С каким деревом славяне связывали свои представления о мировом древе


Мировое дерево – центр славянского Мiра

Мировое дерево (древо) – это символ центра мира, ось, вокруг которой существует всё, что окружает нас. Образ Мирового дерева встречается во многих культурах, не только у славян. Встречаем описания дерева, служащего осью мира, в скандинавских мифах, в преданиях шаманов всех стран, в древних мифах и сказках.

В чем особенности образа Мирового древа в славянской мифологии?

 

Мировое дерево (древо) в славянской мифологии

В славянских быличках и заговорах Мировое дерево описывают, как «дуб булатный», растущий на острове Буяне, что расположен «на пуповине морской» – в центре мирового океана. Иногда встречается описание дерева, растущего вверх корнями. Такой образ кажется нам наиболее близким к мифологии Русского Севера.

Корни Мирового древа уходят в мир Нави, вершина – в небеса, где расположен мир Прави, мир светлых славянских Богов. Ствол волшебного дерева проходит через мир Яви – мир, где живут люди, Боги мира Яви (стихийные Боги воды, огня, воздуха, земли), малые Боги или духи (домовые, лешие, русалки) и животные. Образ Мирового дерева связывает, уравновешивает три славянских мира.

В сказках встречаем и описание девяти небес, расположенных на вершине Мирового дерева. Отдельное небо для солнца, для месяца, для звезд. На седьмом небе – жилище Богов Прави. Поговорки о «седьмом небе» сохранились и сейчас в нашем языке.

 

Обращение к Мировому древу в заговорах и славянских обрядах

Мировое дерево, связывающее три мира, помогает перемещаться между ними. У нас сохранились сказки о том, как человеку удалось попасть в мир Прави, поднявшись по стволу Мирового древа.

Образ перемещения по стволу волшебного дерева сохранился в славянских заговорах. Во многих древних заговорах человек входит в «божий Мiръ» через образ «булатного дуба» или «дуба вверх корнями», растущего на Алатырь-камне, расположенном в центре моря-океана. Перемещаясь по Мировому древу в ходе обряда, Ведающий попадал в мир славянских Богов, где мог обратиться к ним с просьбой.

 

Изображения Мирового дерева на предметах быта и оберегах

Рисунок с Мировым деревом мы встречаем на деревянной утвари, прялках, старинных сундуках. Часто образ дерева, растущего в трех мирах, можно увидеть в сюжетах Мезенской росписи.

Образ Мирового дерева встречается и в оберегах. В старину это чаще всего была вышивка или обереги для дома. Встречаются и образы Мирового дерева на узорах, украшающих браслеты и другие обереги. Сейчас мастера часто делают обереги в форме самого Мирового древа.

Обереги со знаком
Мировое Дерево (древо)

Узнать

Читайте также:

Славянские символы

Славянские обереги для детей

Мужские славянские обереги

Женские славянские обереги

Мировое Дерево Славян - Велемудр. Мир тесен.

 

Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо, Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Соответственно крона дерева достигает Мира Богов на небесах - Ирий или Сваргу, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена и другие "тёмные" Боги. 

Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями; над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть и дуб, и явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.

В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его ветвях живут светлые Боги, а в корнях тёмные Боги. Образ этого дерева дошёл до нас, как в образе различных сказок, сказаний, былин, заговоров, песен, загадок, так и виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах, украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём: "...медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце...". Конь этот - мифологический символ всей вселенной (Конь Даждьбога, если помните), который всё же привязан к центру-столбу или древу.

Образ Мирового Древа имитировался при похоронных обрядах. В далёкой древности людей хоронили в ветвях деревьев. Позже этот обряд видоизменился и теперь уже после кремации прах людей оставляли на так называемых Бдынах - столбах с избушками, которые тоже являются прообразом Мирового Дерева и помогают умершему, как подниматься в Мир Богов, так и спускаться по этому дереву в Мир Людей, что бы навещать своих потомков. Стоит также сказать, что древние племена строили избы и храмы таким образом, что бы внутри оказывалось живое дерево, то есть строили жилище вокруг дерева - дуб, ясень, берёза и другие. Как и идолы, представляющие на земле Богов, дерево внутри дома было воплощением Мирового Древа, которое также могло соединять все три мира и быть главным местом при проведении каких-то домашних ритуалов. Эта традиция была жива вплоть до начала XX века практически на всей территории России и далее, но уже в упрощённом своём виде. Перед постройкой дома выкапывалось молодое деревце и сажалось в центр или красный угол будущего сруба постройки, при этом приговаривалось: «Вот тебе, суседушка, тёплый дом и мохнатый кедр!», понятно, что имелся ввиду Суседушка-Домовой. Там оно росло до самого окончания постройки. Потом его выносили и сажали в другом месте. В древности же оно росло вместе с людьми и возвышалось своей кроной над крышей, как над небесной твердью.

В обрядовых песнях и вообще традиционном фольклоре до нас дошли такие описания Мирового Дерева: в его кроне свивает гнездо соловей (а также другие священные птицы - Гамаюн, Сирин, Алконост, Уточка, Жар-Птица и др.), в стволе живут пчёлы, которые приносят мёд, у корней живёт горностай, в норе (гнезде) змея (Шкурупея), на цепи прикован бес (последнее видимо позднее напластование, появившееся после христианизации), плоды Дерева Мира - это семена всех существующих трав, цветов, деревьев. Традиционными в фольклоре являются перебранки того самого змея, что живёт в корнях и птицы, которая живёт в кроне. Змей при этом постоянно грозится сжечь дерево, а птица всякий раз защищается или идёт на хитрость. В кроне этого дерева часто помещаются Солнце и Луна. В Белорусском фольклоре у корней дерева обитают бобры, а в кроне живёт сокол, листья покрыты бисером, цветы как серебро, плоды из чиста золота. Так как это Мировое Дерево, то славянская традиция в своём фольклоре помещало сюда всех самых удивительных существ, начиная от мифологических птиц и заканчивая полулюдей-полуконей, полубыков, полупсов, всех возможных Божеств и существ. Здесь их место - рядом с центром мира.

Мировое Древо было настолько почитаемо у славян, что оно участвовало во многих празднованиях. В частности до сей поры до нас дошла традиция устанавливать на Новый Год ёлку. Сейчас никто не задумывается - зачем это делается, но основной и сакральный смысл Новогодней ёлки - именно образ Центра или Оси Мироздания. В каком-то смысле - это идол Священного Древа Мира. Также обрядовое дерево устанавливали перед самой постройкой нового дома в самый центр планируемого строительства, таким образом привлекая в это место силу и делая его сакральным, обладающим мощной энергетической основой. Строитель нового жилища делает свой дом как бы проекцией центра мироздания, то же самое мистическое моделирование центра происходит, когда дерево приносится в дом, ставится посреди него либо в красном углу. Ещё одним обрядом может служить хоровод на солнечные праздники вокруг дерева, коим зачастую выбирается берёза или дуб. В стародавние времена были целые священные рощи, священные леса, где категорически запрещено было вырубать или портить деревья. Это напрямую относится и к самой фигуре Мирового Дерева, так как по аналогии с ним, священные деревья были местом обитания духов, существ, и своеобразными лестницами (порталами) в иные миры. В таких рощах проходили праздники, обряды, ритуалы излечения болезней, но это уже тема для отдельной статьи.

