Турецкие бани энгр


Турецкая баня, Жан Огюст Доминик Энгр

Турецкая баня - Жан Огюст Доминик Энгр. 1862. Холст на дереве, масло. 110x110 см

   Первое удивительное открытие, связанное с картиной «Турецкая баня» - это возраст художника. Жану Огюсту Энгру было уже за 80, когда он закончил одну из самых откровенных картин. Некоторые исследователи считают, что этой работой он подвёл жирную черту в своих изысканиях в жанре ню.    Второе открытие связано с необычайным композиционным решением. Нет, это не скрытое потайное окошко, в котором зритель может разглядеть откровенную сцену восточного гарема, а тщательно выверенная сложная композиция сферического характера. Автор выбрал форму тондо, а ощущение объёма получено с помощью филигранной игры света.    Вначале работы картина имела привычный прямоугольный вид, но Энгр, который, как и все художники в ту пору экспериментировал с пространством, остался недоволен этим вариантом (хотя и продал его принцу Бонапарту), решил снова приступить к данному сюжету, но уже избавившись от линейной перспективы.

   В итоге, картина, красующаяся нынче в Лувре, значительно превзошла первоначальный вариант, и заняла своё место в ряду картин Энгра, признанных шедевральными.

   Томные плавные фигуры наложниц, заполняющие всё пространство, написаны в бежево-телесной, золотистой палитре, разбавляемой цветовыми контрастами в виде синей подушки, высокой вазы, тёмной матовой кожи девушки-негритянки, красного пола.    Каждая из обнажённых женщин, чувствует себя свободно и расковано – кто-то танцует, кто-то играет на струнном инструменте с тонким грифом, а кто-то просто откинулся на мягкие матрасы, наслаждаясь происходящим. Сегодня считается, что некоторые фигуры девушек не имеют аналогов в европейском искусстве вообще, отсылая зрителя скорее к традициям Индии.

   Картина «Турецкая баня» считается лучшей работой Энгра и одной из самых известных шедевров мира. Неслучайно именно с этой работы Лувр открыл серию выставок-досье, демонстрирующих обо всех этапах работы над одной картиной. В 1971 году посетителям необычной выставки одной картины, было предложена вся информация об этапах работы над ней, эскизы, наброски, а также картины других художников, написанных под влиянием этого произведения, доказывающим огромное влияние «Турецкой бани» на мировое изобразительное искусство в целом.

muzei-mira.com

Описание картины Жана Огюста Энгра «Турецкая баня»

Энгру было семьдесят девять лет, когда он начал работу над этой картиной и восемьдесят два, когда он закончил её. Ею он подводит итог – всю жизнь посвятив работой и изысканиям в жанре ню (то есть, в жанре обнаженной натуры), он находит свой смысл, свой Грааль, и лучшее, чему сумел научиться, воплощает в «Турецкой бане».

На ней изображен гарем турецкого хана, отправившийся в баню в полном составе. Томные женщины заполняют все пространство картины, и на первый взгляд она кажется весьма хаотичной. На самом же деле, она естественно и плавно вписывается в круг.

Центральная женская фигура повернута к зрителю спиной. Волосы женщины замотаны в тюрбан, из-за плеча её выглядывает гриф музыкального инструмента. На подушках со всех сторон возлежат друге женщины, одна сидит, опустив ног в прохладную воду бассейна, одна танцует – вряд ли услаждая взгляды своих подруг, скорее вспоминая танец или желая кого-то научить.

Картина буквально светится телесным, светлым цветом наготы, который только кое-где прорывается яркими пятнами. Негритянка с кожей смуглой, как бронза, синий кувшин, столик с благовонными маслами и притираниями.

Томное сладострастие картины затягивает. Если долго смотреть на неё – почувствуешь ароматный горячий пар, расслабленную негу множества женщин, пришедших в баню не только помыться, сколько отдохнуть, поболтать и навести красоту. Они не думают о том, как выглядят, просто наслаждаются происходящим, и в том, как Энрг выписывает их – каждую с тщанием, с отдельный мыслью, прорисовывая черты лица, складки кожи, мягкость очертаний, и видно, насколько он любит их, прекрасно понимая, как устроено женское тело, какие в нем движутся мышцы, как расположен на нем жир.

Мягкость, плавность и томность «Турецкой бани» радует глаз и наводит на приятные, легкие и немного душные размышления.

opisanie-kartin.com

ЭНГР ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК Турецкая баня, 1862

Монтобан, 1780 — Париж, 1867

Холст на дереве, диаметр 108 см. Передана в Лувр в 1911 г.

← Назад к списку картин Лувра

Это тоже надо видеть:

mylouvre.su

Турецкие бани (картина) - это... Что такое Турецкие бани (картина)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Турецкие бани (значения).

«Турецкие бани» (фр. Le bain turc) — картина французского художника Жана Энгра.

Энгр закончил писать эту картину, когда ему было уже за 80 лет. Этой картиной художник подводит своеобразный итог изображения купальщиц, тематика которых давно присутствовала в его творчестве. Полотно было завершено в 1859 году в форме квадрата и тогда же куплено принцем Бонапартом. Однако через год художник возобновил работу над ним и превратил его в тондо. Энгр подписал картину и поставил на ней дату в 1862 году, хотя он вносил изменения и в 1863 году.[1] Публика получила возможность увидеть эту картину только в 1905 году во время ретроспективного показа, посвящённого творчеству Энгра. В 1911 году передана в Лувр обществом друзей Лувра и содействии Мориса Фенайя. В настоящее время находится в 60-м зале на 2-м этаже галереи Сюлли в Лувре. Код: R.F. 1934.

Художник изобразил охваченных истомой женщин, лежащих в ленивых, расслабленных позах, а также восточный танец обнажённой красавицы на втором плане. Картина погружает зрителя в атмосферу сладострастия и праздности.

Источники

Ссылки

dic.academic.ru

Турецкие бани | Великие художники

27.05.2015

Жан Огюст Доминик Энгр «Турецкие бани», 1862

Лувр, Париж

Неоклассицизм

Энгр закончил писать эту картину, когда ему было уже за 80 лет. Этой картиной художник подводит своеобразный итог теме купальщиц, которая давно присутствовала в его творчестве. Полотно в форме квадрата было завершено в 1859 году и тогда же куплено принцем Бонапартом. Однако через год художник возобновил работу над картиной и превратил её в тондо. Энгр подписал картину и поставил на ней дату в 1862 году, хотя он вносил изменения и в 1863 году. Публика получила возможность увидеть эту картину только в 1905 году во время ретроспективного показа, посвящённого творчеству Энгра. В 1911 году передана в Лувр Обществом друзей Лувра при содействии Мориса Феная. В настоящее время находится в 60-м зале на втором этаже галереи Сюлли в Лувре.

Художник изобразил охваченных истомой женщин, лежащих в ленивых, расслабленных позах, а также восточный танец обнажённой красавицы на втором плане. Картина погружает зрителя в атмосферу сладострастия и праздности.

greatartists.ru


Смотрите также

Сайт о Бане - проект, посвященный строительству, эксплуатации и уходу за русской баней. Большой сборник статей, который может быть полезен любому любителю бани

Содержание, карта сайта.