две части: на первом этаже — банный комплекс, а на втором — нарядные комнаты для отдыха — Агатовые комнаты. В этой статье мы расскажем о помещениях первого этажа Терм.

Обо всем ансамбле, хронологии строительства и внешнем оформлении павильона читайтездесь.

Холодная баня — редкий в истории русской архитектуры образец здания, в самом плане которого нашла отражение идея следования античным образцам. Разрабатывая проект Холодной бани, Ч. Камерон, по-видимому, исходил из плана терм Константина, уничтоженных в начале XVII века и известных по обмерамА. Палладио.

Понятие «холодные бани» и должно было заменить термин «термы», которым (в отличие от обычной бани) в античном Риме можно обозначить особые культурные и архитектурные комплексы.

В термах римлян были комнаты для массажа, различные вестибюли, бани с сухим и влажным паром, галереи для прогулок, помещения для картин и скульптур. Для отопления и нагрева воздуха использовались сводчатые печи, от которых горячий воздух по каналам поступал к полым стенам. В число помещений этих терм входили

В Царском Селе подобные термы создавались в виде небольшого комплекса для купания, отдыха и прогулок только самой императрицы Екатерины II и, возможно, ее ближайшего окружения. Почетное задание на архитектурное проектирование такого античного сооружения и было поручено  Чарльзу Камерону, которого, несомненно, вдохновляла возможность создания здесь подобных сооружений в классическом стиле. То, что в царскосельской Холодной бане архитектор попытался воспроизвести планировку римских терм, подтверждают и документы.

Здание Холодных бань и Агатовых комнат требует постепенного осмотра, как и весь ансамбль Терм в целом. Оно двухэтажное, прямоугольное в плане, сориентировано по сторонам света, точнее — углы здания обращены на север, юг, запад и восток, как это делалось в римских термах. В Риме это нужно было для того, чтобы в помещениях не было слишком жарко, а здесь, на севере России,— для лучшего освещения.

В первом этаже расположены собственно бани, во втором — помещения для отдыха, в ходе строительства получившие название Агатовых комнат. Особенно наряден главный фасад— со стороны Висячего сада. Отсюда здание воспринимается небольшим одноэтажным парковым павильоном.

Комнаты в нижнем этаже, характерные для бань в римских термах, повторяли их в миниатюре.  Здесь находятся как помещения для всех видов омовений, так и другие, требуемые банным ритуалом. По мере прохода в бани здесь были расположены следующие помещения:

Все комнаты Холодных бань имели сводчатые потолки, были хорошо освещены. В каждой комнате поставили «машину для растворения окна». Темными были только помещения, отделенные от бань стеной,— гипокауст, где нагревалась вода. Сюда через вход под Висячим садом входила прислуга.

Была тщательно продумана система подвода и стока воды: чистая вода (видимо, из своего источника или от Таицкого водовода) сначала накапливалась в специальном колодце и насосами по свинцовым трубам (или вручную ведрами) подавалась наверх в гипокауст, где она затем в трех сосудах нагревалась до определенной температуры и подавалась в бассейн. Сток воды производился по трубе большого диаметра самотеком по склону холма в канал. О ее устройстве упоминается в его отчете о ходе работ в 1786 году: «… водопровод с колодцем, ящиком и насосами окончан, осталось только изготовленные уже свинцовые трубы положить на места».

Вода накапливалась в специальном колодце и насосами подавалась наверх по свинцовым трубам, проложенным под Висячим садом, она поступала в гипокауст, подогревалась в трех сосудах до определенной температуры и подавалась в бассейны. Для стока и отвода воды изготовили трубу большого диаметра и проложили ее под Цветочным садиком, по склону холма вода по трубе шла самотеком в сторону канала. Все сделали удивительно просто, экономично и удобно.

Важно отметить, что Камерон старался максимально учесть технические и эстетические особенности римских терм, предлагая изысканную внутреннюю отделку и убранство Холодных бань и Агатовых комнат, а также надежное инженерное обеспечение комплекса, насколько это позволяла смета затрат. Вместе с тем не следует упускать из виду, что в работах над термами в Царском Селе могли в определенной мере помочь и привлеченные знатоки своего дела, Илья Неелов и Иосиф (Джузеппе) Минчаки, которые параллельно построили Баболовский дворец.

По первоначальному замыслу помещения бани должны были иметь роскошную отделку. В Государственном Эрмитаже хранятся чертежи Камерона — разные варианты отделки бань. В первом варианте он предложил облицевать все стены мрамором, мраморными сделать бассейны и лестницу. В купальном зале предполагался беломраморный пол и бассейн с бронзовыми орнаментами и над ним — балдахин на золоченных фаянсовых колонках; здесь и в других помещениях были задумана роспись фигурами и орнаментами стен и потолка, отделка из искусственного мрамора с резьбой и позолотой, наборной двери из “цветных дерев” с использование перламутра.

Но Камерону трижды приказывали переделывать проекты и сметы, резко сокращал расходы, в результате их уменьшили почти в десять раз. Огромные творческие усилия архитектора, вложенные в проект, были напрасными. В поисках выхода из создавшегося затруднительного положения Камерон в 1785 году обратился к Екатерине II с вопросами, каким должно быть убранство Холодных бань. Архитектор спрашивал: «Из чего угодно сделать колонны под балдахин?» Екатерина ответила: «Не нужно вовсе ни балдахин, ни колонны, ни стен не убирать».

В связи с этим следует заметить, что на любимое сооружение, каким являлись Холодные бани, Екатерина II израсходовала огромную по тому времени сумму — 463 560 рублей. Желание сократить расходы на художественную отделку помещений первого этажа вовсе не означало отсутствия денег в казне: деньги нужны были императрице на другие цели. Известно, с какой щедростью она ежегодно раздавала Потемкину, Орловым и многим другим приближенным сотни тысяч, рублей «на известные им употребления»… Распоряжение императрицы о сокращении расходов на отделку Холодных бань вынудило Камерона трижды пересмотреть смету и внести изменения в проект, исключив всю художественную отделку, оставив лишь два мраморных камина. Отпала дорогая облицовка стен. Наборные цветные паркеты и двери заменили простыми дубовыми. Двери выкрасили белой масляной краской. Стоимость работ по отделке первого этажа снизилась с 22 270 до 2 520 рублей.  Из мрамора сделали только два камина — во фригидарий и тепидарии, ванну изготовили оловянную, двери вместо наборных, из ценных пород дерева, сделали дубовые. Стены только в некоторых комнатах облицевали искусственным мрамором.

