Как различать деревья зимой


Как узнать дерево по силуэту зимой?

На календаре уже весна, настроение не может испортить даже снегопад! Представляем вашему вниманию интересную статью, она же мастер-класс по определению деревьев в осенне-зимний период. Март прекрасно подойдет для практических занятий в этой области!

Поздно осенью и зимой деревья и кустарники не привлекают к себе особого внимания. Сбросив последние листья, они покоятся до весны, казалось бы, не представляют никакого интереса, тем более различить их в безлиственном состоянии для многих довольно сложно. Безразличное отношение к деревьям и кустарникам в их зимнем уборе не верно. Зимой на их ветках можно увидеть много интересного, научиться распознавать по почкам и другим признакам, например по цвету коры и т.д.

В лесу или на поляне зимой можно издали приметить одиноко стоящее дерево. По очертанию кроны и по силуэту знаток определит, какое из деревьев растёт. Зимой, например, более заметными по силуэту становятся хвойные деревья, которые у нас по видовому составу немногочисленны. Каждый может отличить острую треугольную вершину ели от широкой кроны сосны.

Ель имеет широкую пирамидальную крону и острую верхушку, сосна же в густом насаждении имеет тонкий, высокий и прямой ствол и небольшую зонтиковидную крону, расположенную на самой верхушке. Совсем иначе выглядит сосна, выросшая на «свободе». Она невысока, но ее крона представляет широкий шатер ветвей, который начинается от самого основания дерева. У ели различие между другими деревьями в насаждении и на свободе выражено не так резко. У лиственных пород оно проявляется по-разному и зависит от степени теневыносливости. Но, несмотря на эти изменения, характер кроны и способ ветвления в большей части сохраняются.

Поупражнявшись в определении деревьев по силуэту, знаток еще издали сможет определить, какое дерево перед ним и как оно росло — в сомкнутом насаждении или на «свободе».
Сложнее может показаться на первый взгляд определение по силуэту лиственных деревьев. Очень характерен силуэт березы повислой с ее мелкими веточками, мощные очертания старых, кряжистых дубов, каких у нас мало, а также своеобразный силуэт старых ив — ветел с их толстым невысоким стволом и большим количеством тонких прямостоячих ветвей.
Этот ивовый силуэт является принадлежностью зимнего ландшафта средней полосы Европейской части России, особенно около деревень, у прудов и речек.
Многие деревья можно узнать по плодам и остаткам соцветий, которые сохранились на ветках. На ольхе зимой видны мужские сережки и прошлогодние женские «шишечки». У некоторых кустарников, таких как рябина, калина, боярышник, бузина, зимой остаются ягоды.

Еще наиболее надежный способ различать деревья зимой — почки. Есть книги — определители. Но полезно попытаться и самим узнавать главные признаки отличия древесных пород. Внимательно присмотревшись, обращаешь внимание, как располагаются почки на побегах. Можно даже попробовать их на вкус. При необходимости растереть в ладонях, чтобы почувствовать запах. Взять ветку в руки, посмотреть на цвет и состояние коры, узнать много интересного из жизни того или иного дерева. Из почек весной вырастают побеги — главный и боковой, рассмотреть их расположение.

Наблюдения в этом направлении интересуют всегда и простого обывателя, и школьника.
Бывая в лесу даже нечасто, особенно в зимнее время, при желании можно видеть отличие мелколиственных от широколиственных пород деревьев, хвойных от лиственниц, подрост от подлеска.

Напомним — подлесок, это древесные и кустарниковые растения, которые никогда не смогут сформировать древостой, а подростом называют молодые деревья основных лесообразующих пород данного леса до 1/3 основного полога. Присматриваясь, постепенно начинаешь наблюдать как вырисовываются ярусы леса.
Вообще любить нашу русскую природу, выезд или выход в лес каждый раз, должен быть не случайным, и время, которое вы провели в лесу потрачено не напрасно. Зима в природе — это не только смена времен года, это лыжные прогулки, пешие прогулки, обязательная подкормка птиц в скверах и парках, но и распознавание деревьев в безлиственном состоянии, по кронам, цвету коры, почкам, описанное выше в нашей небольшой заметке.