Надо сказать, что Древо Мира, в том или ином виде, существовало практически во всех древних верованиях, начиная от скандинавских (вечнозелёное дерево Иггдрасиль или Великий Ясень) и заканчивая индийскими (Ашваттха). В эрзянских верованиях древо называют Эчке Тумо, где находится гнездо священной утки Ине Нармунь, что рождает то самое яйцо, из которого рождается весь мир. В тюркской мифологии дерево называется Байтерек - корнями оно удерживает землю на месте, а ветвями подпирает небосвод, что бы тот не упал вниз. В Кабале - это Дерево Мекабциэль . В Коране - это Сидрат аль-мунтаха. В Китае - это Киен-Му, по которому спускаются и опускаются Солнце и Луна, владыки, мудрецы, Боги, духи и так далее.

Символ Мирового Древа изображается по-разному. Это может быть, как довольно точное изображение с корнями, ветвями, листьями и другими атрибутами обычного дерева, так и схематическое изображение в виде вертикальной палочки и тремя веточками, которые устремляются вверх (Руна Мир). Также Древо Мира изображают в виде женщины с поднятыми руками, вокруг которой летают птицы. В вышивке и росписи часто присутствуют такие элементы, как зелёное дерево с листьями и цветами, как символ жизни и сухое дерево, как символ смерти. Встречаются такие изображения, где по одну сторону дерева помещают духов и Божеств, а по другую - славных воинов, героев, жрецов.

Источник

Мировое Дерево (Древо) Славян, Древо Мира у Славян

[contact-form-7 404 "Not Found"]

Мировое дерево (лат. Arbor mundi) – мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол – с земным миром, корни – с преисподней.

В науке существуют различные взгляды на универсальность данного архетипа. В. Н. Топоров и его последователи трактуют Мировое древо расширительно, отождествляя его с Мировой осью во всех её вариантах. При таком подходе любое изображение дерева в культуре (в том числе Дерево жизни) рассматривается как отсылка к Мировому древу. При помощи данного образа, по мнению Топорова, «воедино сводятся общие бинарные смысловые противопоставления, служащие для описания основных параметров мира». Ряд крупных исследователей (И. М. Дьяконов, Ю. Е. Берёзкин, В. В. Напольских) выступают против такой расширительной трактовки и отмечают, что у некоторых народов данный архетип вообще не встречается.

В представлении славян

Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо, Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Крона дерева достигает Мира Богов на небесах – Ирий, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями; над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь-то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть дуб, явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.

В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его ветвях живут светлые Боги, а в корнях – тёмные Боги. Образ этого дерева дошёл до нас, как в числе различных сказок, сказаний, былин, заговоров, песен, загадок, так и в виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах, украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём: «…медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце…». Конь этот – мифологический символ всей вселенной, который всё же привязан к центру-столбу или древу.

В традициях и ритуалах

Образ мирового дерева характерен для славянских колядок, русских загадок и заговоров. Ср. загадку о дороге: «Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит»; этот образ объединяет разные – вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога) координаты мира. Характерен также мотив срубания дерева в славянских колядках в связи с мощением мостов для проезда Овсеня, Нового года, Христа; в болгарской колядке приводится «самоописание» мирового дерева:

Оригинал
Я сам, мам о, златно дървце,
Златно дървце плодовито,
Ще порастна дор до неба,
Клон ще пустна дор до земля,
Лист ще метна дробен бисер,
Цвет ще църна чисто сребро,
Род ще родя сухо злато,
Слез ще по мен млада бога….

Перевод с болг.
Я сама, мама, злато деревце.
Злато деревце плодоносное,
Что растёт аж до неба,
Ветви опускает аж до земли,
Листья раскрывает мелким бисером,
Цветы выпускает бела серебра,
Плоды рожает чиста золота,
Чтоб сошёл по мне младой бог…

В свадебном фольклоре и “вьюнишных” песнях (исполнявшихся для молодых – “вьюнцов”) образ мирового дерева воплощал плодородие живой природы, древо жизни:

  • в кроне свивает гнездо соловей
  • в стволе – пчелы” приносящие мед
  • у корней – горностай, выводящий малых деток, или сами молодые, супружеская кровать;
  • возле “трехугодливого” дерева стоит терем, где происходит пир и приготовлены “медвяны яства” (мед – пища бессмертия во многих традициях).

В белорусском фольклоре образ мирового дерева непосредственно связан со свадебном обрядом: жених не должен ставить коней у “несчастливого дерева” калины, а должен ставить у счастливого явора, где пчелы приносят мед, стекающий к корням, чтобы напились кони, у корней обитают бобры, в кроне – сокол и т. п.

В традиционной культуре успех любого обряда ставился в зависимость от того, насколько выполняемый ритуал соответствует общей картине мира: отсюда важность образа мирового дерева, воплощающего эту картину, как в фольклоре (будь то заговор или свадебная песня), так и собственно в обряде. У сербов символом благополучия всего села считалось священное дерево “запис” – с вырезанным на нем крестом; в старину у этого дерева совершали жертвоприношения (см. Жертва). Кровью кропили корни, ствол и вырезанный крест.

Влияние образа на быт славян

Хорошо известно, что для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Наши языческие пращуры видели в них таких же, как и они сами, детей земли и неба, притом обладающих ничуть не меньшим правом на жизнь. Из дерева, согласно некоторым легендам, были сотворены самые первые люди – значит, деревья древнее и мудрее людей. Срубить дерево – все равно, что убить человека. Но ведь и избу надо строить!

Русские крестьяне предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья.

Конечно, даже и речи не могло быть о том, чтобы поднять руку на дерево, пользовавшееся почитанием, «священное». Существовали целые священные рощи, в которых все деревья считались божественными, и грех было срывать с них даже ветку.

Священными могли считаться и отдельные деревья, привлекавшие внимание необычайными размерами, возрастом или особенностями развития. Как правило, с такими деревьями были связаны местные легенды. До нас дошли сказания о праведных стариках, на закате дней превращенных богами в деревья.

Никогда не решился бы древний человек срубить дерево, выросшее на могиле. Еще в конце XIX в. крестьяне показывали ученым-этнографам большую сосну, выросшую якобы из косы загубленной девушки; а что, если в дереве поселилась человеческая душа? Верным признаком этого в Белоруссии считали издаваемый деревом скрип: в скрипучих деревьях, согласно поверьям, плакали души замученных людей. Тот, кто лишит их пристанища, наверняка будет наказан: поплатится здоровьем, а то и жизнью.

В некоторых местах России очень долго держался строгий запрет на рубку вообще всех старых деревьев. По мнению крестьян, грешно было отнимать у лесных патриархов право на естественную, «стихийную» смерть от ветровала или просто от старости. Покусившийся на подобное дерево неминуемо должен был сойти с ума, покалечиться или умереть. Грехом почиталась и рубка «молодика» – молодого, недозрелого леса. В этом случае мифологическое воззрение основывалось на вполне естественном стремлении сберечь молодые деревья, не достигшие наилучших кондиций. По отношению же к «лесным старцам» действовал закон мифологического мышления: старший – значит главный, почитаемый, священный.

Деревья с аномалиями развития – большим дуплом, вросшим в ствол камнем или другим каким-либо предметом, с необычной формой ствола, с удивительным переплетением корней – также рубке не подлежали: «не такие, как все» – мало ли какая сила могла в них затаиться!