Сокращение сметы создавало трудности и для мастеров-исполнителей, вынужденных приспосабливаться к неожиданным переменам. Интерьеры отделывали русские и иностранные мастера декоративного искусства. Лепные и штукатурные работы во многих помещениях вел Осип Мельников, скульптурный декор выполнял лепного дела подмастерье Василий Макаров. В обработке мраморных фрагментов декора участвовал Иван Семенов.

С ним же работали еще два государственных крестьянина — «вольные камнетесы» Осип Маландин и Алексей Кочетов. В 1784 году они подписали контракт, обязавшись выполнить работы по их специальности на строительстве Исаакиевской церкви в Петербурге. Вскоре мастера узнали, что в Царском Селе имеется такая же работа, но на более выгодных условиях. И они отправились туда, Однако для осуществления задуманного имелось препятствие. При выезде из Петербурга без документов они могли быть задержаны на заставе, как беглецы. Маландин и Кочетов поступили хитро. Обратившись к администрации строительства, они попросили отпуск для свиданиями с семьями, проживающими в деревне. Получив разрешение, мастера отправились в Царское Село и поступили на строительство Холодных бань.

Давно уже кончилось время отпуска, а камнетесы и не думали возвращаться в Петербург. В Конторе Исаакиевской церкви каким-то образом узнали об истинном причине невозвращения отпускников. В Царское Село послали гонца с грозным письмом, в котором, в частности, говорилось: «Осип Маландин и Алексей Кочетов, польстясь получить большую плату, вступили в работу к подрядчику Давыдову...» Контора требовала, отобрав у них паспорта, под конвоем, препроводить их в Петербург, к месту прежней работы для наказания, чтобы «дурной» поступок не был соблазнительным для других. Царскосельская контора ответила: «Да, таковые действительно работали на строительстве Холодной бани, но давно уже уволены и неизвестно где находятся» хотя мастера еще длительное время продолжали здесь трудиться.

Убранство яшмовых кабинетов производилось по руководством каменного дела мастера Ивана Балакшина. Подрядчиком был Василий Давыдов. Так как Давыдов брал подряды на мраморные и каменные работы, можно предположить, что он имел квалификацию мастера по камню.

Паркетные работы и столярные изделия выполнял) Иоганн Шпонгольц. Подрядчиками по художественной бронзе были Иосиф Басселье — содержатель часовой фабрики в Петербурге — и медного дела мастер Шпернлинг. Фактически же эти работы выполнили талантливые русские мастера, оставшиеся неизвестными.

Лепные работы в Холодных банях выполнил О. Мельников — крепостной Н. Львова, известного архитектора и поэта, скульптурные работы — Жан Доминик Рашетт и Карл Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах. Среди них особенно выделялся Ж.-Б. Шарлемань и живописец И. Рудольф.

Комментарии ()

tsarselo.ru

Павильон «Холодная баня» / достопримечательности Пушкина

Холодная баня с Агатовыми комнатами

Павильон был возведен архитектором Чарльзом Камероном для Екатерины II в 1780-х годах. При его создании Камероном использовались античные мотивы римских терм. Это двухэтажное здание, в нижнем этаже которого располагались купальный зал, теплая ванная и русская парная, а в верхнем шесть богато отделанных помещений для отдыха, получившие название «Агатовых комнат». Здесь императрица проводила ранние утренние часы, занимаясь просмотром государственных документов и отвечая на письма.

Павильон располагается между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей.

Архитектурный ансамбль Чарльза Камерона, состоящий из соединённых Висячим садом Холодных бань, Камероновой галереи и Пандуса, был первым реализованным проектом шотландского архитектора.

В годы Великой Отечественной войны была утрачена яшмовая облицовка и искусственный мрамор стен, бронзовые орнаменты, скульптуры и вазы. Несмотря на это, отделка в основном, сохранилась с 18 века.

Во второй половине 20 века начались работы по реставрации и воссозданию утраченных элементов. В целом, облик здания, с его первоначальным скульптурным убранством и интерьерами был восстановлен только в 2010-е годы.

В настоящее время залы и комнаты павильона открыты для посещения.

love-gorod.ru

Холодная баня

Центральное место в ансамбле, возведенном Ч. Камероном, принадлежит павильону «Холодная баня».

Модель Холодной бани была закончена в 1780 году, и весной того же года началось строительство павильона — небольшого двухэтажного здания. В его нижнем этаже были расположены помещения для водных процедур, а в верхнем — шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название «Агатовых комнат».

Архитектурное оформление фасадов Холодной бани, как и всего комплекса, построено на контрасте отделки этажей. Нижний, цокольный этаж отделен от второго карнизом и облицован массивными блоками грубо обработанного, пористого, словно изъеденного ветрами и дождями пудостского камня, создающего иллюзию «древности», подлинности «античного» памятника. Второй этаж, напротив, легок и светел; на фоне нежножелтого тона стен выделяются ниши, окрашенные в терракотовый цвет. По верху стен размещены круглые лепные медальоны-барельефы с мифологическими композициями. В продольной северо-восточной стене прорезаны полуциркульные окна, в торцевых — прямоугольные окна-двери, помещенные в арках. В простенках расположены ниши со скульптурными фигурами различных аллегорических и мифологических персонажей.

Главный, юго-западный фасад Холодной бани выходит на террасу на сводах, опирающихся на массивные кирпичные столбы. Терраса служит основанием для Висячего сада и является связующим звеном между сооружениями ансамбля Камерона и Большим Царскосельским дворцом. Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж Холодной бани воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон.

От остальных фасадов главный фасад отличается наличием таких же, как на Камероновой галерее, колонн, чем подчеркивается единство этих сооружений.