лаборант исследователь, Соколова Галина Вениаминовна

 

Учимся различать деревья и кустарники зимой

УМК «Перспективная начальная школа»

1 класс

Тема урока: «Учимся различать деревья и кустарники зимой».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: показать учащимся возможность и зимой определить разные виды деревьев по силуэтам, коре и плодам.

Задачи урока:

Образовательная:

- научить определять зимой по коре, силуэтам и плодам такие деревья как: берёза, тополь, клён, дуб, рябина, сосна, ель;

- обучение умению различать деревья и кустарники зимой.

Развивающая:

- формировать умение наблюдать, исследовать объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать их;

- развивать умение работать с двумя источниками.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: персональный компьютер, печатная тетрадь по окружающему миру Трафимов С.А., учебник.

Ход урока

-Добрый день, ребята!

-Спинки все выпрямили, стоим ровно.

-Садитесь.

Дети настраиваются на предстоящую работу.

Фронтальная форма работы, словесный метод.

Личностные УУД:

У ученика формируется способность к волевому усилию.

У ученика формируется учебная мотивация.

Актуализация знаний

-А по листьям и плодам сможете определить какое это дерево? Давайте попробуем. На доске будут появляться картинки и название дерева, но первой буквы в названии не будет. Ваша задача угадать, название дерева.

..ерёза                ...уб

…ополь          ...ябина

...ипа

-Молодцы по листья и плодам вы умеете определять деревья.

Ученики рассматривают картинки деревьев и говорят как они называются.

берёза              дуб

тополь рябина . липа

Фронтальная форма работы, словесный метод, используется интерактивная доска.

Регулятивные УУД:

Ученик вырабатывает способность осознавать то, что уже усвоено, а также качество усвоения.

У ученика формируется внутренний план действий.

Постановка цели и задач урока

 -А вот по зимним деревьям,  вы сможете определить какое это дерево?

-А деревья и кустарники зимой можно различить по силуэтам, коре, почкам и плодам.

 - Итак,  какая цель нашего урока?

- Вот этим мы сейчас и займёмся, но для начала давайте немного разомнемся.

По зимним деревьям,  определить какое это дерево трудно.

Ответы учеников.

Учиться определять деревья и кустарники зимой.

Фронтальная форма работы, словесный метод.

Познавательные УУД:

Ученик учится анализировать ход и способ действий.

У ученика формируются умения анализа и синтеза.

Коммуникативные УУД:

Ученик учится отслеживать действия партнера.

Ученик учится слушать и слышать.

Физкультурная минутка

-Давайте закроем глазки и представим, что мы с вами вышли погулять в парк «Здоровья»:

Шагаем по дорожке,

Затем по скользкому льду,

По мосточку,

Перепрыгиваем через овражек,

Заходим в парк и идём по снежочку.

А в парке деревья большие, высокие.

Посмотрите как здесь красиво,

Воздух чистый, свежий.

Давайте глубоко вздохнём, выдохнем

И ещё раз вздохнём и выдохнем.

А теперь отправляемся назад:

Идём по снежочку,

Прыгаем через овражек,

Затем по мосточку,

По скользкому льду

И шагаем по дорожке

Вот мы и дома.

Шагают

Скользят по полу

Ударяют по коленям

Подпрыгивают

Потирают ладошку об ладошку

Поднимают руки вверх и покачиваются влево, вправо.

Глубокий вздох и

Выдох

Потирают ладошку об ладошку

Подпрыгивают

Ударяют по коленям

Скользят по полу

Шагают

Фронтальная форма работы, словесный метод.

Познавательные УУД:

У ученика формируется умение слушать и слышать.

Первичное закрепление знаний

-Откройте учебники на нашей теме, посмотрите на иллюстрацию на страницах 44-45.