В разных областях существовали и запреты на рубку некоторых пород. В первую очередь, конечно, это относилось к «проклятым» деревьям, таким как осина и ель. Эти породы энергетически неблагоприятны для человека, «выкачивают» из него жизненную энергию, и это свойство сохраняют даже предметы, сделанные из их древесины. Так что нежелание наших предков жить в еловом или осиновом доме было опять-таки не лишено оснований. С другой стороны, человек, срубивший вполне «доброжелательную» липу, должен был непременно заблудиться в лесу. По всей видимости, боги сурово вступались за дерево, веками обувавшее, а то и одевавшее народ…

Не годились для строительства мертвые, сухие деревья. Оно и понятно: такие деревья не имеют в себе жизненных сил, на них печать смерти – чего доброго, занесут ее в дом. И даже если в доме никто не умрет, «сухотка» привяжется обязательно. В ряде мест по этой причине избегали рубить деревья зимой, когда они лишены соков и «временно мертвы».

С представлениями о смерти, загробном мире связан и запрет, налагавшийся на деревья, упавшие при рубке макушками в северную сторону, «на полночь»: эту сторону света наши предки ассоциировали с вечным мраком, зимой, безжизненным холодом – словом, потусторонним миром. Вставь такое дерево в сруб, и люди в доме долго не проживут!

Особая и очень опасная разновидность запретных деревьев – это «буйные», «злые», «прокудливые». Такое дерево как будто стремится отомстить человеку за свою гибель: может придавить лесоруба, а вытешут из него бревно для избы – того и гляди, обрушит весь дом на голову жильцам. Даже щепка от подобного дерева, нарочно подложенная злым плотником, способна была, по мнению русских крестьян, разрушить новый дом или мельницу. Если же «буйную» лесину рубили на дрова – следовало опасаться пожара!

Существовал и запрет на использование в строительстве деревьев, посаженных человеком. В первую очередь – садовых деревьев, притом находящихся внутри ограды усадьбы. Ученые считают, что дело тут в мифологическом осмыслении таких противоположностей, как «свой» – «чужой», «природный» – «культурный», «дикий» – «домашний». Дерево, взятое в лесу и используемое для строительства человеческого жилья, непременно должно было претерпеть «смену качества»: из «чужого» сделаться «своим». С садовым деревом такого превращения заведомо произойти не могло, а кроме того, садовые яблони и вишни были для наших языческих предков едва ли не членами семьи… Если первые три дерева, намеченные к рубке, по какой-либо причине оказались непригодными, то в этот день лучше вовсе не браться за дело – не будет добра.

Мировое древо в различных культурах

Мировое дерево, древо жизни – в славянской мифологии мировая ось и символ мироздания в целом. Крона мирового дерева достигает небес, корни (у которых течет священный источник) – преисподней, ствол и ветви организуют земное пространство. Священным древом являлся могучий дуб.

  • В эрзянской традиционной религии на мировом древе Эчке Тумо находится гнездо священной птицы утки Ине Нармунь и которого выпадает снесённое ею яйцо Ине ал, из которого впоследствии возникает наш мир: скорлупа – небосвод Мень Эле со звёздами, желток – земля – суша Мода-Мастор, белок – бескрайний океан Иневедь.
  • В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нём якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю.
  • В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль, пропитанное живительным священным мёдом. Это громадный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг.
  • «Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное дерево Ашваттха. Оно называется „бессмертное“, в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь» (Индийские Веды, Бхагават-Гита). С корнями вверх, с ветвями вниз, ашваттха считается непреходящим; гимны (Силы Саттва, раджас и тамас – то что удерживает в иллюзорном мире) – его листья, кто его знает, тот знаток Вед. Вверх и вниз простираются его сучья, возникшие из гун; объекты (чувств) – (его) побеги; вниз также тянутся его корни, связующие кармой в мире человеческом.
  • В тюркской мифологии и впоследствии в казахских сказках фигурировал образ Байтерека. Байтерек своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни – Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол – земном, а корона – в небесном. Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук откладывает яйцо – Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла.

Видео

Источники

Мировое Древо – славянский бог-творец с кроной и корнями

В мифологиях разных народов порой встречаются удивительные совпадения. Это и рассказы о потопе, смывшем всё живое с лица земли, и предания о могущественных божествах, что управляли стихиями и людьми, и истории о волшебных сокровищах и чудесных вещах. Однако самым ярким примером сходного восприятия многих древних цивилизаций является Мировое Древо.

Многие племена, населявшие разные уголки нашей планеты, верили, что мир держится на этом могущественном дереве, которое соединяет разные миры и обладает поистине магическими силами. Каким же было Мировое Древо в мифах наших предков, древних славян? Каким его видели иранцы и скандинавские племена? Какое великое Чудо находилось у подножия Дерева Жизни?

Мировое Древо сравнивают с мировой осью

Мировое Древо – центр Вселенной

Начиная наше знакомство с легендами о Мировом Древе, хочу начать с версий относительно того, как оно могло появиться в совершенно разных мировых культурах, в фольклоре народов, что не были связаны друг с другом.

По мнению исследователя В.Н.Топорова образ Мирового Древа может быть олицетворением оси мира, вокруг которой и создаётся наша жизнь. Мифическое дерево являлось подобием центра мироздания, однако оно появляется далеко не у всех народов.

Другой учёный, Ю.Е.Берёзкин, в своих трудах склоняется к тому, что с Мировым Древом могло быть связано банальное поклонение древесным символам и божествам, ведь не секрет, что многие древние племена смогли выжить за счёт использования древесных ресурсов. Мировое Древо наши далёкие предки неизменно связывали с жизнью.

Древо с острова Буяна

На мой взгляд, наиболее ярким и величественным Мировое Древо выступает в славянских преданиях. Оно ассоциировалось с Вселенной, с её главной осью, которая удерживала в равновесии три мира: небесный, земной и подземный.

Наши предки верили, что находится это великое дерево в далёком крае, стоя на «пуповине морской» (так говорится в старинных заговорах). Вероятно, этим островом был знаменитый Буян, известный нам по народным сказкам.

Внешне напоминало оно огромный дуб, что кроной поддерживал небеса, не давая им упасть на землю. У его подножия лежал, свернувшись, гигантский змей. Это чудовище охраняло главное сокровище – Алатырь-камень.

Этот волшебный минерал также был порождением вод, как и сам остров Буян. Силу же камню дало Мировое Древо, отчего Алатырь мог наделять человека немыслимой силой, лечить от любых недугов и даже дарить бессмертие.

Интересно, что власть Мирового Древа распространялась не только на его острове. Славяне верили, что всякое обращение к этому волшебному центру мира, любое его упоминание принесёт успех.

Так, к примеру, Мировое Древо нередко упоминается в заговорах или свадебных обрядовых песнях. Более того, когда начинали строить избу, в центре ставили деревце, что должно было стать миниатюрной копией Мирового Древа, а значит, привлечь в жильё благополучие и гармонию.

Со временем в строительстве этот обычай исчез, зато вернулся к нам в совершенно новой ипостаси. И в наше время мы устанавливаем дерево в своём доме. Да-да, я имею в виду новогоднюю ёлку (или рождественское дерево, как называют её в европейских странах). И, словно соблюдая ритуал наших предков, в праздничные новогодние дни мы просим успехов и радости в наступающем году.

В понимании славян Мировое Древо было центром и источником всей жизни

Мировое Древо – основа жизни и путь божества

Народы Древнего Ирана тоже слагали истории о Мировом Древе. В их легендах описывается, что растёт оно неподалёку от источника Ардвисури.

На вершине дерева жил прародитель всех птиц, Сенмурв. Он хватал клювом семена дерева и рассыпал их по земле. Его крылатый помощник подхватывал чудесные семена жизни и бросал их в источник.