Холодная баня — редкий в истории русской архитектуры образец здания, в самом плане которого нашла отражение идея следования античным образцам. Разрабатывая проект Холодной бани, Ч. Камерон, по-видимому, использовал планировку центральной части терм Константина, уничтоженных в начале XVII века и известных по обмерам А. Палладио, которые он воспроизвел с комментариями в своем трактате «Термы римлян». Согласно Камерону, в число помещений римских терм входили аподитерий, или помещение для раздевания; унктуарий — для хранения масел; сферистерий — большой зал для упражнений; кальдарий — горячая баня; лаконик — парильня; тепидарий — теплая комната с подогретой водой и фригидарий — холодная баня. В Холодной бане были устроены Купальный зал с оловянным бассейном в центре, «теплая» и «жаркая» бани, «отдыхательная комната». Все помещения нижнего этажа имеют каменные своды и освещены высоко расположенными полукруглыми – «термальными» - окнами. В них повсюду простые дубовые наборные паркеты  и выкрашенные в белый цвет одностворные филенчатые двери.

В интерьерах второго этажа Ч. Камерон применил цветной камень, живопись и лепку. Лепные работы во всем здании выполнял О. Мельников — крепостной Н. А. Львова, известного архитектора и поэта, и другие матера, скульптурные — Ж.-Д. Рашетт и К. Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах, среди которых следует особенно отметить скульптора и декоратора Ж.-Б. Шарлеманя-Боде, выступавшего в качестве подрядчика на проведение большинства отделочных работ, и живописца И. Рудольфа.

Для полов в верхнем этаже были использованы паркеты, выполненные мастером X. Мейером по проектам Ю. М. Фельтена для дома А. Д. Ланского, строившегося в эти же годы в Санкт- Петербурге (из-за смерти фаворита императрицы они остались невостребованными).

Несмотря на повреждения военных лет, первоначальная отделка интерьеров павильона сохранилась. В настоящее время помещения первого этажа Холодной бани используются для временных выставок.

РУССКАЯ БАНЯ

От расположенного посередине здания входа из-под сводов Висячего сада начинается коридор, по сторонам которого располагались различные службы: комнаты для прислуги, кладовые для хранения масел и различных банных принадлежностей, помещения, где были устроены печи и котлы для нагревания воды.

Сегодня мы входим в комнаты первого этажа через небольшой овальный вестибюль, с такими же, как на фасаде, нишами. Сразу за ним располагалась «горячая баня», устроенная как традиционная для России  парная, маленькая, ранее сплошь обшитая деревом.

Ч. Камерон не имел представления об устройстве русской бани и для ее создания обратился за помощью в Контору строений. Работа была поручена архитектору И. В. Неелову, который представил заказчикам смету в октябре 1785 года. Согласно его проекту в южном углу комнаты поставили печь, на решетчатом своде которой было сложено 250 пушечных ядер; их поливали водой для образования горячего пара. В углу напротив находился полок из липовых досок, скамейки и баки для воды. Подогретая вода поступала из котла, расположенного за стеной.

Императрица спускалась в Холодную баню по лестнице из бельэтажа, пройдя из своих комнат через Висячий сад.

УГЛОВЫЕ КАБИНЕТЫ. («ОТДЫХАТЕЛЬНАЯ КОМНАТА», КОМНАТА ДЛЯ МАССАЖА)

Два угловых кабинета имеют одинаковую отделку. Из задуманного Камероном были выполнены лишь изящные коринфские колонны цветного и белого мраморов. Эти колонны поддерживают пяты сводов, на парусах которых размещены круглые лепные барельефы. Два из них посвящены мифу об Амуре и Психее, два других изображали Афродиту и Адониса и сцену из истории Селены и Эндимиона. Ближайший к лестнице кабинет назывался «отдыхательной комнатой» и почти целиком был занят «античным ложем». Здесь превосходно сохранился камин белого мрамора с женскими фигурками на лопатках и резным орнаментом на фризе,  работы Ж.-Б. Шарлеманя-Боде.

Второй угловой кабинет, расположенный между теплой и парной банями, предназначался для массажных процедур.

ВАННАЯ КОМНАТА («ТЕПЛАЯ БАНЯ»)

Смежная с «массажной комнатой» ванная комната или «теплая баня» — просторное и светлое помещение, где прежде находилась ванна для купания в теплой воде. Стены Ванной были оштукатурены и окрашены; единственным украшением их стали профилированные рамки, членящие плоскости стен на филенки, и лепные декоративные вазы высокого рельефа над фронтонами дверей, две из которых ложные, несущие декоративную функцию. В XIX веке в Ванной комнате был установлен камин светло-серого мрамора.

КУПАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Самым просторным и светлым помещением первого этажа является Купальный, перекрытый двойным крестовым сводом.

Согласно первоначальному проекту Камерона Купальный зал с бассейном должен был выглядеть особенно нарядно, поражать золотом лепных украшений на перекрытиях и также богатой отделкой стен из искусственного мрамора, расписанных орнаментами. Предполагалось установить над бассейном роскошный балдахин на фаянсовых колоннах с золочеными бронзовыми орлами и вымостить пол разноцветным мрамором.  

Однако этот проект императрица отклонила; Камерону удалось отстоять лишь часть своего первоначального замысла и декорировать стены зала рельефными композициями на сюжеты мифов, связанных с водной стихией.

Сразу под сводами расположены большие полукруглые  панно с многофигурными композициями: на юго-восточной стене — «Акид и Галатея», на юго-западной — «Пан и Сиринга» и «Кентавр Несс и Деянира». На барельефе северо-западной стены изображена Амфитрита в окружении нереид, тритонов, дельфинов и амуров. Ниже идет сплошной скульптурный фриз, составленный из прямоугольных панно, чередующихся с круглыми медальонами, на которых представлены такие сюжеты, как «Туалет Венеры», «Галатея и Нептун», «Купающиеся наяды», «Триумф Амфитриты», а также аллегории рек и озер, изображение купальщиц и музы Эвтерпы. Скульптурные композиции были выполнены под руководством Ж.-Д. Рашетта.

Под паркетом зала скрыт кирпичный каркас находившегося в центре зала круглого бассейна для купания в прохладной воде объемом 13 кубометров, окруженный деревянной балюстрадой. Лесенки спускались в оловянную ванну, изготовленную мастером Албрехтом. В зале был установлен камин из белого мрамора, украшенный золоченой бронзой.