-Посмотрите на деревья, чем они похожи и чем отличаются?

-Какие деревья растут в нашем крае?

-Поработайте в паре, и расскажите, как можно отличить одно дерево от другого по плодам?

Плоды деревьев у вас внизу на страничке 44.

-Молодцы! Давайте найдем эти плоды на иллюстрации

-Как еще можно отличать деревья? По коре и кроне.

-Как вы думаете, что такое крона дерева?

-Что такое кора дерева?

-В учебнике у вас рисунок березы, опишите крону березы.

-Отгадайте загадку:

Ну и платье,

Сплошь иголки

Его носят вечно

-Какое еще дерево у нас с иголками?

-Какие это деревья? Почему хвойные?

-Рассмотрите, на странице 45 у вас веточки с почками.

Чем отличается почка калины от ольхи?

-Похожа ли почка крыжовника на почку рябины?

Дети открывают учебники и рассматривают иллюстрации.

Предположения детей.

Рябина, Сосна, Тополь, Ель, Дуб, Береза.

Плод березы напоминает бабочку (семя находится в середине, а два овальных крылышка — по бокам).

У рябины гроздья оранжевых ягод.

Плод дуба желуди

Плоды вяза это небольшие крылатки с орехом в центре.

У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу.

Плоды липы - орешки, размером с горошину.

Предположения детей.

Крона дерева - это его верхняя разветвленная часть.

Кора представляет собой внешний защитный слой ствола и веток дерева.

У березы стройный ствол

И крупные боковые ветки, молодые тонкие веточки, которые свисают вниз.

Елки.

Сосна.

Хвойные. Потому что листья – иголки.

Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды.

Необычны почки ольхи: каждая сидит на отдельной ножке, как на подставке.

Нет. У рябины почки круглые, продолговатые. Почечные чешуйки опущены. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания.

Фронтальная форма работы, словесный метод, работа в парах, используется учебник, используется интерактивная доска.

Познавательные УУД:

Ученик учится логически мыслить.

Ученик учится структурировать найденную информацию в нужной форме.

Ученик учится анализировать ход и способ действий.

Регулятивные УУД:

Ученик учится осознавать важность полученных знаний.

Познавательные УУД:

Ученик учится анализировать ход и способ действий.

У ученика формируются умения анализа и синтеза.

Коммуникативные УУД:

Ученик учится отслеживать действия партнера.

Ученик учится слушать и слышать.

Рефлексия

-Ребята скажите, что мы сегодня учились делать на уроке?

-Чтобы узнать какое дерево перед нами, на что нужно обратить внимание?

Различать деревья и кустарники зимой.

На крону, на кору, на почки.

Фронтальная форма работы, словесный метод.

Регулятивные УУД:

У ученика развита рефлексия.

Знаки отличия. Как определить дерево по почкам? | Природа | Общество

Отвечает Наталья Александрова, педагог клуба юных натуралистов

Внимательно рассмотрите ветку дерева. Наверняка на ней хорошо заметны почки. Как они располагаются?

Почки расположены парами и друг напротив друга (супротивно)

Клён, каштан или ясень?

Если опознать дерево по почкам вам всё-таки сложно, срежьте с него веточку и по­ставьте в воду. Когда листочки распустятся, разобраться будет гораздо проще.

Если вы видите дерево с парными почками в средней полосе России, то, скорее всего, это одно из них.

У ясеня ровный светлый ствол с гладкой корой, толстые побеги, а почки почти чёрные, куполообразные. Кроме того, на ветвях можно увидеть остатки плодов, плоских и похожих на лопасти вёсел или на длинные капли.

Ребятам о пернатых. Каких птиц можно встретить на даче зимой? Читайте в статье>>

Ясень. Фото: Елена Кожина

С ясенем часто путают клён ясенелистный, но у последнего почки серые, а молодые ветви покрыты восковым налётом, который легко стирается, если его поскоблить. А ещё это дерево часто даёт много поросли у основания ствола.