В определённое время к воде подходила напиться священная звезда. Она пила влагу и после разливала по земле дожди, вместе с которыми падали и прорастающие семена. Именно благодаря Мировому Древу на земле выросли разные растения, появились животные и человек.

Если славяне часто представляли Мировое Древо как дуб или берёзу, то в скандинавских легендах оно сравнивается с ясенем. Называлось оно Иггдрасиль, а в его прожилках тек не древесный сок, а сладкий волшебный мёд.

На крепких ветвях Древа восседает орёл, а у подножия ползают огромные змеи. Также Иггдрасиль охраняется суровым драконом, который следит за порядком и не допускает к дереву злые силы. Интересно, что само название «Иггдрасиль» переводится как «конь Одина».

Верховный бог Один, конечно, не превращал дерево в коня, однако использовал его с той же целью – для перемещения в разных мирах. Скандинавы верили, что бог путешествует, спускаясь от кроны дерева к корням или поднимаясь обратно. Иггдрасиль воплощал собой не только связь между мирами, но и единство светлых и тёмных сил, что мирно сосуществовали у священного дерева.

Мифы тюркских народов сохранили предания о Байтереке. Он представлял собой исполинское дерево у Мировой реки, что находится на краю света. А вот у арабов Мировое Древо напоминало лотос, что является наивысшей ступенью для того, кто, возвышаясь, поднимается к Аллаху.

Мировое Древо поддерживало гармонию между тремя мирами

Легенды о Мировом Древе были распространены у самых разных племён, а каждый из народов наделял волшебное Дерево Жизни своими свойствами и особенностями. Во многих культурах есть рассказы о связи противоположных миров и даже сил, что в гармонии жили у божественного дерева. Даже добро и зло на время прекращали свою борьбу, стараясь не нарушить гармонии. Но я считаю, что главная в этих легендах истина совсем проста. Она подчёркивает, что все мы, независимо от национальности и места проживания, является детьми одной земли.

Мировое Древо у славян

Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо, Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Крона дерева достигает Мира Богов на небесах — Ирий, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями; над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь-то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть дуб, явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.

В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его ветвях живут светлые Боги, а в корнях — тёмные Боги. Образ этого дерева дошёл до нас, как в числе различных сказок, сказаний, былин, заговоров, песен, загадок, так и в виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах, украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём: «…медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце…». Конь этот — мифологический символ всей вселенной, который всё же привязан к центру-столбу или древу.

Образ Мирового Древа имитировался при похоронных обрядах. В далёкой древности людей хоронили в ветвях деревьев. Позже этот обряд видоизменился и теперь уже после кремации прах людей оставляли на так называемых Домовинах — столбах с избушками, которые тоже являются прообразом Мирового  Дерева и помогают умершему как подниматься в Мир Богов, так и спускаться по этому дереву в Мир Людей, чтобы навещать своих потомков.

Древние племена строили избы и храмы таким образом, чтобы внутри оказывалось живое дерево, то есть строили жилище вокруг дерева — дуб, ясень, берёза и другие. Как и идолы, представлявшие богов, дерево внутри дома было воплощением Мирового Древа, которое также могло соединять все три мира и быть главным местом при проведении каких-то домашних ритуалов. Эта традиция была жива вплоть до начала XX века практически на всей территории России, и далее, но уже в упрощённом своём виде. Перед  постройкой дома выкапывалось молодое деревце и сажалось в центр или красный угол будущего сруба постройки, при этом приговаривалось: «Вот тебе, суседушка, тёплый дом и мохнатый кедр!», понятно, что имелся ввиду Суседушка-Домовой. Там оно росло до самого окончания постройки. Потом его выносили и сажали в другом месте. В древности же оно росло вместе с людьми и возвышалось своей кроной над крышей, как над небесной твердью.

В обрядовых песнях и вообще традиционном фольклоре до нас дошли такие описания Мирового Дерева: в его кроне свивает гнездо соловей (а также другие священные птицы — Гамаюн, Сирин, Алконост, Уточка, Жар-Птица и др.), в стволе живут пчёлы, которые приносят мёд, у корней живёт горностай, в норе (гнезде) змея (Шкурупея),  на цепи прикован бес, плоды Дерева Мира — это семена всех существующих трав, цветов, деревьев. Традиционными в фольклоре являются перебранки того самого змея, что живёт в корнях, и птицы, которая живёт в кроне. Змей при этом постоянно грозится сжечь дерево, а птица всякий раз защищается или идёт на хитрость. В кроне этого дерева часто помещаются Солнце и Луна. В Белорусском фольклоре у корней дерева обитают бобры, а в кроне живёт сокол, листья покрыты бисером, цветы как серебро, плоды из чиста золота. Так как это Мировое Дерево, то славянская традиция в своём фольклоре помещала сюда всех самых удивительных существ, начиная от мифологических птиц и заканчивая полулюдьми-полуконями, -полубыками, -полупсами, а также всех возможных божеств и существ. Здесь их место — рядом с центром мира.

Мировое Древо было настолько почитаемо у славян, что оно участвовало во многих празднованиях. В частности, до сей поры до нас дошла традиция устанавливать на Новый Год ёлку. Сейчас никто не задумывается — зачем это делается, но основной и сакральный смысл Новогодней ёлки — именно образ Центра или Оси Мироздания. В каком-то смысле — это идол Священного Древа Мира. Также обрядовое дерево устанавливали перед самой постройкой нового дома в самый центр планируемого строительства, таким образом привлекая в это место силу и делая его  сакральным, обладающим мощной энергетической основой. Строитель нового жилища делает свой дом как бы проекцией центра мироздания, то же самое мистическое моделирование центра происходит, когда дерево приносится в дом, ставится посреди него, либо в красном углу. Ещё одним обрядом может служить хоровод на солнечные праздники вокруг дерева, коим зачастую выбирается берёза или дуб. В стародавние времена были целые священные рощи, священные леса, где категорически запрещено было вырубать или портить деревья. Это напрямую относится и к самой фигуре Мирового Дерева, так как по аналогии с ним, священные деревья были местом обитания духов, существ, и своеобразными лестницами (порталами) в иные миры. В таких рощах проходили праздники, обряды, ритуалы излечения болезней.

Надо сказать, что Древо Мира, в том или ином виде, существовало практически во всех древних верованиях, начиная от скандинавских (вечнозелёное дерево Иггдрасиль или Великий Ясень) и заканчивая индийскими (Ашваттха). В эрзянских верованиях древо называют Эчке Тумо, где находится гнездо священной утки Ине Нармунь, что рождает то самое яйцо, из которого рождается весь мир. В тюркской мифологии дерево называется Байтерек — корнями оно удерживает землю на месте, а ветвями подпирает небосвод, чтобы тот не упал вниз. В Кабале — это Дерево Мекабциэль. В Коране — это Сидрат аль-мунтаха. В Китае — это Киен-Му, по которому спускаются на землю Солнце и Луна, владыки, мудрецы, Боги, духи и так далее.

Символ Мирового Древа изображается по-разному. Это может быть как довольно точное изображение с корнями, ветвями, листьями и другими атрибутами обычного дерева, так и схематическое изображение в виде вертикальной палочки и тремя веточками, которые устремляются вверх. Также Древо Мира изображают в виде женщины с поднятыми руками. В вышивке и росписи часто присутствуют такие элементы, как зелёное дерево с листьями и цветами, как символ жизни, и сухое дерево, как символ смерти. Встречаются такие изображения, где по одну сторону дерева помещают духов и Божеств, а по другую — славных воинов, героев, жрецов.