В годы Великой Отечественной войны в Купальном зале была устроена конюшня; бассейн был разломан, многие двери уничтожены, от полов остались лишь обломки. В 1949 и 1990 годах  прошли реставрационные работы.

ЛЕСТНИЦА

Два этажа павильона «Холодная баня» соединяет винтовая лестница, словно висящая в воздухе. Ее спиралевидный марш вписан в овальный объем помещения без обычных подпорных стенок. Концы ступеней вставлены в специальный канал, выбранный в стене, и заклинены камнем; кромки ступеней соединены посредством закруглений и выемок, и таким образом ступени опираются также друг на друга.

Сокращение расходов на художественную отделку помещений первого этажа Холодной бани, пересмотр проектных решений коснулись также и лестницы. На вопрос Ч. Камерона: «Из чего угодно ступени сделать, из российского мрамора или дикого камня?», последовал ответ императрицы Екатерины II: «Из дикого камня, но только покойную». Исполняя пожелания заказчицы, архитектор изготовил ступени из серого мелкозернистого гранита. Решетка лестницы получила простой рисунок в виде вертикальных стержней и гладких золоченых розеток; ее полированный поручень выполнен из красного виргинского дерева. Пол лестничных площадок выложен белым и серым мрамором с широким бордюром из путиловской плиты.

Стены лестничного пространства прорезаны двумя дверями и парой окон, между которыми располагаются полуциркульные ниши с мраморными скульптурами. Над нишами размещены круглые лепные медальоны с мифологическими композициями работы Ж.-Д. Рашетта. Стеклянное заполнение окна-двери,  выходящей на Висячий сад, выгнутое по форме стены, восстановлено в 2012 году.

Белые розетки кессонов купола над лестницей производят впечатление кружевного узора. Основание купола обегает лепной карниз с рельефом из листьев лотоса, а под ним тянется широкий фриз изящных арабесок с фигурами грифонов и вазами между ними.

Силуэт лестницы и все ее пространство, созданное Ч. Камероном, составляют одно из самых совершенных и изысканных творений шотландского архитектора, уникальное в истории русского зодчества, с которым оказалось связано его творчество.

cdn.tzar.ru

Адреса Петербурга | Холодная баня

Императрица пожелала выстроить в своей любимой летней резиденции архитектурное сооружение в «греко-римском стиле», а для воплощения этой идеи образец терм — типичных сооружений Древнего Рима — подходил как нельзя лучше. Совпадение желаний императрицы с творческими интересами Камерона, знатока античности, прекрасного рисовальщика и автора книги «О древних банях», привело к созданию грандиозного сооружения, называемого сегодня термами Камерона. Этот уникальный ансамбль включает в себя сам павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами во втором этаже, прогулочную галерею, носящую имя своего создателя, висячий сад и пандус — пологий спуск в парк, называвшийся в XVIII веке «Лестницей богов». Очевидно, что этот архитектурный комплекс с постройками разного назначения отвечал основному понятию терм — мест массового развлечения с помещениями для всех видов омовений, залами для приёмов, прогулок, игр и библиотекой. Все постройки ориентированы по сторонам света, что характерно и для планировки римских терм. Таким образом все помещения и залы оказываются освещёнными солнцем в течение дня, что немаловажно для северного климата.

Двухэтажный павильон «Холодная баня» занимает центральное место в ансамбле Камерона. Само название кажется странным — как баня может быть холодной? Но именно так называла сама Екатерина свои термы — возможно, по аналогии с павильонами для купания в прохладной воде у английских аристократов. Название могло пойти и от того, что основным и самым большим помещением в этом павильоне был Купальный зал с бассейном для прохладной воды. Но если в Риме эти бассейны сооружались под открытым небом и в жарком климате дарили спасительную прохладу купающимся, то на севере подобные процедуры, даже проводимые в помещении, явно не в состоянии были приносить радость. Екатерина сама не раз сетовала на то, что бани холодные, — ведь она была любительницей горячей русской бани с паром.

Архитектура павильона построена на контрасте. Пудостский камень в облицовке первого этажа создаёт иллюзию древности, второй этаж лёгок и светел благодаря жёлтой окраске стен, нишам терракотового цвета и белоснежной скульптуре. По верху стен размещены круглые лепные медальоны-барельефы с мифологическими композициями. Скульптурное убранство фасадов в аллегорической форме призвано было подчеркнуть как назначение здания, так и заслуги императрицы в достижении мира и благоденствия общества. Водная стихия представлена аллегориями Невы и Волхова — символов судоходных рек, и наядами — нимфами рек, источников и ручьёв; тема здоровья — изображениями в медальонах богини здоровья Гигеи, дочери бога врачевания Асклепия. В других медальонах встречаются образы победы, мира и благополучия.

Помещения для омовений занимали весь первый этаж. Их расположение в камероновских термах было подчинено древнеримской практике постепенного снижения температуры от помещения к помещению. Разрабатывая проект, Камерон, вероятно, исходил из плана терм Константина, известных по обмерам А. Палладио. В число помещений этих терм входили аподитерий, или помещение для раздевания, унктуарий — для хранения масел, сферистерий — большой зал для упражнений, кальдарий — горячая баня, лаконик — парильня, тепидарий — тёплая комната с подогретой водой и фригидарий — холодная баня.

Отличие от древнеримских терм заключалось в меньших масштабах всего комплекса, а также в том, что термы Камерона предусматривали русскую парную — небольшое помещение, обшитое деревом. Не имея представления об устройстве русской бани, Камерон был вынужден обратиться за помощью в Контору строений, и эта работа была поручена архитектору И. В. Неёлову. По его проекту в помещении была установлена печь, на решётчатом своде которой было сложено 250 пушечных ядер — их поливали водой для образования горячего пара. В углу напротив находился липовый полок, скамейки и баки для воды.

Из небольшой по размерам парной путь вёл в тепидарий, или Ванную комнату, — просторное сводчатое помещение, освещённое большим полуциркульным окном, где прежде находилась ванна для купания в тёплой воде, мягкий диван и камин. Стены Ванной были оштукатурены и окрашены. Над четырьмя дверями размещались лепные декоративные вазы высокого рельефа. Две двери были ложными, две другие вели в соседние помещения — Угловой кабинет и Купальный зал. Угловой кабинет, небольшой, квадратный в плане, был украшен мраморными колоннами и лепными медальонами на мифологические сюжеты на парусах сводов. Этот кабинет использовался для массажных процедур.