Ну а самый привычный нам клён остролистный имеет почки, похожие на чёрные или коричневые шарики. Ветви у него прямые и крепкие, молодые – с коричневатой корой. Плоды-крылатки двойные, горизонтальные.

Школа следопыта. Как понять, какие звери живут по соседству. Читайте в статье>>

Клён ясенелистный. Фото: Из личного архива/ Елена Кожина

У конского каштана почки самые крупные, и на ветке они расположены редко. Побег всегда заканчивается одной сильно развитой почкой.

Каштан. Фото: Елена Кожина

Почки расположены по одной (очерёдно)

Дуб или липа?

Удивительно похожи между собой дуб и липа, особенно в молодом возрасте. У липы ветки отходят от ствола почти горизонтально, почки округлые, гладкие, веточки растут «зигзагами». Часто на липе сохраняются и плоды – маленькие орешки-шарики.

«Пьяные» леса. Какая неведомая сила скрутила деревья? Читайте в статье>>

Липа. Фото: Елена Кожина

У дуба почки тоже округлые, но покрыты мелкими чешуйками, из-за чего кажутся гранёными. Самая верхняя почка окружена несколькими боковыми. На ветвях дуба могут всю зиму оставаться листья.

Дуб. Фото: Елена Кожина

Тополь или ива?

Легче всего узнать тополь – его почки клейкие, а если их растереть, вы почувствуете характерный горьковатый смолистый запах. Побеги и стволы у тополя светлые.

Тополь. Фото: Елена Кожина

У ивы ближе к весне почки становятся крупнее, и если с неё в этот момент осторожно снять чешую, то будет видно, что чешуйка одна и имеет вид колпачка. При потеплении почки ивы сбрасывают эти колпачки, и тогда на ветках появляются атласно-белые пушистые шарики.

Ива. Фото: Елена Кожина

То берёзка, то рябинка…

Самые тонкие поникающие ветки с мелкими почками у берёзы. И конечно, это дерево легко узнать по стволу, покрытому белой берестой. Но у молодых берёзок её ещё не бывает.

Берёза. Елена Кожина

У рябины ветки на кончиках морщинистые, как будто на них надеты кусочки гофрированного шланга. Коротенькие веточки, отходящие в стороны от основных, тоже покрыты морщинами. Почки у рябины остроконечные, крупные и опушённые на концах. Кроме того, на ветках часто можно увидеть остатки кистей, на которых висели плоды. Ну а если сохранились и ягоды – узнать рябину проще простого.

Рябина. Фото: Елена Кожина

Смотрите также:

Конспект. Учимся различать деревья зимой. 1 класс.

Учимся различать деревья зимой

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе вечный

источник детского разума».

В.А.Сухомлинский

Цели:

- воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям;

- желание сохранить их растущими в ближайшем окружении: на участке, в лесу;

- повышение экологической культуры

Метапредметные:

Личностные УУД:

-формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению окружающего мира;

- формировать представление о значении деревьев в жизни человека.

Регулятивные УУД:

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные УУД:

-формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;

- под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе парами и группами;

- понимать задаваемые вопросы;

-выражать свою точку зрения;

-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Цели и задачи:

Место проведения экскурсии: пришкольный участок.

Вопросы для учащихся в ходе наблюдений за хвойными:

Наблюдение 1.

Чем ель не похожа на другие деревья? Как различать хвойные деревья?

У ели вместо листьев - иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху короткие, молодые, внизу длинные, старые, широкие. На ели висят продолговатые шишки, в них семена. Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. У дерева очень приятный еловый запах. Ель - хвойное дерево.

Наблюдение 2.

Как различить ель, сосну и лиственницу?

У сосны иголки длинные, более мягкие, светлее, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твердые, кора красновато-бурая. Сосна выше ели, ветви у нее наверху, ствол прямой и голый. У лиственницы иголочки мягкие, как листочки, но на зиму они опадают. Ветки шишковатые, на них висят маленькие шишки с семенами. Крона похожа на шар.