 

источником чего было у славян, какую роль играло в их жизни, каково значение этого символа в мифологии, а также рисунки оберега, описание картинок

Славянские языческие символы до сих пор почитаются людьми, которые даже не задумываются об их происхождении. Одним из таких символов-оберегов было и остается Древо Мира. В статье разбирается источником чего было Древо для славян, какую роль играло в их религии и жизни, от чего оберегало и защищало.

Дерево жизни в славянской мифологии

Мировое Древо было центральным звеном в славянской мифологии. Оно считается центром древнеславянского мироздания. Соединяет мир людей с миром богов. Ветвями достает до неба, а корнями уходит под землю. Непонятные нам сегодня языческие верования требуют объяснений, источником чего было в славянской мифологии Дерево Мира.

Высоко, над облаками ветки дерева образуют остров. На нем находится рай славян — Ирий. Правит там бог Сварог. Под землей, куда уходят корни древа, находится Мир мертвых. Управляют им Чернобог и его супруга Морана. Вот такие глубокие по смыслу жизни, но немного пугающие картинки представлялись нашим славянским предкам.

Древо Мира было связующим звеном между Миром мертвых, земной жизнью и раем. Оно же было центром и основой жизни. Это и лестница в небо, и дорога в преисподню.

В качестве Мирового Дерева славяне изображали дуб, явор, калину, ель, сосну, яблоню.

В славянском фольклоре Древо росло на острове Буяне, на Алатырь-камне, который сам по себе считался центром Земли. По преданиям в ветвях дерева жили светлые боги, а под корнями — темные.

Древо Мира можно увидеть в вышивках, росписях, орнаментах. Нашло оно свое отражение в мировой художественной культуре. В творчестве художников Дерево могло выглядеть вполне реалистично: с густой зеленой кроной — символ жизни, высохшее с голыми ветвями — символ смерти. Вокруг него могли располагаться боги, воины, герои.

Древо стало частью славянских рун — вертикальная палочка с тремя устремленными вверх черточками. Еще оно представлялось в виде женщины с поднятыми руками и кружащимися птицами. Это самые упрощенные и стилизованные картинки изображающие Дерево Жизни.

Символ оберега и его значение

Как символ Древо Мира присутствует не только в мифологии славян. Его образ популярен и у других народов. Значение Древа у разных народностей примерно одинаковое. Центр вселенной, обладающий собственным разумом и чувствами. Играет большую роль в религии и культе богов. Связывает человеческую жизнь с раем и адом. Одновременно считается символом жизни, так как обозначает рождение, жизненный путь и смерть. Давайте же разберемся, источником чего было Мировое Древо у славян? Понять символизм Древа Мира непросто.

Вот несколько самых простых и распространенных толкований:

  • связь между человеком и миром богов;
  • бессмертие, кругооборот жизни, возрождение после смерти;
  • плодородие;
  • совершенствование и развитие внутреннего мира человека, его обращение к богу, молитва.

Древо Мира символизирует жизнь и место в ней человека. Крона дерева переплетается с корнями – это неразрывная связь жизни и смерти. Листья на Дереве говорят нам о бесконечности вселенной, о перерождении человека после ухода в мир богов. Жизненный путь короток, но он не заканчивается, а наоборот продолжается после перехода в другой мир.

Кому подходит амулет и как его сделать?

В славянской мифологии оберег Древа Жизни — мощнейший амулет. Для своих функций он черпает космическую энергию из пространства. В первую очередь он направлен на защиту. Защищал он изначально род, семью, дом, очаг. Именно по этому у славян считался женским знаком. Таким же как знак Берегиня и звезда Лады.

Амулет защищал род, передавая свою силу из поколения в поколения. Призывал на защиту семьи богов и уже ушедших к ним людей. Он указывал на правильно выбранный путь, на непрерывность пути, на бессмертие в смысле перерождения и кругооборота в жизни. Идеальный талисман для хранительницы очага, для беременной женщины, для матери.

В широком понимании оберег помогал преодолевать трудности, дарил мир и покой, избавлял от ссор и скандалов. В дальнейшем Мировое Древо стал универсальным амулетом. Использовался для избежания ссор, ругани, сохранения спокойствия и гармонии в работе, в делах, с коллегами, подчиненными, друзьями. Сегодня амулет могут носить и бизнесмены, стремясь вывести свой бизнес на новый уровень и достичь согласия в работе с компаньонами.

Знак можно носить на себе или повесить в стенах дома. В последнем случае он будет щитом от всего негативного: сглаза, порчи, зависти и проклятий.

Можно купить любой талисман в эзотерическом магазине, но наши предки изготавливали их сами или обращались за помощью к колдунам и волхвам.

В изготовлении Древа Мира нет ничего сложного. Необходимо сделать круг и вписать в него дерево. Это можно легко вырезать из фанеры, бересты, картона, скрутить из проволоки, сплести из бисера или из ниток. Для хранения домашнего очага может подойти рисунок или вышитое панно. Впрочем, все зависит от вашей фантазии.

Амулет можно носить на шее или вшить в одежду. Его свойства усилятся если:

  • у вас чистые помыслы и светлые желания;
  • вы искренне верите в силу оберега;
  • ручная работа удваивает космическую энергетику.

Обращение к оберегу в заговорах и славянских обрядах

В славянских верованиях Древо мира было центром обрядов. Его одушевляли и считали неотъемлемой часть жизни и окружающей действительности.

Образ Дерева присутствовал в похоронных славянских обрядах. Изначально наши предки хоронили своих покойников на деревьях! Затем живые деревья стали заменяться на столбы с домиками наверху — домовинами. В них засыпали сожженный пепел — человеческий прах.

Еще наши предки строили свои жилища вокруг деревьев. Дерево в центре поселения или даже самого дома — хорошая примета.

Древу молились, правда потом его изображение заменилось на столб-идол. Сегодняшние поминания о столбах — это отголоски религий тех времен.

Из обрядных песен мы знаем что на Дереве жили мифические персонажи: жар-птица, полулюди-полуживотные. В его кроне свивал себе гнездо соловей, а под корнями жил змей. Мировое древо доставало ветвями до небес, до пятого неба, до седьмого. Там на разных «этажах» жили боги, солнце, звезды, луна. Поговорки про седьмое небо сохранились и сейчас.

Древо занимало центральную роль в обрядах разных народов. Некоторые мы выполняем и сейчас, не задумываясь о происхождении традиции. Например наряжаем новогоднюю елку и водим вокруг нее хоровод.

Рисунки и фото с описанием

Стилистическое изображение Древа Жизни. В орнаменте картинки четко видно симметричное Древо с густыми ветками, цветами, гнездом наверху, и птицами по бокам. Подобные орнаменты украшали старинную одежду и предметы быта.

Современная вышивка Дерева Мира. В центре густой кроны сова, рядом с ней упрощенно нанесены птицы, листья, цветы. У дерева мощный ствол и густые корни. В основании — сердце, символизирующее людей.

Фольклорное изображение Мирового Древа в исполнении современных художников. Ствол и крону населяют животные и птицы, герои сказок и легенд, мифические существа. Через крону проходит радуга, луна и солнце.

Оберег в виде Древа Жизни. Материал дерево. Изображает вписанную в круг славянскую руну жизни.

Металлический амулет. Представлен в виде Скандинавского Дерева с соединяющимися корнями и кроной. Для скандинавов характерно изображать ветки переходящие в корни с помощью неразрывных линий. Дерево вписано в круг из геометрического орнамента.

