Спор деревьев как ты считаешь кто прав в этом споре


К. Д. Ушинский «Спор деревьев»

Литературное чтение, 2КЛАСС.

Тема: К. Д. Ушинский «Спор деревьев»

Цель: познакомить учащихся с произведением К. Ушинского,

Оборудование: презентация, портрет Ушинского, название сказки, учебник, рабочая тетрадь.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

Организационный момент

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Инна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературно чтения .

Приветствие учителя, посадка за столы.

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Проверка домашнего задания

Какое произведение вы читали дома?

- Кто его автор?

— К какому жанру относится это произведение?

- Докажите.

— Вы сделали комикс. Давайте его озвучим.

-Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски. -Дональд Биссет

-Сказка

Озвучивают комикс.

Коммуникативные УД: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга

Сообщение темы урока.

-Посмотрите на экран. Вы видите К.Д.Ушинского.

-Какие произведения этого писателя вы знаете??

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведением К.Д.Ушинского «Спор деревьев».

-Как вы думаете ,что такое спор?

Спор-это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.

Наше Отечество. Гусь и журавль. Кто дерет нос к верху.

Рассуждают

Коммуникативные УУД: Умение правильно находить ответ, и правильно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Изучение нового материала.

1.Знакомство с биографией К.Д.Ушинского.

Прежде чем перейти к знакомству с произведением, я вам немного расскажу о писателе.

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 г. В Туле в небогатой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным человеком. Обучением и воспитанием мальчика занималась мать, - Любовь Степановна. Любовь Степановна умела бережно относиться к природной любознательности ребенка, поддерживать и развивать его пытливую мысль. Любовь к родной природе, ставшая затем частью более глубокого и осознанного чувства – любви к родине – одно из самых характерных устремлений Ушинского.

Слушают учителя

П (Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстра-циях).

Р (Учиться высказывать своё предположе-ние (версию) на основе работы с иллюстраци-ей учебника).

К (Развивать умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Умение работать в паре и в группах).

Л (Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции).

Физминутка.

Откройте свои учебники на странице 154.

-Я вам прочитаю, а вы внимательно послушаете

– Это произведение – сказка или рассказ? Почему?

- Кто герои произведения?

-- Каким настроением проникнута их речь?

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы) 

Речевая разминка

Чтобы история наша зазвучала правильно, надо подготовиться к чтению.

* Читай целыми словами

Спор – спорили – заспорили

Смотр –смотрит – смотрится

Хвала – хвалят – похвалят – похваляться

б) Читаем первый раз плавно, по слогам, а затем целыми словами.

Вы- рез –ны –е -------вырезные

Вер – хуш – ка ------верхушка

По – го – ди – те -------погодите

Го – ле – нё – шень – ки --------голенёшеньки

*Читай внимательно

Выпиты – вылиты

-Чем отличаются слова? Какое значение имеет слово выпиты, а вылиты?

- ПОВТОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА (чтение по цепочке)

1)Расположи рисунки по порядку, как в сказке.

На доске прикреплены картинки деревьев.

2)Обратимся к героям. Кто из персонажей сказки вам более симпатичен? Чем?

Познавательных УУД:

- общеучебные:

- поиск и выделение необходимой информации;

-умение осознанно стоить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные УУД: Проводить

психическую и

физическую

разгрузку

вместе с

товарищами

Закрепление изученного материала.

Выборочное чтение.

Самостоятельное чтение.

Беседа по вопросам.

-Что о себе рассказал дуб?

-Что ему на это ответила яблоня?

Что о себе рассказала сосна ?

-Откройте свои тетради на стр.96 №1.Выпишите из текста слова, которые помогают представить персонажей.

-Как вы считаете, кто прав в этом споре? Выберите ответ и обоснуйте своё мнение:

- дуб - сосенка

- яблоня - все деревья

Так кто же из деревьев приносит большую пользу, можно определить? Почему?

Работа над выразительностью чтения.

1.Подготовка к чтению по ролям.

Выделите слова автора, дуба, яблони, сосны.

-Слова дуба. Каким тоном нужно их читать?

-А каким тоном слова яблони и сосны?

2.Чтение рассказа по ролям. (2-3 группы)

Раб.тетр. №2

Запиши свое мнение о том, кто прав в этом споре?

«Я всем деревам царь, корень мой глубоко ушел….»

«дубище, на тебе одни желуди, свиньям на потеху …..»

……

Дуб

«…всем деревам царь, ствол в три обхвата, листья…вырезные»

и др.

Яблоня

«… мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает»

Сосенка

«без меня в холодной сторонке житья бы людям не было; я им и печки топлю и избы строю»

Рассуждают

(чтение отрывка детьми)

Записывают.

П (Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя).

Р (Учиться работать по предложен-ному учителем плану).

К (Выразитель- но читать и пересказы-вать текст. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме).

Л (Оценивать поступки в соответ-ствии с определён-ной ситуацией).

Домашнее задание

Взять в библиотеке книгу с произведениями Д.Ушинского и прочитать одно из произведений.

Записывают домашнее задание

Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации

Рефлексия деятельности и итог урока

Цель: провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность, зафиксировать направление будущей деятельности

Итог.

  1. Чему нас учит сказка, прочитанная сегодня?

  2. - Кто её автор??

Обобщение учителя.