Наблюдение 3.

Как убедиться в том, что ель живая?

У ели есть много корней, которые находятся в почве. Корни в теплое время года всасывают воду и питательные вещества из почвы. По стволу и веткам движется сок, меняются иголки - старые отпадают, новые отрастают. Каждую весну и лето ель растет, становится выше, появляются новые ветки, старые становятся длиннее. Ель живая, о ней надо заботиться: стряхивать тяжелый снег с ее лап, летом поливать в засуху.

РАССМОТРИТЕ ЕЛЬ.

ПРОЧИТАЙТЕ.

У ели вместо листьев – иголки 4-5 см, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху короткие, молодые, внизу длинные, старые, широкие. На ели висят продолговатые шишки, в них семена. Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. Ветки распологаются от почвы до макушки. У дерева очень приятный еловый запах. Ель - хвойное дерево.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ И ЗАПИШИТЕ КРАТКО В ТАБЛИЦУ

Чем ель не похожа на другие деревья?

1. Как называются листья ели?

2. Опишите хвоинки по плану:

- размеры

- форма

- цвет

3. Какую форму имеет крона у ели?

4. Опишите шишки по плану:

- размеры

- форма

- цвет

План изучения ели

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.Как называются листья ели?

1. Опишите хвоинки по плану:

- размеры

- форма

- цвет

4. Какую форму имеет крона у ели?

2. Опишите шишки по плану:

- размеры

- форма

- цвет

7. Другие особенности ели: (ствол)

РАССМОТРИТЕ СОСНУ.

Сосна встречается повсюду. Сосна обыкновенная - вечнозеленое хвойное дерево с прямым стволом, округлой или конусовидной кроной, достигающее в высоту до 40 метров. Шишки сосны обыкновенной имеют округлую форму, а крылатые серые семена дерева созревают обычно на второй-третий год. Ствол красно-коричневого цвета. Диаметр ствола до 1 метра. Через каждые 2-3 года сбрасывают иголки. Также в описании сосны обыкновенной сказано, что почки и хвоя дерева содержат много полезных веществ эфирных масел, дубильные и горькие вещества, витамин С и смолы.
Хвоинки сосны 5-6 см. Сосна любит свет. Корни глубоко проникают в почву.
У сосны ветки расположены на макушке.

У сосны иголки длинные, более мягкие, светлее, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твердые, кора красновато-бурая. Сосна выше ели, ветви у нее наверху, ствол прямой и голый.

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ, ЗАПИШИ В ТАБЛИЦУ,

Чем сосна не похожа на другие деревья?

1.Почему сосну называют хвойным деревом?

2.Как называются листья сосны? Почему они сохраняются зимой?

3. Опишите хвоинки по плану:

- размеры

- форма

- цвет

4. Как расположены ветки у сосны?

5. Какую форму имеет крона у сосны?

6. Опишите шишки по плану:

- размеры

- форма

- цвет

План изучения сосны

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.Почему сосну называют хвойным деревом?

2.Как называются листья сосны?

1. Опишите листья - хвоинки по плану:

- размеры

- форма

- цвет

4. Какую форму имеет крона у сосны?

5. Как расположены ветки у сосны?

2. Опишите шишки по плану:

- размеры

- форма

- цвет

План изучения.

Докажите, что деревья в лесу живые.

Как убедиться в том, что ель и сосна живые?

Используйте знания признаков живой природы.

МАРКЕРОМ ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ, ЧТО ДЕРЕВЬЯ – ЖИВЫЕ.

У ели и сосны есть много корней, которые находятся в почве.

Корни в теплое время года всасывают воду и питательные вещества из почвы. По стволу и веткам движется сок, меняются иголки - старые отпадают, новые отрастают.

Каждую весну и лето ель и сосна растут, становятся выше, на них появляются новые ветки, старые становятся длиннее.