Купальный зал, или фригидарий, — самое просторное и светлое помещение первого этажа — имел бассейн для плавания в прохладной воде. Зал с двумя полуциркульными окнами и четырьмя дверями перекрыт двойным крестовым сводом. По замыслу Камерона этот зал должен был выглядеть особенно нарядно. Первый проект архитектора предусматривал над бассейном роскошный балдахин на фаянсовых колонках с золочёными бронзовыми орлами, стены из искусственного мрамора с орнаментальной росписью, золочёную лепку на перекрытии, а также полы из разноцветного мрамора. Екатерина отклонила этот дорогой проект, и Камерону пришлось упростить декор. На стенах появились лепные рельефные композиции на сюжеты мифов, связанных с водной стихией, пол устлали дубовым паркетом, установили камин из белого мрамора, украшенный золочёной бронзой. Под сводами разместились крупные многофигурные композиции, среди которых были «Акид и Галатея», «Пан и Сиринга», «Кентавр Несс и Деянира», а также изображение Амфитриты в окружении нереид, тритонов и амуров. Все скульптурные композиции были выполнены по эскизам Ж.-Д. Рашетта. Прежде в зале располагался круглый бассейн, объём которого составлял 13 кубометров. Его окружала деревянная балюстрада. Стены бассейна были выложены кирпичом, внутри находилась ванна, изготовленная «оловянного цеха мастером» Альбрехтом.

Купальный зал сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Оккупанты устроили там конюшню, сломали бассейн, уничтожили двери и полы. Реставрации 1949 и 1990 годов частично вернули залу прежний облик.

Отдыхательная комната повторяла отделку Углового кабинета и почти целиком была занята «античным ложем». Украшением комнаты служили колонны цветного и белого натурального мрамора и четыре медальона-барельефа с мифологическими сценами. Из этой комнаты путь вёл в переднюю, из которой можно было выйти на винтовую лестницу и подняться на второй этаж павильона, где располагались богато отделанные помещения для отдыха и развлечений, названные Агатовыми комнатами. Центральный Большой зал, наиболее роскошно декорированный, с крестовым сводом, стенами искусственного мрамора, мраморными колоннами и изысканными каминами, созданными по рисункам Камерона, служил для развлечений, игр и даже пиров. По обеим сторонам этого зала расположены небольшие кабинеты для бесед и отдыха (Яшмовый и Агатовый), убранные пластинами из яшмы разных оттенков в сочетании с золочёными бронзовыми рельефами, живописью и великолепными по рисунку паркетами. Помещения для отдыха и развлечений соседствовали с библиотекой, где императрица знакомилась с трудами античных классиков и французских беллетристов. Агатовые комнаты чудом сохранили свою отделку в период оккупации 1941–1944 годов. Сегодня в залах ведутся реставрационные работы.

Фотографии: 

Фасад и интерьеры павильона «Холодная баня» в Царском Селе. Фотографии Юрия Молодковца

adresaspb.ru

Комплекс «Холодная баня»

 

История строительства комплекса «Холодная баня»

По приказу Екатерины II, архитектор Чарльз Камерон воссоздает на территории Екатерининского парка атмосферу Древнего Рима. По его проекту был построен двухэтажный корпус с Холодными банями на первом этаже, и парадными помещениями — Агатовыми комнатами на втором. Макет Холодной бани был закончен в 1780 году, и в этом же году весной было начато строительство.

Архитектурные особенности  комплекса «Холодная баня»

Комплекс «Холодная баня» расположен на территории Екатерининского парка. Архитектура этого комплекса основана на принципе контраста этажей и абсолютно соответствует стилю античного Рима, сочетающего геометрическую строгость линий и великолепие декоративной отделки. Для возведения цокольного этажа использовались блоки массивного пудостского камня, грубо обработанного, пористого, благодаря чему возникает эффект поврежденности временем, иллюзия настоящей античности. Между вторым и цокольным этажом проходит в значительной степени выдающийся карниз. В долгой стене, смотрящей на северо-восток, вырезаны полуциркульные окна, с торцов здания окна прорезаны в арках и имеют прямоугольную форму. Второй этаж своей отделкой резко отличается легкостью и изящностью от цокольного. Стены второго этажа выкрашены в светлый желтый оттенок и включают в себя ниши со скульптурами. Ниши выкрашены в терракотовый цвет, что делает их особенно привлекательными на светлом фоне. Верхний край стен украшен барельефами с мифологическими сюжетами. Первый этаж Холодной бани представляет собой помещения для купаний; второй этаж – это шесть комнат для отдыха и развлечений, с роскошным внутренним убранством, характерным в античности.

 

Отделка интерьеров «Холодной бани» сохранила свой первоначальный вид до наших дней. Сейчас первый этаж Холодной бани предназначен для проведения временных экспозиций.Парадный юго-западный фасад Холодной бани смотрит на террасу на сводах, опорой которых являются кирпичные столбы. Терраса есть основание Висячего сада, она связывает ансамбль Камерона и Большой Царскосельский дворец. Если смотреть со стороны Висячего сада и Камероновой галереи, то верхний этаж Холодной бани видится абсолютно самостоятельным одноэтажным парковым павильоном. Отличие главного фасада от остальных фасадов состоит в наличии таких же, как на Камероновой галерее, колонн, это отражает единый дух сооружений. Камерон был проникнут духом античного искусства. Это проявляется как в богатом убранстве фасадов, так и в планировке внутреннего устройства здания. Декорирование многоугольных и овальных залов тоже является отражением традиций Древнего Рима. Своды, перекрывающие помещения, украшены рельефной скульптурой с живописью и лепными узорами. 

Русская парная

В ансамбле имеет место не существовавшая в Древнем Риме, но неотъемлемая для русского быта горячая баня (русская парная или русская баня) — помещение малых размеров с деревянным потолком, дощатым полом и обшитыми деревом стенами. Работа над сооружением была поручена архитектору И. В. Неелову, так как голландский мастер не был знаком с русской баней. Порядок проведения процедур в Термах Камерона соответствовал древнеримскому принципу снижения температуры от одного помещения к другому — от Русской парной к Купальной комнате.