Амулет который легко сделать дома. Из проволоки выполнен круг, внутрь добавлено дерево. Кончики ветвей украшены бисером, бусинками, стразами.

Мировое Древо присутствует во многих древних верованиях и обрядах. Оно было и оберегом-талисманом для наших предков, и центром мира, и связью с потусторонними силами, и жилищем для мистических персонажей и богов. Основа религии, часть повседневных обрядов, защитник очага и рода.

Сегодня Древо может также выступать оберегом для людей и их жилища. Оно несет в себе вековую мудрость, покой, защиту. Храните обычаи своих предков, почитайте их мудрость и они помогут вам в трудной ситуации.

История рождественских елок - Рождественские обычаи и традиции

Вечнозеленая ель на протяжении тысячелетий традиционно использовалась для празднования зимних праздников (языческих и христианских). Язычники использовали его ветви для украшения своих домов во время зимнего солнцестояния, поскольку это заставляло их думать о грядущей весне. Римляне использовали ели для украшения своих храмов на празднике Сатурналий. Христиане используют это как знак вечной жизни с Богом.

Никто точно не знает, когда ели впервые стали использовать в качестве новогодних елок.Вероятно, это началось около 1000 лет назад в Северной Европе. Многие ранние рождественские елки, кажется, были подвешены вверх ногами к потолку с помощью цепей (подвешенных к люстрам / осветительным крючкам).

Другими ранними рождественскими елками во многих частях Северной Европы были черешня или боярышник (или ветвь растения), которые помещали в горшки и приносили внутрь, чтобы они, надеюсь, зацвели к Рождеству. Если вы не могли позволить себе настоящее растение, люди строили пирамиды из дерева и украшали их в виде дерева бумагой, яблоками и свечами.Иногда их носили из дома в дом, а не выставляли дома.

Возможно, деревянные пирамиды должны были быть подобны Райским деревьям. Они использовались в средневековых немецких мистериях или чудесных пьесах, которые разыгрывались перед церквями в канун Рождества. В ранних церковных календарях святых 24 декабря было днем ​​Адама и Евы. Райское Древо представляло Эдемский сад. Его часто устраивали по городу перед началом спектакля, как способ рекламы пьесы.В пьесах библейские истории рассказывались людям, которые не умели читать.

Впервые задокументированное использование елки на праздновании Рождества и Нового года обсуждается между Таллинном в Эстонии и Ригой в Латвии! Оба утверждают, что у них были первые деревья; Таллинн в 1441 году и Рига в 1510 году. Оба дерева были посажены «Братством Черноголовых», которое было объединением местных неженатых купцов, судовладельцев и иностранцев в Ливонии (нынешняя Эстония и Латвия).

Мало что известно о деревьях, кроме того, что они были посажены на городской площади, танцевали вокруг них Братством Черноголовых, а затем подожгли.Это похоже на обычай Святочного журнала. Слово, используемое для «дерева», могло также означать мачту или шест, дерево могло быть похоже на «райское дерево» или деревянный канделябр в форме дерева, а не на «настоящее» дерево.

На городской площади Риги, столицы Латвии, есть мемориальная доска с надписью «Первая новогодняя елка в Риге в 1510 году» на восьми языках. Подробнее о Рижском дереве можно узнать на сайте: www.firstchristmastree.com

Фотография из Германии 1521 года, на которой изображено дерево, которое марширует по улицам, а за ним едет верхом на лошади.Мужчина одет как епископ, возможно, представляющий Святого Николая.

В 1584 году историк Бальтазар Руссов описал в Риге традицию украшенной елки на рыночной площади, куда молодые люди «шли со стадом девушек и женщин, сначала пели и танцевали там, а затем поджигали дерево. ». Есть запись о небольшом дереве в Бермане, Германия, с 1570 года. Оно описывается как дерево, украшенное «яблоками, орехами, финиками, кренделями и бумажными цветами». Он был выставлен в «доме гильдии» (место встречи общества деловых людей в городе).

Первым, кто принес рождественскую елку в дом, в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, возможно, был немецкий проповедник 16 века Мартин Лютер. Рассказывают, что однажды ночью перед Рождеством он шел по лесу и, взглянув вверх, увидел звезды, сияющие сквозь ветви деревьев. Это было так красиво, что он пошел домой и сказал своим детям, что это напоминает ему об Иисусе, который оставил звезды небесные, чтобы спуститься на землю на Рождество. Некоторые говорят, что это то же дерево, что и дерево «Рига», но это не так! Рижское дерево изначально появилось на несколько десятилетий раньше.

Обычай устраивать рождественские елки вполне мог распространяться по Балтийскому морю из Латвии в Германию. В 1400-х и 1500-х годах страны, которые сейчас являются Германией и Латвией, были частью двух более крупных империй, которые были соседями.

Другая история гласит, что святой Бонифаций Кредитонский (деревня в Девоне, Великобритания) покинул Англию и отправился в Германию, чтобы проповедовать языческим немецким племенам и обратить их в христианство. Говорят, что он натолкнулся на группу язычников, собирающихся принести в жертву маленького мальчика, поклоняясь дубу.В гневе, чтобы остановить жертвоприношение, святой Бонифаций, как говорят, срубил дуб, и, к его изумлению, из корней дуба выросла молодая ель. Святой Бонифаций воспринял это как знак христианской веры, и его последователи украсили дерево свечами, чтобы святой Бонифаций мог проповедовать язычникам ночью.

Существует еще одна легенда из Германии о том, как возникла рождественская елка:

Однажды холодной ночью в канун Рождества лесник и его семья собрались в своем коттедже у костра, чтобы согреться.Вдруг в дверь постучали. Когда лесник открыл дверь, он обнаружил бедного маленького мальчика, стоящего на пороге, потерянного и одинокого. Лесник приветствовал его в своем доме, и семья накормила, вымыла его и уложила в постель самого младшего сына (в ту ночь ему пришлось разделить с братом!). На следующее утро, в Рождественское утро, семью разбудил хор ангелов, и бедный мальчик превратился в Иисуса, Младенца Христа. Младенец Христос вошел в палисадник коттеджа, сломал ветку у ели и подарил ее семье, чтобы поблагодарить вас за то, что вы заботитесь о нем.Так что с тех пор люди вспоминают ту ночь, принося елку в свои дома!

В Германии первые рождественские елки украшали съедобными вещами, такими как имбирные пряники и покрытые золотом яблоки. Затем стеклодувы сделали особые мелкие украшения, похожие на некоторые из украшений, используемых сегодня. В 1605 году неизвестный немец писал: «На Рождество в гостиных Страсбурга ставят елки и вешают на них розы, вырезанные из разноцветной бумаги, яблоки, вафли, золотой фольги, сладостей и т. Д.«

Сначала на верхушку дерева поместили фигуру Младенца Иисуса. Со временем она превратилась в ангела / фею, рассказывающую пастухам об Иисусе, или звезду, которую видели волхвы.

Первая рождественская елка в Великобритании могла быть установлена ​​королевой Шарлоттой, немецкой женой короля Георга III. В 1800 году она устроила дерево в Королевской Ложе в Виндзоре для детского праздника для богатых и знатных семей. Вскоре дерево стало популярным среди некоторых богатых семей.