Листья ели – хвоинки короткие и колючие. Хвоя густая. Ель может расти под сосной и лиственными деревьями.

Ель и сосна живые, о них надо заботиться: стряхивать тяжелый снег с ее лап, летом поливать в засуху.

Корни не уходят глубоко в почву.

Ель выносит тень, а сосна любит свет.

Сосна встречается повсюду. Сосна обыкновенная - вечнозеленое хвойное дерево с прямым стволом, округлой или конусовидной кроной, достигающее в высоту до 40 метров. Шишки сосны обыкновенной имеют округлую форму, а крылатые серые семена дерева созревают обычно на второй-третий год. Ствол красно-коричневого цвета. Диаметр ствола до 1 метра. Через каждые 2-3 года сбрасывают иголки. Также в описании сосны обыкновенной сказано, что почки и хвоя дерева содержат много полезных веществ эфирных масел, дубильные и горькие вещества, витамин С и смолы.
Хвоинки сосны 5-6 см. Сосна любит свет. Корни глубоко проникают в почву.
У всех хвойных образуется смола – живица. Она заживляет раны.

Ответьте на вопросы и сделайте вывод:

  1. Где находятся корни деревьев?

  2. Как питаются деревья?

  3. Что происходит со старыми иголками?

  4. Что появляется после старых иголок?

  5. Как надо ухаживать за сосной и елью?

План изучения тополя, сирени, зимой.

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.Почему ясень, тополь называют лиственными деревьями?

1. Опишите побеги тополя:

-цвет стебля

-размеры почек

-форма почек

-другие особенности почек (запах)

2. Опишите побеги сирени:

-цвет стебля

-размеры почек

-форма почек

-другие особенности почек (запах)

Выводы по результатам исследования

Из каких частей состоит побег лиственных деревьев

8. Как зимой лиственные деревья защищаются от мороза?

Что же общего у всех деревьев?

(Ствол, ветки, )

Они живые организмы

Мы должна относиться к ним бережно.

Лист оценивания.

Ель

(Фамилия, имя ученика)

Название задания

Правильность выполнения.

Смогли ли мы договориться в группе

Моя активность

Размер и форма хвоинок ели

Размер, цвет и форма шишек

Форма кроны

Термин «крона»

запишите

Цвет и особенность ствола

«+»-все сделал правильно

«-»-были допущены ошибки

Лист оценивания.

Сосна

(Фамилия, имя ученика)

Название задания

Правильность выполнения.

Смогли ли мы договориться в группе

Моя активность

Размер и форма хвоинок сосны

Размер, цвет и форма шишек

Термин «крона»,

запишите

Цвет и особенность ствола

«+»-все сделал правильно

«-»-были допущены ошибки

Лист оценивания.

Как убедиться, что ель и сосна живые

(Фамилия, имя ученика)

Название задания

Правильность выполнения.

Запишите ответы на вопросы

Смогли ли мы договориться в группе

Моя активность

Прочитать статью

Где находятся корни

Иголки старые и новые

Растёт ли ель

Вывод

«+»-все сделал правильно

«-»-были допущены ошибки

Лист оценивания.

Как отличить лиственные деревья от хвойных

Рассмотреть побеги лиственных деревьев.

(Фамилия,имя ученика)

Название задания

Правильность выполнения.

(запишите)

Смогли ли мы договориться в группе

Моя активность

Отличие хвойных от лиственных

Тополь

Сирень

Вывод

«+»-все сделал правильно

«-»-были допущены ошибки

Словарик.

Кронавсе вместе взятые ветви одного дерева

Побегстебель с расположенными на нём листьями и почками.

Почкибудущие побеги, защищённые «зимней одеждой».

Дерево – жизненная форма растений, у которой явно выражен ствол.

У р о к 40. УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ ЗИМОЙ | Поурочные планы по окружающему миру 1 класс

У р о к 40. УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ ЗИМОЙ