 

Купальный зал

Купальный зал является самым просторным и светлым помещением. Его перекрытия — это двойной крестовый свод, в нем четыре двери и два полуциркулярных окна.Первый проект Купального зала, представленного Камероном, императрица отклонила. Проект предполагал золотые лепные украшения, отделку стен искусственным мрамором, роспись орнаментом, вымощенный разноцветным мрамором пол. Согласно проекту, над бассейном следовало бы установить богатый балдахин на колоннах из фаянса, с золочеными орлами из бронзы. Из первоначального замысла Камерона были взяты только некоторые идеи: украшение зала рельефами с мифологическими сюжетами о воде. Пол был выложен дубовым паркетом. Стены кроме рельефов не имели никаких других украшений, а двери были просто окрашены в белый цвет. Бассейн объемом 13 кубических метров имел круглую форму и его окружала балюстрада из дерева. Стены бассейна были кирпичными, а внутри располагалась оловянная ванна. В зале был камин из белого мрамора. Камин декорировали позолоченной бронзой. В годы Великой Отечественной войны в зале организовали конюшню, вследствие чего бассейн был разломан, двери уничтожены, а от паркета остались обломки. В зале дважды проводили реставрацию — в 1949 и 1990 годах.

 

Ванная комната

Купальный зал соединяется с Ванной комнатой, предназначенной для купания в теплой воде. Ее стены просто окрашены, а единственным украшением стали рамки, одна внутри другой, интересным образом делящие поверхность стен. Над дверями был декоративный портик, а над ним декоративные лепные вазы. Еще в Ванной комнате был выложен камин из светлого серого мрамора и были сделаны две ложные двери.

 

Угловой кабинет

Дальше шел Угловой кабинет, который согласно плану представляет собой квадрат с полуциркульной нишей. Данное помещение использовалось для процедур массажа. Кабинет украшали колонны из мрамора с коринфскими капителями и лепные медальоны с композициями из древних мифов.

Редакция сайта Пушкин.ру

pushkin.ru

3. Архитектурный ансамбль Агатовых комнат, Холодных бань и Камеронова галерея

?

форева ёрс (inga_ilm) wrote, 2015-12-05 12:43:00 форева ёрс inga_ilm 2015-12-05 12:43:00 1. Отсюда: http://tzar.ru/museums/palaces/c_atherineЦарское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.

2.

Отсюда: http://www.nice-places.com/articles/russia/peterburg/471.htm

3.

Отсюда: http://www.archi.ru/photo/buzlanov/spb/pages/spb024.htm Это неожиданное сочетание яркого капризного барокко Елизаветинского дворца и величественной строгости античного павильона удалось Камерону в Царскосельском саду благодаря творческой решительности и тонкому вкусу. Перед зодчим стояла очень непростая задача: включиться в невероятный по силе ансамбль, созданный гением стиля – Растрелли. Только неординарная творческая индивидуальность позволила Камерону создать независимое и законченное архитектурное творение. Он ставит основной корпус терм отдельно от корпуса Растрелли и флигеля Фельтена, на массивный нижний этаж из грубого «необработанного» камня, словно предлагая основу легким дворцовым постройкам. Этот прием, который будит нашу фантазию, предлагая представить, что фундаментом сооружения служит более раннее, «древнее» здание, оставляет Камерону возможность быть совершенно свободным в композиции своих строений.

3.

Отсюда: http://spbtourismdata.gov.spb.ru/ru/objects/110/Камеронова галерея, или Термы Камерона, – так еще принято называть обширный архитектурный комплекс, окруженный садами, – Холодные бани, Агатовые комнаты, Висячий сад, пандус и галерею (Пушкин называл их «чертогами, несущимися к облакам»), – эти удивительные и непривычные глазу постройки охватывали обширную территорию парка, а галерея являлась не только местом для прогулок, но и своего рода трибуной во время парадных фейерверков и празднеств.

4.

Остюда: http://stilarhitekturi.livejournal.com/11286.html?page=1 Исключительно стройные и спокойные фасады, выходящие в сторону дворца, разбиты по высоте на две почти равные части и на втором уровне фасада выходящего в противоположную сторону - в парк, устроен висячий садик. В нем входом в Агатовые комнаты служит ионическая овальная ротонда, которая кажется почти не связанной с павильоном. Ее изящество прекрасно гармонирует с колоннадой галереи и портиком у выхода из дворца.

5.

Отсюда: http://shelomova.spb.ru/win/ekaterin_park2014_01.html

6.

Отсюда: http://geglov2.narod.ru/Foto/Ekat_p/Ekat_p_f_009_n_02.htm

Для того чтобы вписать этот своеобразный павильон в общий ансамбль, Камерон сокращает масштабы. Он создает римские термы в миниатюре. «Грандиозные формы римского зодчества прошли через призму гостиных и будуаров эпохи Людовика XVI» – так характеризует манеру Камерона искусствовед С.С. Бронштейн в книге «Архитектура города Пушкина». И пусть колоннада галереи отличается стройностью декора и обилием скульптуры. Как бы ни была прекрасна наружная архитектура стен, более всего поражали современников внутренние интерьеры. Державин назвал этот комплекс «термом, Олимпу равным», где самоцветы горели, как «тучи звезд».

7.

Отсюда: http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/ekaterininskii-dvorec-agatovye-komnaty.html#.VmLA62C7-Ng Помещения Агатовых комнат были названы так из-за примененного в их украшении агата. Декор стен ограничивался мягкой игрой мрамора и соотношением тонов агата, порфира и других самоцветов Урала. Сюжеты барельефов, вазы, орнамент, материалы (золоченая бронза, натуральная яшма) исполнены изяществом античности. Мерный ритм ниш, высоких дверей-окон и широкий шаг коринфских колонн… В произведениях Камерона нет фальшивых окон, неиспользованных пространств, стен и перекрытий, упирающихся в оконные проемы. Камерон решает интерьеры с точки зрения функционального назначения помещений, и выбор материалов продиктован древним знанием, как сохранить в покоях приятную свежесть. Здесь хорошо в летний жаркий день после длинной прогулки по парку и всегда солнечно днем. Часть помещений была изумительно расписана. Однако судить об этом теперь мы можем больше по рисункам – росписи утеряны, впрочем, как и двери, камины, которые составляли значительную художественную часть убранства и являлись акцентами декоративных моментов. И все же интерьерные работы мастера в Агатовых комнатах сохранились гораздо лучше, чем в Павловском и Царскосельском дворцах.