Они стали очень популярными по всей стране с середины 1840-х годов, когда в газетах печатались сообщения о «Царском дереве». В 1848 году рисунок «Рождественская елка королевы в Виндзорском замке» был опубликован в Illustrated London News. На нем королева Виктория, ее немецкий муж принц Альберт и их маленькие дети были окружены деревом, установленным на столе. Рисунок был переиздан в «Книге леди Годи», Филадельфия, в декабре 1850 года (но они удалили корону королевы и усы принца Альберта, чтобы он выглядел «американским»!).

Публикация рисунка помогла Ёлкам стать популярными в Великобритании и США.

В викторианские времена дерево украшали свечами, символизирующими звезды. Во многих частях Европы свечи до сих пор используются для украшения рождественских елок.

«Юбки» новогодней елки начинались как «ковры». Они были сделаны из тяжелой ткани, часто украшенной и с причудливыми оборками по краям, и использовались либо на полу, либо на столах, и проходили под деревьями и их подставками, а не «вокруг» них.Они использовались для ловли иголок с деревьев, а также для защиты пола или поверхности стола от капель воска, падающего от свечей на деревьях.

В Германии в начале / середине 1800-х годов было также «модно» иметь сцену с лесом и / или сцену Рождества под деревьями (особенно если деревья были размещены на столах), и поэтому эти сцены также стояли на коврах Tree.

В этот момент деревья либо обычно помещали в горшки (если на них все еще оставались корни), либо их прикрепляли к большему куску дерева или другой тяжелой опоре (если они были срезаны), и поэтому сцены помогают скрыть их. .

В 1860-х годах начали изготавливаться настоящие металлические держатели для спиленных деревьев. Если бы вы были богаты, вы могли бы получить их очень причудливой формы, а в некоторых даже были музыкальные шкатулки, s

.

Как делают елки | LearnEnglish Teens

За последние 20 лет китайская экономика значительно выросла, отчасти благодаря рождественским елкам. Считается, что традиция рождественских елок зародилась в Германии примерно в 18 веке, но именно королева Виктория сделала их модными в Британии, когда она была изображена стоящей рядом со своей семьей в 1846 году.

Эта фабрика в Сучжоу производит sheng dan shu , как они их называют, всех размеров.Так и делают двухметровую версию.

Ветви начинаются как плоские полоски поливинилхлорида или ПВХ для нас с вами. Катушки разворачиваются и, проходя через ролики, склеиваются и склеиваются.

Затем круглое лезвие разрезает ПВХ, измельчая его и делая иглы. Измельченный ПВХ скручивается вокруг металлической проволоки, а затем протягивается через небольшую катушку. Это разделит иголки и сделает их красивыми и пушистыми.

Эти машины производят ветки длиной около шести метров.Дерево с такими большими ветками не очень практично, поэтому его обрезают вручную. Их обрезают таким образом, потому что механический отрезной станок снова сплющивает иглы.

Затем связка веток сшивается полипропиленовой лентой, а их острые края загибаются, чтобы маленькие дети не поранились, вешая свои фенечки на дерево.

Теперь все, что осталось сделать, это прикрепить ветви к металлическим стволам дерева, и оно станет одним из миллиона sheng dan shu , которые производятся здесь, на этой фабрике в Китае.С Рождеством!

.

Ясень - Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Ясень - это средние и крупные деревья из рода Fraxinus семейства Oleaceae (оливковые). Семейство насчитывает от 45 до 65 видов. Некоторые из них вечнозеленые, но большинство лиственных. Они растут в большинстве частей света. Семена обычно известны как keys на английском языке. Это фрукт, известный как самара. Большинство видов ясеня имеют светло-зеленые перистые листья овальной формы.Центральный стебель сложного листа состоит из 9-13 парных листочков (маленьких листочков), по одному на конце. К боковым листочкам стеблей нет. Листочки заостренно-зубчатые, с волосками на нижней поверхности. Листья появляются относительно поздно весной и одними из первых опадают осенью.

Почки черные, покрытые сажей или бархатистые на вид, их иногда сравнивают с епископской митрой.

Древесина ясеня используется для изготовления различных инструментов, ручек, бейсбольных и софтбольных бит, а также луков.Также из него получаются очень хорошие дрова. Ясень также является прекрасным материалом для старинных древков для лука и стрел.

В скандинавской мифологии мировое дерево Иггдрасиль обычно считается ясенем. Первый человек, Аскр, образовался из пепла. Первую женщину сделали из ольхи.

Изумрудный ясенелист ( Agrilus planipennis ) - жук-древоточцев. Он был случайно завезен в Северную Америку из Азии в конце 1980-х годов в виде упаковочного материала из цельного дерева.Он убил десятки миллионов деревьев в 15 штатах США и прилегающем Онтарио в Канаде. Исследования ведутся с тремя азиатскими осами, которые являются естественными хищниками биологической борьбы с жуками. [1]

Ясень обыкновенный, Fraxinus excelsior , был поражен грибком, вызывающим «усыхание золы». [2] [3] [4] Болезнь поразила около 90% ясеней Дании. [5] В октябре 2012 года усыхание ясеня было обнаружено в зрелом лесу в Саффолке. [6] В 2016 году сообщалось, что ясень находится под угрозой исчезновения в Европе. [7]

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Fraxinus .

Ошибка Lua в package.lua в строке 80: модуль «Модуль: панель навигации / конфигурация» не найден.

.

Почему у нас елки? Удивительная история этой праздничной традиции.

Этот когда-то языческий символ от Эстонии до Антарктиды принял множество странных форм.

Фотография Халтона Архив, Getty Images

Прочитать подпись

В декабре 1848 года на иллюстрации изображены королева Виктория, принц Альберт и их дети любуются рождественской елкой.Распространено множество вариаций образа, популяризирующих праздничный тренд.

Фотография: Hulton Archive, Getty Images

От Эстонии до Антарктиды этот когда-то языческий символ принял множество странных форм.

Рождественские елки - странная традиция, если задуматься: каждый декабрь люди в регионах по всему миру направляются в ближайший лес, срубают дерево, затаскивают его в свои дома, украшают его огнями, шарами и мишурой - потом в январе бесцеремонно перетащить на тротуар.

Но вечнозеленые ветки были важным сезонным украшением с древних времен как часть языческих празднований зимнего солнцестояния. «Вечнозеленые растения на фестивалях в середине зимы были традиционными с древних времен и означали победу жизни и света над смертью и тьмой», - пишет Кэрол Кьюсак, профессор религиоведения Сиднейского университета, в электронном письме.

Трудно точно определить, когда и где эти языческие традиции трансформировались в традицию, которую мы знаем: несколько стран заявляют, что являются родиной рождественской елки, и существуют конкурирующие мифологии, которые пытаются объяснить, что все это означает.Но хотя рождественские елки появляются по всему миру, их происхождение восходит к регионам с обильными вечнозелеными лесами, особенно в северной Европе. Вот посмотрите, как новогодняя елка превратилась в современную икону и попутно вдохновила на новые обычаи.

Рождественская елка Рокфеллер-центра освещена в Нью-Йорке. Европейская ель высотой 75 футов освещается более чем 50 000 светодиодных фонарей.

Конкурирующие претензии в Северной Европе

Латвия и Эстония утверждают, что здесь родилась первая рождественская елка.В Латвии традиции рождественских елок восходят к 1510 году, когда купеческая гильдия под названием Дом Черноголовых пронесла дерево через город, украсила его, а затем сожгла. Между тем, Эстония опровергла эти утверждения, заявив, что у нее есть свидетельства аналогичного фестиваля, организованного той же гильдией в ее столице Таллинне в 1441 году.

.