-Прикасаться к красоте природы сердцем мы можем ежедневно, ведь в любом, даже самом обычном явлении, можно увидеть что-то необычное, иногда для этого надо просто пофантазировать, как это в своё время сделал К.Д. Ушинский.

На этом наш урок закончен! Спасибо за внимание.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Разработка урока на тему: К.Ушинский "Спор деревьев"

Урок: литературное чтение.

Тема: К. Ушинский “Спор деревьев”

Цели: познакомить учащихся с произведением К.Ушинского «Спор деревьев».

Задачи урока: развивать познавательный интерес учащихся; способствовать развитию целенаправленной фантазии и творческому подходу к анализу произведения; совершенствовать навык осмысленного и выразительного чтения; прививать любовь к природе;

Ход урока.

1.Орг.момент.

Что такое? Что случилось? Сл.1
Почему звенит звонок?

Дети: 

Мы готовы. Стол в порядке. 
Начинается урок.

- Покажите с помощью сигнальных карточек ваше настроение.

2.Психологический настрой

- Чем бы Вы хотели сегодня заняться на уроке? (Ответы учащихся)

- Постараюсь исполнить все Ваши желания.

3.Речевая разминка 

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (Читать выразительно, правильно, быстро)

- Что нам помогает хорошо проговаривать звуки?(Скороговорки, чистоговорки)

Ра - ра- ра - сядем у : .(костра) Сл.2,3
Ро - ро- ро - едем на : .(метро)
Ри- ри - ри - Рита, : .(говори)
Ру- ру- ру - варим на : .(пару)
Ре- ре- ре - играем во : .(дворе)
Ры- ры- ры - катимся с : . (горы)

4.Проверка Д.З.

- Какое произведение вы читали дома? «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски» 
- Кто его автор?(Дональд Биссет) 

- К какому жанру относится это произведение? (Сказка)
- Докажите. 

- Сейчас мы с вами поиграем в игру Радиотатр. Нам нужно выбрать игроков.

За автора читает….

За тигрицу – маму будет читать - ….

За тигрёнка Бинки читает...

За сержанта читает…

За зебру читает…

5.Создание проблемной ситуации.

- Сегодня, ребята, я вас приглашаю в необычное путешествие. 
Закройте глаза, представьте себе, что вы попали в заколдованный лес, в котором стоят деревья разных пород. По правую руку от вас берёза, по левую – дуб, впереди ель, а за ним – ива, сосна и ещё много – много других деревьев. 
Представили? 
Теперь откройте глаза. 
- Как вы думайте, о чем мы будем говорить на уроке? (о деревьях) 
- Но мы о деревьях говорим на уроке окружающего мира, а сейчас урок литературного чтения? (значит, мы будем читать произведение о деревьях).

6.Знакомство с произведением Сл.4

- Обратите внимание на выставку. Произведения, какого автора выставлены на выставке?

(выставка книг К. Д. Ушинского). Сл.5

- Мы с этим писателем уже знакомились. Что вы можете про него сказать?

- Тема нашего урока: К.Ушинский « Спор деревьев». Сл.6

- Перед тем как мы познакомимся с текстом, давайте выполним задания.(7, 8, 9)

А)Читай целыми словами ( что можете сказать о них из уроков русского языка?)

Б)Читай слова сначала по слогам, а затем слитно.

В) Читай внимательно.

Словарная работа (значение слов) (10сл.)

- Промежду между собой

- Вырезные – изготовленные с резьбой, значит резные, н.р. – листья

- Молвила – сказала, произнесла (устаревшее слово)

- Откройте учебник на с.66.

- Первичное чтение учителем.

7.Физкульт.минутка (сл.11)

8.Первичное закрепление.

- К какому жанру можно отнести текст? (Текст похож на сказку).

- Перечислите героев этого произведения: Дуб, яблоня, сосна. (Сл.12)

- О чем они спорят? ( О том, кто из них лучше)

- Они доброжелательно относятся друг к другу?

- Как вы думате, кто прав в споре?

- Кто первым начал спор среди деревьев? (дуб)

- Давайте прочитаем 1 часть, о том как дуб начал спор.

- Каким вы себе представляете дуб. (самовлюбленный, гордый, хвастливый).

- Ну а теперь прочитайте 2 часть, про яблоню.

- Какой вы представили ее? (рассудительная, тоже хвастливая, гордая)

- Как она говорит? Насмешливо, оскорбительно, возмущенно (слова на карточках)

- Как к спору отнеслась сосенка?

- Скажите, а деревья похожи на людей? Чем?

- В чем мудрость этой сказки? (Мне кажется, что каждый в жизни выбирает свою дорогу. Каждому от природы дано своё. Каждый в чем то силен, а в чем то слаб. Один живет ярко, словно звезда, вспыхнул и погас; другой как речка – течёт медленно и размеренно. Важно быть сильным, быть мастером в одном деле каком-то; и помогать другим; и делать добро.)

- с.68 №2 (Сл.13)

9.Итог урока.

- С каким произведением мы работали? 
- Кто автор? 
- Как вы думаете, какая пословица наиболее точно отражает главную мысль сказки. Обоснуйте свое мнение. 
И лес шумит дружней, когда деревьев много. (Сл.14)
Красота всякому видна. 
Не ищи красоты, а ищи пользы. 
Каковы дела, такова и польза. 

10.Выставление оценок.

11.Д.З. (сл.15)

по выбору творческого характера

Спор деревьев - Ушинский К.Д. Читать рассказ онлайн.

  • Сказки

    • Русские народные сказки