7. а

http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/ekaterininskii-dvorec-agatovye-komnaty-lestnica.html#.VmLBWWC7-Ng На верхнем этаже располагалась мраморная гостиная. По сторонам этого главного зала были устроены небольшие кабинеты для бесед и отдыха и, согласно древнеримской традиции, – библиотека. Сохранившиеся в Эрмитаже рисунки вариантов интерьера этого зала показывают, что первоначальное убранство его было гораздо более сложным, а несколько небольших гостиных – Розовая и Зеленая, а также библиотека не только не сохранили до наших дней убранство, но даже поменяли цвет.

8.

Отсюда: http://spbtourismdata.gov.spb.ru/ru/objects/110/ На этом же этаже располагались и два кабинета – Яшмовый, небольшой, насыщенный архитектурными деталями, и Агатовый, облицованный темно-красным агатом. Эта комната была уникальна своим богато декорированным сводом, хотя пространства всех залов были перекрыты высокими сводами и все богатство художественной отделки было сосредоточено в них. Сложный свод представлял собой полет резных многогранников, бесконечное переплетение золоченых фигур, иногда украшенный плафоном. Ощущение парадности и торжественности насыщало все пространство. К Агатовому кабинету примыкала лестница, которая вела на первый этаж ванн – в Холодные бани.

9.

Отсюда: http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/ekaterininskii-dvorec-agatovye-komnaty-lestnica.html#.VmLBWWC7-Ng

10.

Отсюда: http://spbtourismdata.gov.spb.ru/ru/objects/110/ В этих помещениях Камерон воссоздал залы частных терм, наподобие тех, какими владел Сенека или Петроний. Согласно характерной особенности классической планировки комплекс ванн Холодные бани был расположен под углом в 45 градусов к сетке меридианов. То есть не фасады зданий, а их углы были сориентированы на север, юг, запад и восток – таким образом, не оставалось ни одного зала, который в течение дня не освещало бы солнце. В Холодных банях, которые правильнее было бы называть термами, на первом этаже, согласно традиции, располагался «аподитерий» – помещение для раздевания, за ним шел просторный зал для плаванья в прохладной воде – «фригидарий», далее следовали «тепидприй», где были расположены камин, диваны, и «лабрум» – теплая ванна. Горячая баня – «кальдарий» – была разделена на комнату отдыха и непосредственно на парильни, тут находилась и комната для массажа. Все обслуживающие помещения по канону самого Витрувия были отделены от комнат для купаний глухой стеной. За ней располагались резервуары для горячей и холодной воды, помещения для истопников и прислуги. Обратный путь подчинялся римскому закону постепенного перехода в помещение с более низкой температурой. Из горячей бани (отнюдь не римского образца: в «кальдарии» на решетчатом своде печи было сложено 250 раскаленных пушечных ядер, которые поливали водой и таким образом получали горячий пар) через комнату с теплой ванной можно было снова пройти к бассейну или прохладной ванне. И снова – ничего не осталось, только наброски, чертежи, эскизы… Известно, что воды «фригидария» были украшены росписью и скульптурными композициями, а все сюжеты декора были посвящены мифологии: Кентавр Несс перевозил на себе через реку Деяниру, жену Геракла; пастух Акид, любивший Галатею, умирал – и кровь его превращалась в ручей… Бассейн стоял под ротондой на тонких фаянсовых колонках. Богатые барельефы и драпировка. Отсюда шла дверь в сводчатое помещение, которое занимало роскошное античное ложе. Медальоны этой комнаты посвящены любовным мифам: об Амуре и Психее, Афродите и Адонисе, богине луны Селене и ее Эндимионе. Невозможно описать словами эти восхитительные картинки, но можно попробовать выразить былую красоту этих интерьеров языком официальной описи. Краткий каталог музея Екатерининского дворца от 1918 года, составленный председателем комиссии царскосельских дворцов-музеев Г.К. Лукомским, гласит: «Холодные ванны – лепные плафоны, прекрасный камин, бронза, мрамор, отличные колонки. Вся обработка – 250 000 рублей».

11.

http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/ekaterininskii-dvorec-agatovye-komnaty-ovalnyi-kabinet.html#.VmLHMGC7-Ng Фасад здания со стороны Верхнего сада богато украшен колоннами, расставленными в необычном ритме. И все заявленные здесь архитектурные элементы: карниз, медальоны, ниши – будут еще раз использованы Камероном по отдельности для декорирования прочих, более сдержанных фасадов. Камеронова галерея замыкает перспективу со стороны озера и со стороны пруда. Она стоит, словно отделяя часть дворца и парка от елизаветинского ансамбля и до неузнаваемости меняя пейзаж. «Греко-римская рапсодия» действительно зазвучала в Царскосельском парке.

12.

Камерон создает галерею, удивительную по спокойствию форм, аллею для философов. Екатерина II пишет барону Гримму: «Эта колоннада тем особенно приятна, что у нее в холод есть всегда одна сторона, где он менее чувствителен. Середина моей колоннады стеклянная, внизу и возле цветочный сад, низ колоннады занят приближенными мне дамами, которые там как нимфы между цветов, на колоннаде стоят бюсты великих людей древности – Гомера, Демосфена, Платона и других…» С этой колоннады открывается и широкий вид на городок Софию и Большое озеро, а за ним – парк и бесконечное небо. В письме Вольтеру Екатерина пишет, что отсюда она может видеть «на 100 верст вокруг». Отсюда было удобно не только любоваться водными боями и забавами, полетом шутих, но и наблюдать в телескопы звезды и планеты. Желанием предоставить редчайшую по жизнерадостности панораму объясняется такая необычная расстановка колонн. Стоило поставить их по общепринятому архитектурному ордеру – и был бы потерян весь эффект замысла, здание приобрело бы чопорный облик, а чудесный вид спрятался за колонны. Эта вольность в обращении с канонами архаики еще раз подчеркивает, что творчество Камерона отличало живое отношение к классике, он не занимался сухим комбинированием основных архитектурных форм.