Друид | Описание, история и факты

Друид , член образованного класса древних кельтов. Они выступали в роли священников, учителей и судей. Самые ранние известные записи друидов относятся к III веку до нашей эры. Возможно, их название произошло от кельтского слова, означающего «знающий дуба». О друидах, которые не вели собственных записей, известно очень мало.

Друиды в Англии

Два друида, гуляющие по английской деревне, гравюра XVIII века.

Hulton Archive / Getty Images

Согласно Юлию Цезарю, который является основным источником информации о друидах, в Галлии были две группы людей, которых почитали: друиды и дворяне (всадники). Цезарь рассказал, что друиды несли ответственность за общественные и частные жертвоприношения, и многие молодые люди ходили к ним за наставлениями. Они судили все публичные и частные ссоры и назначали наказания. Если кто-либо не подчинялся их указу, ему запрещалось приносить жертвы, что считалось самым строгим наказанием.Один друид стал вождем; после его смерти был назначен другой. Однако если несколько были равны по достоинству, друиды голосовали, хотя иногда они прибегали к вооруженному насилию. Раз в год друиды собирались в священном месте на территории Карнутов, которое считалось центром всей Галлии, и все юридические споры там выносились на суд друидов.

Цезарь также записал, что друиды воздерживались от войны и не платили дани. Привлеченные этими привилегиями, многие присоединились к ордену добровольно или были отправлены своими семьями.Они изучали древние стихи, натурфилософию, астрономию и знания о богах, некоторые потратили на тренировки до 20 лет. Говорят, что друиды верили, что душа бессмертна и после смерти переходила от одного человека к другому.

Римские писатели также заявляли, что друиды приносили человеческие жертвы тем, кто был серьезно болен или находился в смертельной опасности в битве. Огромные плетеные изображения были заполнены живыми людьми, а затем сожжены; хотя друиды предпочитали приносить в жертву преступников, при необходимости они выбирали невинных жертв.

гравюра на дереве, изображающая человеческое жертвоприношение друидов

Ксилография 1832 года, изображающая друидов, готовящих плетеные изделия, наполненные живыми людьми, для сожжения в качестве жертвоприношения.

© Photos.com/Thinkstock Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Цезарь является главным авторитетом, но он, возможно, получил некоторые из своих фактов от философа-стоика Посейдония, рассказ которого часто подтверждается раннесредневековыми ирландскими сагами.Описание Цезарем ежегодного собрания друидов и их избрания архидруида подтверждается ирландской сагой.

Раньше обряды друидов проводились на полянах в лесу. Священные постройки использовались позже, под влиянием римлян. Друиды были подавлены в Галлии римлянами при Тиберии (годы правления 14–37 гг. Н. Э.) И, вероятно, немного позже в Британии. В Ирландии они утратили свои священнические функции после прихода христианства и выжили как поэты, историки и судьи ( filid, senchaidi, и brithemain ).Многие ученые считают, что индуистский брахман на Востоке и кельтский друид на Западе были боковыми пережитками древнего индоевропейского духовенства.

Римские солдаты атакуют друидов

Римские солдаты атакуют друидов в I веке нашей эры, гравюра XIX века.

© Photos.com/Thinkstock

Интерес к друидам периодически возрастал в более позднее время, особенно в период романтизма в XIX веке. С тех пор различные движения, исповедующие друидские верования, процветали в Великобритании и Соединенных Штатах.

.

Традиции рождественских елок в Великобритании (Британское Рождество)

В большинстве домов в Британии будет какое-то дерево, которое они украсят и под него положат подарки.

Традиционная рождественская елка - это ель, но в наши дни все больше людей покупают искусственные деревья, чтобы «спасти землю». Украшение елки обычно является семейным праздником, и все помогают.


Мишура, шоколадные конфеты и гирлянды

Рождественская елка стала популярной в Англии в 1841 году. , когда муж королевы Виктории, принц Альберт, привез рождественскую елку из Германии и поставил ее в Виндзорском замке.Королевская чета была проиллюстрирована в газете, стоящей вокруг елки со своими детьми, и традиция украшать елку стала модной.

В викторианскую эпоху рождественские елки украшали свечами , чтобы напоминать детям о звездах на небе во время рождения Иисуса. Конечно, использование свечей было большой опасностью пожара. Сегодня свечи были заменены маленькими электрическими лампочками цвета , которые больше напоминают ярмарочную площадь, чем священный символ « Свет мира ».

Елки были украшены конфетами и тортами, перевязанными лентой. В 1880 году Woolworths впервые продала изготовленные рождественские елочные украшения, которые оказались очень популярными.

Сегодня рождественские елки украшены мишурой, гирляндами и небольшими украшениями, свисающими с веток. Шоколадные монеты или шоколадные формы также вешают на елку, а подарки кладут под елку.

Ангел или звезду обычно кладут на самую верхушку дерева.Ангел напоминает христианам об ангеле, принесшем радостную весть пастухам в поле.

Мишура

Безделушка

Сказочные огни

Давным-давно люди каждую зиму украшали деревья на улице.Когда деревья лишились листьев, казалось, что духи, живущие на деревьях, покинули их. Это очень беспокоило людей, потому что они верили, что без древесных духов на деревьях никогда больше не вырастут листья. © авторское право projectbritain.com

Чтобы вдохновить древесных духов вернуться, они одели деревья полосами цветной ткани. Они надеялись, что, сделав деревья красивыми, духи вернутся, чтобы жить на деревьях, готовые к весне. К всеобщему удовольствию, это сработало, и каждый год весной деревья снова покрывались листвой.© авторское право projectbritain.com

Когда в Германии появился новый обычай приносить небольшие елки в дом, было вполне естественно добавлять к ним похожие украшения, даже если ели не потеряли своих листьев.

Со временем люди добавляют разные украшения. Добавляли нитки бус и фруктов, с веток свешивали имбирные пряники и сладости. посетите сайт projectbritain.com для получения дополнительной информации

В Лондоне возле статуи лорда Нельсона на Трафальгарской площади устанавливают гигантскую рождественскую елку, которую ежегодно украшают с большой церемонией.Дерево - благодарственный подарок жителей Осло, Норвегия. Во время Второй мировой войны король Норвегии Хокон был вынужден бежать в Англию, когда немцы оккупировали его страну. С 1947 года Норвегия выражает свою благодарность британскому народу за помощь, продолжая отправлять огромную норвежскую ель на всеобщее обозрение.

Интересный факт
На протяжении многих веков деревья украшали яблоками, пирожными и сладостями.

Елки биоразлагаемы - ствол и ветви можно использовать в качестве мульчи для сада.Мульча создает защитный барьер для корней других растений и растительности, предотвращая рост сорняков. Затем мульча разлагается, обеспечивая растениям питательные вещества, необходимые для их роста.

Жил-был монах по имени Святой Бонифаций, который срубил огромный дуб. Когда дуб упал на землю, он раскололся на четыре части, и из его центра выросла молодая ель.

«Это маленькое дерево будет вашим Святым деревом сегодня вечером.Это дерево мира для ваших домов построены из ели. Это знак бесконечной жизни , потому что его листья вечнозеленые. Видите, как он указывает на небеса? Назовем это деревом Младенца Христа . Собирайтесь об этом не в пустыне, а в своих домах. Там его будут окружать дары любви и обряды доброта. "

По сей день ель является символом Рождества.

См. Также Рождественские украшения в Англии

.

Смотрите также

Сайт о Бане - проект, посвященный строительству, эксплуатации и уходу за русской баней. Большой сборник статей, который может быть полезен любому любителю бани

Содержание, карта сайта.