14.

Отсюда: https://www.nkj.ru/archive/articles/18115/ И логическим следствием, своеобразным выводом можно считать двухпролетную лестницу павильона. «Дерзостным откровением», «вызовом рутине» называет В.Н. Талепоровский эту архитектурную композицию Камерона со стороны торцевого фасада со спуском к озеру. Наперекор всем правилам трафаретной композиции Камерон ставит к прямоугольному зданию два полукруглых верхних марша лестницы и заканчивает ее широким величественным спуском, украшенным бронзовыми статуями Геркулеса и Геры.

15.

Отсюда: http://photocentra.ru/work/182452 Позднейшая, на первый взгляд сугубо утилитарная пристройка – пандус, созданная по просьбе стареющей Екатерины II для удобства прогулок по саду, несет свой глубокий художественный смысл. Архитектор пользуется этой новой для него возможностью подчеркнуть основную композиционную мысль – обращение к Вечности. От терм, подобных римским, с площадки Висячего сада дорога спускается по мостовым аркам параллельно опорным колоннам все ниже и ниже, и с каждым шагом колонны все глубже и глубже врастают в землю. Замковые маски на арках пандуса сработаны в нарочито архаичной манере, они изображают античных богов и героев – Гектора, Фавна, Меркурия, Нептуна, Наяду… Пандус представлял собой дорогу богов, которые словно спускались с Олимпа на землю и вновь возвращались в небо. И в качестве единственного элемента «современного мира» архитектор вводит в проект изящную кованую решетку поручня лестницы. Tags: Камерон, книжка

inga-ilm.livejournal.com

Холодная баня с Агатовыми комнатами (музей)

Этот павильон открыт для посещения в летний сезон с 10.00 до 18.00.

Касса при этом павильоне работает до 17.00.

С 10.00 до 12.00 по музею проводятся экскурсии, которые были предварительно заказаны.

С 13.00 до 14.30 проводятся интерактивные детские программы (заказывать предварительно).

Телефон для заказа экскурсий – 465 – 21 – 96.

Телефон для заказа интерактивных программ – 415 – 76 – 15.

Выходной день – четверг.

Стоимость билетов

Билет, который дает возможность посетить павильоны под названием Верхняя и Нижняя ванны, Турецкая баня и Дежурные конюшни для взрослого посетителя стоит 300 рублей;

Детский билет на посещение этих объектов стоит 150 рублей;

Льготный билет (студенты, пенсионеры, курсанты, военнослужащие и т.п.) стоит 150 рублей.

Расположение Екатерининский парк

Между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей расположен павильон под названием «Холодная баня». Это парковое сооружение появилось в Екатерининском парке в 1780-е годы, и было сооружено по проекту архитектора Камерона. Это двухэтажный павильон, на нижнем этаже которого изначально находилось несколько бассейнов для купания. Верхний этаж полностью предназначался для отдыха после купания в бассейнах.

Интерьер

Вход в знаменитые Агатовые комнаты, в которых Императрица Екатерина любила не только отдыхать, но и заниматься государственными делами, находится на втором этаже «Холодных бань». Стены, окрашенные в желтые светлые тона, выгодно оттеняют кирпично-красные медальоны и ниши в стенах. В этих нишах находятся декоративные бюсты и статуи, изготовленные из бронзы.

Агатовые комнаты – это три помещения, в которые можно попасть через дубовые двери. Слева от посетителей находится передняя, или Кабинетец, как ласково называла эту комнату Императрица Екатерина. Средняя дубовая дверь – это вход в большой зал. А дверь, которая находится справа ведет в библиотеку и на лестничную площадку, из которой можно спустится на первый этаж к бассейнам.

Камерон уделил особое внимание отделке стен Агатовых комнат. Стены комнат выложены уральским мрамором, щедро украшены яшмой.

Отделка стен Агатовых комнат

Стены Агатовых комнат щедро отделаны самоцветами, яшмой, мрамором, бронзой и другими драгоценными материалами. Орнаменты на стенах изготовлены преимущественно из позолоченной бронзы. Своды комнат щедро украшены лепниной и живописными орнаментами. Напольные покрытия изготовили из экзотических пород деревьев. Кроме яшмы на стенах этих комнат использовался офиокальцит. Это минерал, который относят к мраморам, но на самом деле он более мягкий, с характерным для этого минерала приятным зеленым цветом.

Проекты облицовки комнат второго этажа были подготовлены зодчим весной 1783 года и были представлены Императрице Екатерине на рассмотрение. После некоторых изменений, внесенных в предложенный проект самой императрицей, была выполнена отделка стен яшмой двух кабинетов.

Современность

К сожалению, немецкие оккупанты не пожалели богатую облицовку Агатовых комнат в Холодных банях. Яшма и мрамор, облицовка позолоченной бронзой, бронзовые скульптуры, которые украшали ниши второго этажа этого павильона, были или уничтожены, или вывезены. Бесследно исчезли и яшмовые вазы, бронзовые барельефы и другие декоративные элементы украшения комнат. Но, несмотря на это, большая часть аутентичной отделки стен сохранились до наших дней. Последняя реставрация Агатовых комнат длилась три года и началась в 2010 году. За это время реставраторы выполнили по-настоящему грандиозный объем работ. В 2013 году полностью восстановленные комнаты второго этажа Холодных бань были открыты для посетителей.

Изначально, после завершения последней реставрации, Агатовые комнаты использовались как музейные помещения для проведения временных выставок. На сегодняшний день Холодные бани – это музей, который работает только в летний сезон. По утрам в этом музее проводят организованные экскурсии. Но если бронирования группами на экскурсию нет, то залы этого павильона доступны и для простых посетителей по билетам. Несколько часов в день в комнатах Холодных ванн проводятся интерактивные программы для детей. Чтобы стать участником программы следует предварительно зарегистрироваться. Для обычных посетителей Агатовые комнаты доступны с 14.30 до 18.00.

spbhi.ru


Смотрите также

Сайт о Бане - проект, посвященный строительству, эксплуатации и уходу за русской баней. Большой сборник статей, который может быть полезен любому любителю бани

Содержание, карта сайта.